Свет невечерний. Умывальная чаша Пилата

9 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Вы знаете, что археология развивается стремительно, и мы с вами постигаем, анализируем, оцениваем новые открытия. В последнее время появилось много интереснейших находок, связанных с жизнью первых христиан, времен первых христианских общин I и II века (или даже немножко раньше). Появляются монеты, какие-то надписи, надгробия, обрывки свитков, и все это так или иначе подтверждает верность книг Священного Писания.

Мне иногда приходит мысль: а что, если когда-нибудь археологи найдут умывальную чашу Пилата? Мы ведь хорошо помним этот сюжет из Евангелия, когда Пилат, который не желал ничего плохого лично Христу, то ли из страха, то ли из малодушия, то ли просто из безразличия умывает руки в чаше и говорит: «Кровь Его на вас» (то есть  он как бы неповинен в Его смерти). Отсюда и пошло выражение «умывать руки» («я умываю руки» или «он умыл руки»), когда говорят о политике или даже о главе семьи, который должен был, например, разрешить какой-то конфликт, но отошел в сторону. Так говорят о руководителе, который должен был бы навести порядок в своем учреждении, но умыл руки.

Две тысячи лет прошло, а мы помним эту умывальную чашу. Я думаю, что когда-нибудь найдется писатель, который на основании этого артефакта, может, даже создаст какой-то роман и подумает над вопросом, какие свойства имела бы вода, влитая в эту чашу, что бы она делала с человеком. Но это вопрос к литераторам – людям с развитым воображением.

Интересно совсем другое. Для меня в Священном Писании два человека стоят как будто бы друг против друга, хотя они вряд ли встречались. По крайней мере, в Священном Писании нет указания об этих встречах. Это Иоанн Креститель и Понтий Пилат. Предтеча и Пилат. Почему я ставлю эти фигуры лицом к лицу? Потому, что долгое время меня мучил вопрос, и сейчас я до конца не могу на него ответить: за что умер Иоанн Предтеча? За что умер этот величайший из пророков, рожденных женами?

Он был последним праведником Ветхого Завета. Вы знаете, как святые отцы, наши священные писатели говорят о Предтече: даже выдающийся русский богослов отец Сергий Булгаков посвятил ему целое богословское исследование. Не историческое, не научное, не текстологическое, а именно богословское. Он пытался осмыслить, что этот человек значит с богословской точки зрения, что значит его фигура. Живет в пустыне сирота. Человек, рождение которого было предсказано. Человек, на которого была возложена особая миссия в служении Нового Завета: он должен был указать на Мессию Христа. Выдающийся праведник, который призывает к покаянию.

Сейчас ученые гадают, где воспитывался Иоанн Предтеча. Есть красивая версия о том, что он был в общине ессеев, потому что именно в этой общине была традиция принимать сирот-мальчиков и брать их на обучение, воспитывать, обучать их закону Божию. Из этой общины выходили люди высокой нравственности. Есть интересная мысль о том, что Предтеча ушел из общины ессеев, потому что главным правилом вступления в эту общину было проклятие мира. Чтобы остаться в этой общине, нужно было изречь ритуальное проклятие миру, и Предтеча отказался изрекать это проклятие. Но опять же это лишь версия, гипотеза ученых.

Вот в пустыне мы видим подвижника, аскета, у которого нет ни имущества, ни семьи, ни родителей, ни жены, ни детей. Просто ничего, только песок пустыни и слово Божие, которым он говорит правду, которым он призывает людей покаяться. Мы помним его гениальные проповеди. Он обращался и к воинам, и к простым людям, и к ученым, призывая их жить по совершенно простым правилам; лучше сказать, жить по правде. Потому что каждая из его просьб, обращенная к разным категориям иудейского общества того времени, была не чем иным, как призывом к правде. Именно этого искал он в покаянии: правды, чтобы человек жил по правде.

Удивительно, какое ему было дело до того, как там во дворце царь Ирод справляется со своими семейными заботами? Какое ему было дело до брачного права, до политики? Но тем не менее этот человек почему-то сказал царю Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Какое ему было дело до этой жены? Возвещал бы он слово Божие, и все, никого бы не трогал. Но он сказал слово, потому что он увидел неправду, увидел ложь, и его сердце не могло остаться безмолвным.

Мы знаем, Спаситель говорил: от избытка сердца глаголют уста. И Предтеча говорит слова, которых от него никто не ждал; без этого можно было обойтись. Но он не мог терпеть неправду ни в каком ее виде. Он умер за дело, которое, как кажется, совершенно того не стоило. Стоило ли ввязываться в эти дворцовые интриги, попадать в тюрьму из-за того, что он не мог не заметить этой неправды? Ну, поступи как Пилат.

Почему Пилат предает Христа на смерть? Потому, что из очень скупых, очень простых евангельских строк, из очень скудного описания следует, что этот человек считал, что ли, ниже своего достоинства вообще связываться с этими иудеями. Сами разберитесь, кто из вас Царь, кто не Царь, кто у вас Миссия. Хотите Варавву? Да пожалуйста! Его не интересовало, что невинный человек идет на смерть. Потому что это было не его дело, не дело его народа. Ему это было  совершенно неинтересно. Он выбрал себе экологическую нишу и в ней жил.

Вот два пути, по которым на самом деле можно в жизни идти. Один из них – когда мы предпочитаем не замечать неправду, ложь, вранье, которое есть и в нашей Церкви в том числе. Потому что мы всего лишь люди. Мы грешим, и встать на путь неправды очень легко, очень легко примириться с ней. Когда мы в церковной жизни примиряемся с ложью, с неправдой, мы ведь поступаем не как Предтеча, а как Пилат. У нас тоже есть своя умывальная чаша, которая усыпляет нашу совесть и говорит: «Боже мой, пусть они сами разберутся! Врут они замечательно. Я постараюсь, по крайней мере, в этом как-то не участвовать и сделаю вид, что ничего не заметил». А Предтеча был человек такой высокой правдивости, что не мог поступить по-другому.

Мне кажется, в жизни каждого человека бывают такие эпизоды, когда мы проходим, что ли, проверку на верность правде. Ведь это событие, к которому ты готовишься всю жизнь. Нет формул, которые ты бы применил к этому событию своей жизни и сказал, что вот так поступить: здесь направо, здесь налево. Не получается! Нас Господь испытывает в самый неподходящий момент, когда мы, может быть, очень безоружны. Но это итог моей многолетней жизни накануне свершения этого события, когда я, в общем-то, интуитивно становлюсь на сторону правды, на сторону лжи или просто на сторону Пилата, когда я предпочитаю не вмешиваться, не замечать что-то. Врут, воруют, лгут себе, другим, близким, совершают преступление и прикрывают это красивыми словами. Я не вижу ничего. Ведь меня это не касается, не трогает.

Конечно, и ревность о правде бывает не по разуму. Такое тоже случается. Но, наверное, правда все-таки на стороне Предтечи. Это очень тяжелый путь. Видите, чаще всего он заканчивается смертью. Он заканчивается какими-то утратами, потерями, но, мне кажется, лучше в истории остаться Предтечей, чем Пилатом с его спокойствием и какой-то священной, до сих пор не найденной умывальной чашей.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать