Свет невечерний. «Ярость благородная»

10 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В Белоруссии 14 января будет вспоминаться событие, которое является одним из многих печальных исторических моментов нашей истории: 14 января 1944 года фашисты сожгли деревню Алла недалеко от города Гомеля, и в пожаре погибло 1758 человек. Многие люди слышали о Хатыни. Есть мемориальный комплекс, много книг написано об этой трагедии, о том, что сделали нацисты с белорусскими деревнями, но вот про деревню Алла мало кто знает и вспоминает. Но там погибло 1758 человек, из них 950 детей. На месте этой деревни сейчас находится мемориальный комплекс, который организовали довольно недавно. Там освящен крест, планируется создать мемориальную аллею.

Таких мест в Белоруссии очень много. Так, недалеко от города Гомеля находилась деревня Бурки, в которой сожгли 1800 человек. Больше знают деревню Росицу в Витебской области, где в пожарище погибли 1500 человек, которых нацисты сожгли живьем. Среди них были два католических священника, которые пытались защитить местных жителей. Они потом были канонизированы Католической Церковью и причислены Иоанном Павлом II к лику блаженных. Два замечательных пастыря Христовой Церкви.

Таких священников было немало и среди православных людей. Священники погибали, были связными партизанских отрядов, помогали прятать еврейских детей, которых у нас много погибло в Белоруссии, потому что в Белоруссии проживало очень много евреев. Даже моя прабабушка спрятала еврейскую девочку. Мимо ее хатки на расстрел проводили гомельских евреев, и до сих пор мы находим могилы местных жителей. Количество погибших точно до сих пор неизвестно. Два года назад недалеко от Гомеля нашли огромную братскую могилу, о которой никто не знал. Там похоронены тысячи людей, расстрелянных нацистами в годы Великой Отечественной войны.

Почему я это вспоминаю? Потому, что мы как-то небрежно относимся к этим фактам; 1758 человек – это двенадцать Хатыней. Это гораздо больше, чем было сожжено там. Но дело не в числах, а в том, что если бы эта трагедия произошла где-то в другой стране, мы бы говорили об этом много и громко, снимались бы документальные фильмы. Хотя остались воспоминания и интересные сюжеты, которые были связаны с этой историей. Между прочим, в этой мясорубке войны были люди, которые выжили и оставили записи. Есть даже видеозаписи общения с этими людьми.

Но общество довольно небрежно относится к этой памяти. Это первый момент, который меня тревожит. Второй момент: как христианин должен к этому относиться? Мы слышали в песне, которая появилась в годы Великой Отечественной войны, о «ярости благородной».

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная…

Нам кажется, что «ярость благородная» и есть правильная реакция на эти события. Мы эту «ярость благородную» видим в нашей политической жизни, когда одни народы пытаются возбудить в себе национальную ненависть по отношению к другим, вспоминая какие-то события, которые были когда-то. Например, те люди, которые убивали местных жителей белорусской деревни Росицы, принадлежали к Латышскому корпусу эсэсовцев, то есть этих 1500 человек (включая священников, детей, женщин, больных и стариков) сжигали латыши. Должны ли мы после этого ненавидеть латышей? Известно, что в Хатыни расстрельной командой руководили украинские националисты. Это была пестрая команда, в которой были и белорусские националисты. Должны ли мы за это ненавидеть украинский народ?

Для христианина ответ очевиден, потому что мы не можем умножать количество зла и боли в мире, а обида, которая провоцирует ответ и порождает еще большую ненависть, совершенно неуместна среди христиан. Карту национальной обиды постоянно разыгрывают нечистоплотные политики: давайте ненавидеть «москалей», давайте ненавидеть украинцев, давайте ненавидеть поляков, или негров, или американцев, или еще кого-нибудь. Давайте хоть кого-нибудь ненавидеть, потому что сплотить народ вокруг ненависти к кому бы то ни было намного легче.

Не только христиане, а просто мудрые, рассудительные люди понимают, что строить свою жизнь на ненависти нельзя. Нельзя сплотить нацию вокруг ненависти к единому врагу. Это неправильно, потому что людей сплачивает любовь, всепрощение, милосердие, и Господь об этом говорит. Есть знаменитая фраза из Нагорной проповеди: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Это слово одного корня с тем, что такое жалость, сочувствие к людям. Я постоянно слышу, что появляются какие-то комитеты, организации по увековечиванию жертв, например, сталинских репрессий. Это замечательно! Мне близка эта идея. Мы должны помнить эти злодеяния и называть виновных. Не скрывать, не прятать эту правду. Но, как христиане, мы должны правильно к этому относиться.

Недавно мне рассказали о том, что в России создали общество потомков жертв сталинских репрессий, которые стали собирать сведения о родственниках и потомках палачей, следователей, даже машинисток, которые печатали постановления о расстреле. Они начали преследовать этих людей. Как же так? Когда же закончится эта злость? Когда же эта ненависть уляжется? Мы же так никогда не создадим мирной и процветающей страны. Наши семьи будут постоянно в распрях.

Я с этим столкнулся, когда работал со следственными делами гомельских расстрелянных священников, и офицер КГБ, который давал мне работать с этими документами (а есть такое правило, что работать с этими документами можно только в присутствии офицера), мне рассказывал, что они дают родственникам не все документы. Потому что в тех доносах, которые писались на священников, педагогов, на тех людей, что были несправедливо репрессированы, указаны адреса, имена и фамилии  людей, которые составляли эти доносы. Иногда родственники начинают мстить, и эта вендетта никогда не закончится.

Мы ни в коем случае не должны идти этим путем. Когда отца Александра Меня спрашивали о том, как быть, когда тебя горько обидели и ты не знаешь, что с этим делать (потому что яд, который разливается у тебя в памяти, никогда не пройдет, ты не можешь никак успокоиться), отец Александр говорил, что не надо концентрироваться на обиде, а все внимание нужно обратить на Христа, о Нем думать. Только во Христе мы можем простить. Потому что прощение – дар Божий, а не человеческий.

Некоторые выбирают идти путем лжи, укрывательства, какого-то «ванильного» пацифизма, который всех хочет примирить вне зависимости от бед, конфликтов, ран, которые были нанесены человеку. Но это неправильно. Нужно признавать ошибки. Нужно зло называть злом, но при этом нужно научиться милосердию к людям, милости во Христе. Христиане – люди, идущие путем Христа, Который жалел грешников, был снисходительным. Путь снисходительности – это путь мудрости.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать