Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Таких мест в Белоруссии очень много. Так, недалеко от города Гомеля находилась деревня Бурки, в которой сожгли 1800 человек. Больше знают деревню Росицу в Витебской области, где в пожарище погибли 1500 человек, которых нацисты сожгли живьем. Среди них были два католических священника, которые пытались защитить местных жителей. Они потом были канонизированы Католической Церковью и причислены Иоанном Павлом II к лику блаженных. Два замечательных пастыря Христовой Церкви.
Таких священников было немало и среди православных людей. Священники погибали, были связными партизанских отрядов, помогали прятать еврейских детей, которых у нас много погибло в Белоруссии, потому что в Белоруссии проживало очень много евреев. Даже моя прабабушка спрятала еврейскую девочку. Мимо ее хатки на расстрел проводили гомельских евреев, и до сих пор мы находим могилы местных жителей. Количество погибших точно до сих пор неизвестно. Два года назад недалеко от Гомеля нашли огромную братскую могилу, о которой никто не знал. Там похоронены тысячи людей, расстрелянных нацистами в годы Великой Отечественной войны.
Почему я это вспоминаю? Потому, что мы как-то небрежно относимся к этим фактам; 1758 человек – это двенадцать Хатыней. Это гораздо больше, чем было сожжено там. Но дело не в числах, а в том, что если бы эта трагедия произошла где-то в другой стране, мы бы говорили об этом много и громко, снимались бы документальные фильмы. Хотя остались воспоминания и интересные сюжеты, которые были связаны с этой историей. Между прочим, в этой мясорубке войны были люди, которые выжили и оставили записи. Есть даже видеозаписи общения с этими людьми.
Но общество довольно небрежно относится к этой памяти. Это первый момент, который меня тревожит. Второй момент: как христианин должен к этому относиться? Мы слышали в песне, которая появилась в годы Великой Отечественной войны, о «ярости благородной».
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная…
Нам кажется, что «ярость благородная» и есть правильная реакция на эти события. Мы эту «ярость благородную» видим в нашей политической жизни, когда одни народы пытаются возбудить в себе национальную ненависть по отношению к другим, вспоминая какие-то события, которые были когда-то. Например, те люди, которые убивали местных жителей белорусской деревни Росицы, принадлежали к Латышскому корпусу эсэсовцев, то есть этих 1500 человек (включая священников, детей, женщин, больных и стариков) сжигали латыши. Должны ли мы после этого ненавидеть латышей? Известно, что в Хатыни расстрельной командой руководили украинские националисты. Это была пестрая команда, в которой были и белорусские националисты. Должны ли мы за это ненавидеть украинский народ?
Для христианина ответ очевиден, потому что мы не можем умножать количество зла и боли в мире, а обида, которая провоцирует ответ и порождает еще большую ненависть, совершенно неуместна среди христиан. Карту национальной обиды постоянно разыгрывают нечистоплотные политики: давайте ненавидеть «москалей», давайте ненавидеть украинцев, давайте ненавидеть поляков, или негров, или американцев, или еще кого-нибудь. Давайте хоть кого-нибудь ненавидеть, потому что сплотить народ вокруг ненависти к кому бы то ни было намного легче.
Не только христиане, а просто мудрые, рассудительные люди понимают, что строить свою жизнь на ненависти нельзя. Нельзя сплотить нацию вокруг ненависти к единому врагу. Это неправильно, потому что людей сплачивает любовь, всепрощение, милосердие, и Господь об этом говорит. Есть знаменитая фраза из Нагорной проповеди: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Это слово одного корня с тем, что такое жалость, сочувствие к людям. Я постоянно слышу, что появляются какие-то комитеты, организации по увековечиванию жертв, например, сталинских репрессий. Это замечательно! Мне близка эта идея. Мы должны помнить эти злодеяния и называть виновных. Не скрывать, не прятать эту правду. Но, как христиане, мы должны правильно к этому относиться.
Недавно мне рассказали о том, что в России создали общество потомков жертв сталинских репрессий, которые стали собирать сведения о родственниках и потомках палачей, следователей, даже машинисток, которые печатали постановления о расстреле. Они начали преследовать этих людей. Как же так? Когда же закончится эта злость? Когда же эта ненависть уляжется? Мы же так никогда не создадим мирной и процветающей страны. Наши семьи будут постоянно в распрях.
Я с этим столкнулся, когда работал со следственными делами гомельских расстрелянных священников, и офицер КГБ, который давал мне работать с этими документами (а есть такое правило, что работать с этими документами можно только в присутствии офицера), мне рассказывал, что они дают родственникам не все документы. Потому что в тех доносах, которые писались на священников, педагогов, на тех людей, что были несправедливо репрессированы, указаны адреса, имена и фамилии людей, которые составляли эти доносы. Иногда родственники начинают мстить, и эта вендетта никогда не закончится.
Мы ни в коем случае не должны идти этим путем. Когда отца Александра Меня спрашивали о том, как быть, когда тебя горько обидели и ты не знаешь, что с этим делать (потому что яд, который разливается у тебя в памяти, никогда не пройдет, ты не можешь никак успокоиться), отец Александр говорил, что не надо концентрироваться на обиде, а все внимание нужно обратить на Христа, о Нем думать. Только во Христе мы можем простить. Потому что прощение – дар Божий, а не человеческий.
Некоторые выбирают идти путем лжи, укрывательства, какого-то «ванильного» пацифизма, который всех хочет примирить вне зависимости от бед, конфликтов, ран, которые были нанесены человеку. Но это неправильно. Нужно признавать ошибки. Нужно зло называть злом, но при этом нужно научиться милосердию к людям, милости во Христе. Христиане – люди, идущие путем Христа, Который жалел грешников, был снисходительным. Путь снисходительности – это путь мудрости.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!