Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, друзья мои! Среди людей верующих принято время от времени бранить наш непостоянный, предательский, безбожный мир, который забыл свои истоки, веру отцов, религию, богопочитание, отказался от своих корней и своей истории, и первыми пали бастионы морали. Мы видим, что мир все дальше и дальше отходит от христианской нравственности. Подвергаются сомнению вещи, которые для наших предков были сами собой разумеющимися. И из-за этого бывает очень сложно вести диалог не просто с мудрыми мира сего или его правителями, а вообще с людьми, которые выросли в горниле светской морали, светской этики.
Одна только добродетель, как мне кажется, остается нетронутой и вряд ли когда-нибудь упадет. Я говорю о честности и чувстве правды. Это важнейшая из добродетелей, важнейшая из черт характера, если хотите, потому что использовать слово «добродетель» вряд ли будут светские люди. И если мы с вами посмотрим на журналистские расследования, статьи известных авторов, дискуссии политиков, то увидим, что даже если люди отрицают евангельские истины и забывают о десяти заповедях или же о преданиях святых отцов, они тем не менее принимают как саму собой разумеющуюся добродетель честности. То есть в честности есть неоспоримое, неколебимое достоинство. Честность и правда превыше всего.
Обратите внимание, как критикуют Церковь светские люди, агрессивно настроенные даже по отношению к Евангелию. Их главный удар приходится на лицемерие церковных деятелей, именно в этом они нас обличают. «Вы, священники и другие верующие, – лицемеры», – говорят нам антиклерикально настроенные журналисты. Если идет критика в сторону Католической Церкви, то и Папу, и других епископов чаще всего обвиняют в том, что они говорят одно, а делают другое. Если критикуют Православную Церковь, выносят на поверхность какие-то скандалы, может быть, сплетни, неблаговидные поступки иерархов, священников и простых верующих людей, показывают нам и говорят: «Вы врете». Это основная претензия к верующим людям – нас обвиняют не в том, что мы в Бога верим, а в том, что мы лжем. В лицемерии нас обвиняют. О чем это говорит? С одной стороны, о том, что довольно часто все эти расследования, обвинения имеют политический, порой даже заказной характер. Но довольно часто за ними, к сожалению, есть правда. Увы, мы должны это признать.
Сейчас я хочу сказать совсем о другом – не о нападках на Церковь, а о том зерне истины, к которому апеллируют даже светские люди, материалисты, атеисты, у которых, как кажется порой нам, верующим людям, не осталось ничего святого. Тем не менее кое-что святое у них все-таки осталось. Мы должны не просто признать это, а богословски и философски осмыслить.
Честность, правда, истина не покидают этот мир никогда. Пусть пали все устои, законы, заповеди, но честность и правда останутся с человеком до самого конца. И для нас это важнейшее откровение, касающееся практической деятельности. Во-первых, обратив внимание на остатки нравственности у светских людей, мы с вами должны будем признать, что в этой добродетели очень часто они существенно опережают нас, верующих людей. Пусть у человека не осталось уже ничего святого, одна только правда, и ради правды он хочет даже Бога ниспровергнуть, доказать, что Он ложь, или же «докажите мне обратное – убедите меня в том, что Бог на самом деле есть». Значит, человеком движет все-таки не только материальный интерес и не просто озлобленность (хотя такое тоже бывает), а воля к правде, воля к истине.
И для нас, людей, вступающих в диалог со светским оппонентом, это есть основа для дальнейшего разговора, для того чтобы понять, чем человек живет, почему для него так важно придерживаться правды, адекватного взгляда на этот мир. Почему все-таки для человека, который отказался от всего святого – от идеи Бога, опыта богообщения, от Церкви, – все-таки так важна эта честность, искренность, правдивость? Почему он всем своим существом отвергает ложь? Ведь в светском мире есть и другие тенденции, когда говорят, что на самом деле все вокруг – игра, лишь какие-то практики и никакой истины не существует. Иногда такую точку зрения не совсем обоснованно называют постмодернизмом. Тем не менее большинство людей, как бы они ни были далеки от Церкви, очень чувствительны к правде, к правдивости. И на этом основании нам и нужно строить с ними диалог.
А перед тем как строить диалог, надо бы вспомнить, что и для христианина честность, правдивость, искренность не последние слова. Ведь мы в нашей религиозной жизни, в увлеченности религиозными формами иногда незаметно теряем из виду эти важнейшие добродетели: честность по отношению к себе, честность по отношению к близким, правдивость по отношению к нашей церковной жизни. И когда мы вступаем в диалог с людьми, критикующими Церковь, нужно все-таки иметь смелость признать некоторые ошибки, иметь смелость говорить правду, иметь смелость принимать правду о себе. Но этот диалог, как и многие наши встречи с безбожным миром, основывается на простом принципе – прежде чем осудить, надо оправдать.
Вы никогда не сможете понять своего оппонента, никогда не сможете переубедить его или даже просто услышать его позицию, если с самого начала не увидите его правоту, может быть, скрытую под разными мифами, образами, стереотипами. У каждого человека непременно остается его правда: это залог самостояния каждого человека. Есть своя правда и у безбожника, между прочим, как бы парадоксально это ни звучало, есть своя правда и у критика Церкви, есть своя правда у человека, который, может быть, относится к нам очень резко и неприязненно. Но эту правду нужно разглядеть, и мы, как христиане, обязаны это делать, потому что наш Господь сказал о Себе: Я есть путь и истина и жизнь. Одно из Его имен – истина, и христианина должны отличать прежде всего стремление к истине и чувствительность к правде.
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!