Свет невечерний. Удары судьбы

17 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Как замечательно, что мы христиане, что Господь с нами, Христос посреди нас. Это прекрасно! Этот свет присутствия Христова в наших глазах читают наши дети, наши близкие. Это замечательно. Потому что Господь отражается в наших лицах, в наших поступках, жестах и действиях.

Многие люди, которые не ходят в церковь и относятся к нашей религиозной жизни не только с непониманием, но даже с критикой, которые критикуют Церковь, иерархию, священников, наш образ жизни, наши взгляды, на самом деле в своем большинстве имеют большую надежду именно на нас, христиан. Эта надежда еще связана с тем, что современные люди очень жаждут настоящей мудрости.

Мы живем в эпоху, когда подавляющее большинство жителей Земли тотально грамотны. Как-то так получилось, что никогда в истории человечества такое большое количество людей не отличалось способностью читать и писать. А у нас есть доступ к книгам на разных языках, доступ в мировую сеть Интернет, где мы можем посмотреть лекции практически любого известного преподавателя, политика, оратора, посмотреть интервью с любым актером, даже задать ему вопрос, написать письмо своему любимому композитору и получить от него ответ. И это все в течение нескольких минут, хотя вы будете находиться в Вилюйске, а ваш любимый композитор в Лос-Анджелесе.

При этом изобилии, при этой доступности информации как-то особенно остро чувствуется потребность в мудреце и мудрости. В настоящей мудрости. Ведь мудрость – это не многознание, когда вы обладаете огромным массивом информации (может быть, даже заучили ее наизусть), а это, наверное, знание самого главного. Может быть, не многого, но самого главного. Мудрость происходит из опыта. Мудрость – это плод боли, страдания.

Я неоднократно сталкивался с тем, как смотрят на нас светские люди. Когда ты,  священник, заходишь в магазин или едешь в поезде, летишь в самолете, ты ловишь на себе какой-то внезапный, неожиданный стыдливый взгляд светского человека, который вдруг смотрит на тебя как на мудреца, и тебе становится стыдно, потому что ну откуда во мне мудрость? Откуда? Разве я знаю жизнь, как знает ее человек, который вырастил столько детей, воспитал несколько поколений своих учеников или сделал что-то очень важное для страны? Но люди смотрят на нас с надежной увидеть мудрость.

Так грустно бывает от того, что мы, христиане, оказываемся не мудрее наших светских визави. Получается, наша вера, наша церковная жизнь и даже церковный стаж вовсе не гарантируют мудрость. А ведь мудрость обнаруживает себя не в каком-то остроумном ответе на каверзный вопрос. Мудрость – это всегда ответ не на вопрос, а на боль этого мира, на то событие, которое с нами случается.

Например, вы – благополучный человек,  ходите в церковь, у вас все замечательно, и вдруг внезапно на ваших глазах погибает ваш ребенок. Вы ничего не можете сделать. Вы видите, как ваша девочка тонет, но ничего не можете с этим сделать. В этот момент все внутри переворачивается. И необязательно вашей девочке тонуть в реке, может случиться что-то совсем неожиданное. Просто в жизни есть не только болезнь, но и плохая компания, дурные привычки и иные происшествия: обман, страдания. Внутри все переворачивается: ну как же так? «Я ведь, Господи, всего себя Тебе отдал, а Ты мне вот этим отвечаешь: меня увольняют с работы, гибнет моя семья, от меня отказываются близкие, я оказываюсь у разбитого корыта. Как это может происходить со мной, с христианином, который Тебе верил, Тебе доверял?»

Иногда, конечно же, все эти происшествия проходят и без ропота на Бога, но оказывается, что не хватило у человека его христианской мудрости, чтобы пережить эти удары судьбы, которые испытывает каждый человек. Ведь всякий, кто живет на белом свете, не застрахован от любых происшествий. В конце концов мы все умрем, и дети наши тоже умрут. Хоть сейчас смерть, может быть, далека, как говорил один польский поэт:

Мой гроб еще шумит в лесу.

Он – дерево. Он нянчит гнезда.

Может быть, этот гроб еще шумит в лесу, но рано или поздно мы с ним встретимся. Не хватает мудрости это все пережить.

Это отсутствие мудрости еще проявляется в том, что мы имеем склонность во всем видеть конец света. Например, вы хотели, чтобы ваш ребенок поступил в какой-то университет. Вы готовились несколько лет. Вы наняли ему лучших репетиторов. Он занимался. Вы знаете, что он занимался. Вы же деньги платили и проверяли. Все было хорошо, все было замечательно. А он не набрал нужный балл. Человек годами ходит в церковь, читает Писание, наизусть знает акафист святому Николаю, но то, что его ребенок не поступил в этот вуз, на который он рассчитывал, разрушило его жизнь до основания. Оказывается, христианство не дало ему мудрости. Церковный стаж ничего не значит.

Мы должны искать мудрость! Мудрость еще связана с развитием зрения, с углом обзора. Один мудрый человек говорил, что некоторые принимают конец своего мировоззрения за конец света. Но на этом институте свет клином не сошелся; может быть, важно было, чтобы этот ребенок туда не поступил. А может быть, и не важно. Может быть, это  событие нужно пережить как испытание, выйти из него более сильным. Но мы не хотим! Мы хотим оставаться детьми, чтобы у нас все было хорошо, и детей довести до пенсии так, чтобы ничего ни в коем случае не случилось.

Конечно, мне бы надо привести в подкрепление своих мыслей и идей какой-то пример из святых отцов, старцев, которые как раз обладали этой житейской мудростью. Они были настоящими скалами духа. Но мне здесь вспоминается история, которую рассказал мой любимый режиссер и актер Ролан Быков. Он вырос в московском дворике среди блатных и работяг, в типичном рабочем районе. Он был маленьким, невзрачным, ничего особенного в нем не было, но он очень хотел быть артистом.

Он поступил в театральное училище и показал хороший результат. Когда он уже получил диплом и должно было произойти распределение, его внезапно пригласил главный режиссер театра Вахтангова. Представляете, молодой актер, у которого нет каких-то особенных данных (и лицом он не очень вышел), а режиссер обещал ему взять его в этот благородный престижный театр. Но режиссер куда-то уехал и забыл про это... И вот Ролан Быков выпустился и оказался в подвешенном состоянии. Без работы, без каких-то надежд. Его все забыли. Вместо того чтобы попасть в театр Вахтангова, он оказался недалеко от кремлевских стен в саду лежащим на траве.

Он рассказывает, что вот он пришел в сад, когда тот закрылся, лег на траву и просто стал плакать. Плакать в голос, реветь. Потому что вся жизнь закончилась. Больше ничего нельзя было ждать, потому что вся его надежда на театр Вахтангова рухнула. И тут он услышал, что кто-то требует, чтобы он встал. Оказалось, что это милиционер, который застал его в закрытом саду. Он посчитал его террористом, который хочет взорвать кремлевскую стену или еще что-нибудь. Но Ролан Быков был настолько расстроен, что начал рассказывать этому молоденькому милиционеру, что с ним произошло, что его жизнь сломалась, в жизни ничего больше ждать не приходится. Милиционер сказал: «Сиди здесь». Куда-то ушел, через полчаса пришел с бутылкой водки и двумя картонными стаканчиками, и они стали выпивать и рассказывать друг другу о своих бедах. Ролан Быков говорит: «Как жаль, что я не узнал, как зовут этого паренька, потому что он меня выслушал, поддержал, просто дал надежду на то, чтобы двигаться дальше».

Вместо театра Вахтангова этот талантливый актер попал в Театр юного зрителя. Конечно, это не так престижно, но он сделал блестящую карьеру. И он говорил, что, может быть, очень хорошо, что на заре своей юности пережил такое тяжелейшее испытание. Он благодарил судьбу за это. Вот нам бы, духовным, верующим людям, поучиться этой мудрости у светского человека, как правильно встречать удары судьбы, правильно к ним относиться, не раскисать, а просить у Бога мудрости, искать ее, зная, что если ты попросил мудрости, будь готов к боли.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 22 октября: 02:30
  • Среда, 23 октября: 13:15
  • Четверг, 24 октября: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы