Свет невечерний. У церкви стояла собака

4 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Мне сложно представить христианина, который бы не любил животных. И святые отцы, и Священное Писание призывают нас воспитывать сердце, милующее всякую тварь. Поэтому сердце горит жалостью ко всякой твари. И Священное Писание, и Евангелие говорят о том, что Христос отличался жалостливостью к людям, к животным, к твари. А всякий праведник усваивает себе те же чувства, что и у Христа. Не только христиане, но и люди других религий, верующие других конфессий, другого вероисповедания, даже не зная Христа, тем не менее понимают, что для человека совершенно естественно жалеть животных. В одном из текстов ислама есть знаменитая история о том, как некий человек, увидев больную собаку, которая мучилась от жажды, набрал в свою туфлю воды, поднес ее бедной собачке и только за это попал в рай. Эта жалость милостивого сердца естественна. Она есть в любой культуре. Это нормально для любого человека.

Но тем не менее мы встречаем такие противоречивые вещи, как определение нечистых животных. Любой церковный человек знает: если собака зашла в церковь, сразу начинается паника. Почему-то некоторые священники даже позволяют себе на исповеди спрашивать, держит ли человек дома собаку. Кошку держать можно, а собака считается нечистым животным; на ней якобы, как мне объяснял один старый священник, в дом въезжают демоны. Как будто у них других путей нет. Как будто вместе с человеком и его дурными мыслями они не могут въехать и им нужна только собака.

В отличие от собаки кошки и в исламе, и в христианстве занимают особое, привилегированное положение. Единственное животное, которому разрешается входить в мечеть и  церковь, – это кошка. Но если зайдет собака, будет то, что я видел однажды в одном из монастырских храмов, когда за некой дамой вдруг забежала ее собачка. Иеромонах в ужасе схватил сосуд со святой водой и пошел кропить ею все места, где была собачка. Конечно же, саму собаку с гневом изгнали, покропили, а старушке досталась настоящая «распеканция» за такое «нарушение» бдительности и благочестия.

Как к этому отнестись? Ведь те люди, которые говорят о нечистоте, связанной с собакой, могут нас адресовать, например, к канону 88 Шестого Вселенского Собора, который запрещает вводить в церковь вообще любое животное. Под это определение попадают и кошки, но у них есть какая-то особая «договоренность» с Церковью на самом верху, и мы ничего не можем с этим сделать. Кошки всегда заходили и будут заходить в церковь. Но как все-таки отнестись к этому?

С одной стороны, религия нам говорит, что собака – нечистое животное, а с другой стороны, преподобный Исаак Сирин, Серафим Саровский и другие святые люди призывали к воспитанию сердца, милующего всякую тварь, и учили человека видеть красоту и правду в любой твари, в любом сотворенном существе. Дело в том, что понятие нечистого животного появляется в Ветхом Завете. Мы все с вами знаем страшную Книгу Левит, которую тяжело читать современному человеку, поскольку она есть перечень правил древней иудейской религии. В главе 11 этой Книги действительно есть целый перечень животных, которые считаются нечистыми. Но что значит: животное нечистое?

Нужно обратиться к той ситуации, в которой появился этот закон. Он формулировался для иудеев, которые жили в окружении языческих религий, среди которых совершенно естественным образом процветало зверепоклонство. Они богов изображали в виде зверей, животных. Чтобы оградить еврейский народ, который хранил единобожие, истинное богопочитание, были запрещены контакты с другими племенами, смешанные браки, а также участие в различных церемониях; вплоть до того, что вообще запрещалось прикасаться к определенному роду животных. Запрет на собак и свиней связан был именно с этим. К примерам можно отнести знаменитого Анубиса – пса загробного мира, который очень почитался в Египте. Считается, что даже сфинкс – это изображение Анубиса, и он не лев, а собака, очень похожая на льва. Такой культ действительно мог очень сильно впечатлить. Либо почитание свиней, которые в Месопотамии считались проводниками душ усопших; через них можно было общаться с умершими, что считалось мерзостью для иудейской религии, для единобожия.

Таким образом, запрет даже на прикосновение к нечистым животным был связан с религиозной гигиеной. Хотя не только религиозной, но и просто с гигиеной. Поскольку все моменты, относящиеся, например, к женской нечистоте, родам и другим вещам, которые предусматривали прикосновение к усопшему, к тому или иному зверю, разного рода омовения связаны элементарно просто с гигиеной. Потому что с гигиеной в жарких странах в те времена было очень плохо. Стиральные машины появились недавно, а вода до сих пор в некоторых странах считается огромной роскошью.

Религиозная и обычная человеческая гигиена, момент физиологии – вот что значит нечистое животное и что значит нечистота в широком смысле этого слова. Это не суть вещи, какого-то предмета, не суть какой-то особой предрасположенности собаки к демоническому воздействию, к одержимости. В Священном Писании и Евангелии вы действительно найдете фразы, которые не делают чести собакам: берегитесь псов. Или знаменитая фраза апостола Петра во Втором Соборном послании: как пес возвращается на блевотину свою.

Речь идет об образах, которые просто заимствованы из этого мира, из житейских наблюдений, но это ничего не говорит об онтологическом статусе этого животного. Если собака зашла в церковь, это не религиозная проблема, и не нужно хвататься за кувшин со святой водой и кропить все. Хотя некоторые доходят до того, что кропят святой водой алтарь, если туда зашла женщина, и я был тому свидетель. Некоторые даже собираются переосвящать алтари после этого. Я и такое видел. Это просто нелепость и непонимание самой сути вопроса.

Не собака нечиста. А не пускаем мы собак не потому, что они нечистые в религиозном смысле, а просто потому, что собака – такой зверь, который может быть опасным. Если в церкви есть дети или пугливые женщины, а в нее заходит огромная собака, которая может кинуться, укусить, напугать или вести себя слишком игриво, в этом смысле, конечно, ее не стоит пускать. Но еноты более нечистые животные. Потому что кто еще более энергичен, опасен и может покусать, как не енот? Они тут дают фору собакам.

Мы должны ясно понимать суть этого запрета. Дело не в религии; на самом деле мы здесь руководствуемся просто здравым смыслом. Собака – такое же творение Божие, как и кошка, как и все другие твари, которые есть. Но разумное отношение к животным свойственно верующим христианам и должно быть совершенно нормальным среди них.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать