Свет невечерний. Столпы христианства

26 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Очень часто мы слышим вопрос, который адресован нам, христианам, со стороны современных людей, живущих в определенном ритме, скоростях и требующих быстрого конкретного ответа. Ведь современный человек мыслит очень конкретно и быстро, потому что мы находимся в море информации. Невозможно прочитать все книги, невозможно заглянуть во все энциклопедии. Есть конкретный вопрос – должны быть конкретные решения. Мы постоянно встречаем, например, такие статьи: «Десять принципов философии (такого-то автора)»; «Пять способов похудеть»; «Четыре лучшие диеты» и т.д. От нас ждут конкретных формулировок.

Один из вопросов, который современные молодые люди задают христианам, – вопрос вполне конкретный: скажите мне конкретно, что значит быть христианином. Вот просто разложите все по полочкам, назовите основные принципы. На самом деле на этот вопрос есть ответ. Даже не один ответ, а множество редакций одного и того же ответа.

Один из ответов был дан одним замечательным священником, нашим современником, который был миссионером, проповедником и долгое время вел людей к Церкви. Звали его отец Александр Мень. Он служил в Подмосковье. Это был выдающийся человек, потому что, еще будучи подростком, он сформулировал для себя конкретную цель, задачу всей жизни. Что может мальчик в 14 лет  поставить для себя как задачу всей жизни? Он сформулировал ее так: евангелизация всей страны.

Мы можем представить, какая могла быть евангелизация в 1960-е годы. И в 1970-е годы что можно вообще говорить о Христе, когда элементарно нет даже книг? Молитвослов невозможно достать. Верующие люди переписывали Евангелие в тетрадочки, потому что просто не было книг. Какое Евангелие, какая евангелизация?

Однако этот человек сумел создать общину последователей, и очень много людей из интеллигенции, умных людей, творческих, которые очень много для Церкви сделали, делают и продолжают делать, пришли в храм благодаря этому человеку. Он умел переводить на язык интеллигенции те истины, которые для нас, церковных людей, самоочевидны,  умел переводить вопросы светских людей к Церкви на церковный язык. Он как бы стоял посредником между светской интеллигенцией и церковным миром. Это человек, служение и значение которого, я думаю, мы еще до конца не оценили и не совсем поняли масштаб этой личности. Даже хотя бы по всему написанному и сказанному этим человеком. Это огромный массив текстов.

Так вот, ему тоже задавали вопрос о том, что значит быть христианином. Он отвечал очень ярко, четко. Он показывал на стол: «Вы видите стол? Он может стоять только тогда, когда у него есть четыре ножки. Так и христианская жизнь. Она может стоять тогда, когда имеет четыре столпа». Таким образом, если ты хочешь четко, пластично представить себе образ христианской жизни, возьмись за стол и обозначь для себя те четыре ножки, которые держат это сооружение. Христианство тоже на чем-то держится. Чтобы быть христианином, тоже с чего-то нужно начинать. Чтобы наше христианство не обрушилось, нужно тоже обозначить эти столпы.

Что это за столпы? О чем он говорил? Давайте перечислим. Самый первый – молитва. Без молитвы духовная христианская жизнь невозможна. Почему без молитвы христианская жизнь невозможна? Потому что молитва – это общение с Богом, разговор с Богом. Это не просто вычитка текстов. Это практика, которая требует особого профессионализма, то есть постоянства. Музыкант, который давно не играл, теряет навыки игры на музыкальном инструменте, эта стихия перестает ему подчиняться. Переводчик, который давно не разговаривал на языке, с которого он должен переводить, теряет практику речи. Так и молитва требует постоянства, регулярности, определенного ритма, из которого человеку ни в коем случае нельзя выпадать.

Отец Александр имел в виду не просто церковную молитву, чтение акафистов и т.д. Ведь церковный текст только помогает нам разбудить свою молитву, правильным образом оформить ее, то есть текст молитвы помогает молитве родиться. Поэтому так важна молитва для христианина: это личная встреча с Богом, личное общение с Ним, разговор с Богом, причем постоянный, требующий определенного навыка, ритма, регулярности, если хотите, даже молитвенной рутины. Это первый столп.

Второй столп – чтение Священного Писания. Нельзя быть христианином, не изучая Священное Писание. Хотя большинство как-то обходится, и самое интересное, даже священники. Это невозможно, это недопустимо! Наш стол обрушится, если наряду с молитвой не будет чтения Священного Писания. Не просто чтения как вычитки, потому что есть такая манера у церковных людей – вычитать. Даже стыдно, что этот глагол до сих пор у нас имеет хождение: вычитать, вымолить, «выпостить», отговеться. Это даже звучит неприлично. Потому что в чтении Священного Писания должен быть здоровый энтузиазм. Итак, это второй столп нашей христианской жизни.

Первый столп – молитва, второй – чтение Священного Писания, а третий столп – участие в церковных таинствах. Здесь тоже возможны искажения, потому что отец Александр имел в виду конкретные таинства. Мы входим в Церковь через крещение, миропомазание, но церковную жизнь составляет таинство Евхаристии, то есть христианин должен бывать на литургии, и не просто бывать, а причащаться. Если очень сильно упростить, лучше сказать, что христианину положено каждое воскресенье быть в церкви, и это не обсуждается. Положено – значит, будь, и причащаться нужно, потому что литургия имеет смысл только тогда, когда ты причащаешься. Нужно участвовать и в других таинствах, но вся жизнь Церкви сосредоточена в литургии. Именно литургия – жизнь Церкви.

Вот у нас есть три столпа. Уже стол может держаться. Если его придерживать и сильно не облокачиваться, он уже не свалится. Но есть четвертый пункт, очень необычный. Отец Александр называл этот четвертый столп жизнью в общине. Христианин по определению не сам по себе. Когда священник обращается с проповедью к прихожанам, он говорит «братья и сестры», а сам священник прихожанами именуется отцом. Отец, брат, сестра – это имена-отношения. Они раскрываются только тогда, когда ты отец кому-то, брат кому-то, сестра кому-то. Сестра не может быть сестрой сама по себе. Брат не может быть братом сам по себе, он кому-то брат. А отец тоже кому-то отец, священник не может быть сам по себе. Он отец определенной общине.

Поэтому христианская жизнь невозможна без общинной жизни. Здесь, конечно, очень много вопросов. Что назвать общинной жизнью? А если человек не хочет быть членом какой-то корпорации? Дело в том, что приход формально не есть община… Но есть определенные церковные дела, есть определенное церковное служение, причем оно у каждого свое. Приходская жизнь (лучше сказать, жизнь общинная) не требует стричь всех под одну гребенку, не требует полной унификации. Большая ошибка считать, что все должны носить одну и ту же одежду,  читать одни и те же книги, ходить строем, креститься или испытывать восторг перед какими-то речами, перед тем или иным священником. Нет!

Община – это многообразие. Внутри каждой общины, внутри каждого прихода существуют небольшие группы людей, друзей, которые готовы трудиться ради высоких, благородных задач: это помощь бедным детям, украшение и уборка храма, проповедь Евангелия, чтение лекций, благотворительность, ярмарки, воскресные школы и прочие вещи, которых много. Мы просто используем какую-то маленькую грань из этой церковной активности.

Но чаще всего мы и от этого бежим. Потому что христианство у нас превратилось в какое-то личное приключение. Если быть честными до конца, братьев и сестер у нас очень мало, а есть люди, которые решают свои личные вопросы. Это ненормально! Потому что все в Церкви есть дело общины, есть дело Церкви.

Мне кажется, эта формула из четырех положений очень хороша. Она помогает правильно сориентироваться. Молитва, чтение Священного Писания, участие в таинствах, то есть в литургии, и жизнь в общине – вот простой формат, который помогает нам проверять свою жизнь, ориентироваться. И, конечно же, это очень хорошая формула для тех людей, которые хотят жить в Церкви, но не знают, как подступиться к нам, таким таинственным, таким необычным и загадочным христианам.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать