Свет невечерний. Зачем освящать автомобиль

9 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

С чем ассоциируется Церковь и церковная жизнь у околоцерковных людей, рядом с Церковью находящихся, испытывающих симпатию или, может быть, даже живой интерес к Церкви? Церковь занимается освящением этого мира. В самых простых проявлениях это освящение мы можем наблюдать, например, в освящении пасох и куличей на Пасху, яблок на Преображение, меда на Медовый Спас, свечей на Сретение и, конечно же, святой воды на Крещение. Все Церковь освящает, и людей тоже. Мы крестим детей, причащаем детей и взрослых, напутствуем, освящаем, окропляем. Даже перед началом учебного года мы кропим святой водой наших красиво одетых карапузов. Священники освящают святой водой и знамена полковые, и даже целые ракетные подразделения. То есть основная работа священника и верующих людей в этой жизни – освящение всего, что нас окружает. Поэтому мы знаем об освящении квартир, домов, машин, икон, крестиков и т.д. Освящать приносят даже кольца перед венчанием. Все Церковь освящает. Это замечательно, это здорово! И за это нас еще и критикуют! Почему?

Потому что на самом деле к этому благородному, вполне законному порыву примешивается нечто совершенно незаконное, иноприродное. И мы должны это признать! Дело в том, что Церковь обвиняют в том, что это некоторое торговое предприятие, бизнес- проект, что мы продаем это благословение. Вот что нам бросают в лицо: «Вы продаете свечи, вы продаете иконы. Вы берете деньги за освящение машин, квартир и т.д. Вы собираете деньги на пожертвование. Вы тем самым просто делаете деньги – если не из воздуха, то из воды, которую называете святой». И мы здесь должны постоянно объясняться, может быть, даже оправдываться, что на самом деле все вовсе не так. Не ради денег это!

Но если мы внимательно проанализируем, как воспринимает этот акт освящения священник и как его воспринимает мирянин, то мы поймем, что в обыденном сознании именно это и присутствует. Потому что большинство мирян и некоторая часть духовенства относятся к освящающему служению Церкви магически. Вот это важное слово: магия. К вам как к священнику приезжает человек, который просит освятить только что купленную в салоне машину, объясняя это тем, чтобы с ним чего не произошло, чтобы с ним чего не случилось. А то говорили, что Гриша в прошлое воскресенье поехал освящать, освятил. Была буря. Тополь упал возле офиса, повредил соседнюю машину. А на Гришину машину не упал! Видите, какая сила освящения, потому что он освящал у отца Серафима. Вот отец Серафим освятит так освятит! Это уже гарантия! Год деревья не будут падать на эту машину.

А мы себе задаем вопрос: что же, если освятили машину, тогда и правила дорожного движения не нужно соблюдать, не нужно соблюдать скоростной режим, не нужно быть внимательным, сажать детей должным образом, следить за своей машиной, проходить техосмотр, содержать в порядке документы? Или вы освящаете квартиру, потому что ругаетесь. Вот освятите, батюшка, и тогда мы ругаться не будем. И действительно! Слышали, что Маруся освящала дом. Они с мужиком ругались со страшной силой, а вот освятили, даже знаете, фикус зацвел, чего с ним никогда не бывало, и кошки перестали болеть. Это учение Церкви такое? То есть мы освящением заменяем человеческую ответственность, например, за дорожное движение или отношения в семье, болезни?

Дело в том, что здесь осуществляется очень тонкая подмена. Мы в таком объяснении эксплуатируем естественную религиозность. Что на самом деле происходит в освящении квартиры или машины? Надо ли это вообще делать? Может, это языческие предрассудки? Человек пришел освятить, потому что он боится! Он боится, вдруг его остановит гаишник и скажет: «Вы попались на нашу камеру». А тут у него икона, иконостас, ладанка с Афона – и, может быть, пронесет! Человеком движет страх, сверхъестественный страх, связанный с элементарной естественной религиозностью, которая присутствует в совершенно любом обществе как страх судьбы, вера в случай. Один мой знакомый, который долгое время состоял в воровской шайке, рассказывал, что когда они шли на дело, они молились богу воров, чтобы им сопутствовала удача. Эти совершенно элементарные, первичные, архаичные эмоции присутствуют и в нашей религиозной практике: страх, судьба, удача, месть, другие очень древние, архаичные эмоции.

Но о чем говорит христианство на самом деле? Надо ли освящать машину? И какой мотив этого освящения? А мотив очень простой. Мы опираемся не на страх. Главная эмоция, которая сопровождает освящение и дома, и машины, и брачных колец, – это благодарность. Человек в церкви не страхует автомобиль  от несчастных случаев, не на всякий случай берет еще и магические ритуалы со стороны священника с помощью кадила или святой воды, а он перед Богом приносит некий дар, который Господь ему дал, вот эту машину, и говорит: «Господи, спасибо!» И ему нужно эту эмоцию, этот опыт каким-то образом религиозно оформить. Для этого и существует освящение!

А если вам говорят, что нужно освятить, чтобы машина не поломалась или не попала в аварию, и если мы проведем исследование, сколько прошедших освящение машин попадает в аварию, то я думаю, цифры не очень сильно будут отличаться от количества аварий, в которых пострадали любые другие автомобили. Я думаю,  если мы сравним, как часто ругаются в освященных и неосвященных домах, то большой разницы не увидим.

Дело совершенно в другом. Раз Господь дал этот дар (например, построил человек дом), естественно хочется, если у человека сердце христианское, сказать Богу спасибо. Жест освящения дома – это и есть большое спасибо Богу. Жест освящения машины – большое спасибо Богу, что наконец-то я купил хороший автомобиль. Я не боюсь, потому что принимаю и свою ответственность, и покров Божий надо мной, над моей семьей. Но мне хочется сказать спасибо Богу. Вот в чем смысл освящения! Благодарность Господу от человека с благодарным сердцем. Потому что основа христианства – не страх наказания, не жажда получить награду, а благодарное сердце.

Это благодарное сердце нужно воспитывать, избегая тех крайностей, тех уродств религиозной жизни, которые у нас, к сожалению, есть. Они связаны и с дурной магией, и с совершенно неприличной, на грани кощунства коммерцией, которой мы сопровождаем все, что связано с освящением или благословением. Это есть! Но злоупотребление не отменяет употребление. Нужно постоянно объясняться, постоянно говорить, в чем смысл, в чем подлинное значение этих религиозных жестов. В основе освящающего действия Церкви лежит порыв благодарности, порыв благодарного сердца, которое и есть основа христианской жизни!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать