Свет невечерний. Спасение под угрозой

12 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Люди волнуются, переживают, нервничают, расчесывают себе лица и руки, потому что не знают, как спастись. Самый главный вопрос, как спастись, настойчиво звучит, стучит молотком у виска каждого верующего человека и даже тех, кто особо и не собирается спасаться, но, глядя на других, думает: «Почему бы и мне не спастись?» Тревога и некоторое неспокойное состояние души характерны для многих православных сообществ. Люди растеряны, напуганы. Самое грустное, что эта тревога за свое спасение забирает очень много сил у человека, так что он никак не может собраться с силами, чтобы сделать что-нибудь действительно стоящее, настоящее.

Отец Сергий Булгаков в беседах со своей духовной дочерью сестрой Иоанной (Рейтлингер) говорил, что с удовольствием бы отменил слово «спасение» и вообще вычеркнул бы его из христианского лексикона. Это очень яркое и противоречивое заявление. Очень странно! Мы ведь должны спасаться. Мы ведь должны идти путем спасения. Мы очень часто произносим это слово. Мы и Христа называем Спасителем: Он нас спас от греха, проклятия и смерти. Как же так? Не является ли эта замена слов вообще предательством христианства?

Отец Сергий Булгаков имел в виду совсем другое. Он говорил о том, что вокруг этого слова есть некоторая нездоровая нервозность. Мы слишком его перегрузили теми значениями, которые изначально не были ему свойственны. Это очень важно понимать. Потому что под спасением во Христе подразумевалось таинственное вхождение в жизнь Спасителя, Который является Победителем смерти, Который в главе 10 Евангелия от Иоанна говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Отец Сергий Булгаков полагал, что на смену этому глубокому откровению о насыщении человека жизнью в результате личной встречи с Богом, этому очень важному онтологическому значению пришли мелкие, которые настолько засыпали его и забили саму семантику этого слова, что нам сейчас очень сложно различить, где главное, а где второстепенное. Поэтому очень важно перечитывать Священное Писание, сверять все именно с Евангелием, с евангельским образом.

Какие подмены есть относительно спасения? На смену идее насыщения человека жизнью (причем моей личной встречи с Богом, врастания в Тело Христово, которое есть Церковь, а это таинственное и удивительное событие, которое длится всю мою жизнь с момента обретения веры, с момента встречи со Христом; настолько таинственное событие, что мне не хватает слов, чтобы об этом сообщить), на смену этому глубокому переживанию, процессу, который сродни жизни и живому (а для живого всегда не хватает слов, чтобы передать, что это такое на самом деле), приходят разного рода религиозные подмены. Религиозные, ритуальные и все прочие.

Например, человек слышит, что надо быть «нормальным» православным, что есть какая-то норма, стандарт. Один мальчик мне как-то сказал: «Мне бы так хотелось быть настоящим верующим». А кто такой «настоящий верующий»? Здесь мы сталкиваемся с набором стереотипов, которые очень успешно подменяют это глубокое состояние вглядывания во Христа, в Его лик, состояние, которое дарит нам только Евангелие, Евхаристия, молчание и молитва. Но это состояние подменяется набором правил.

Так, православный человек должен причащаться не реже одного раза в месяц. Православный человек должен иметь духовника. Православный человек должен быть или женатым, или монахом. Православный человек должен хотеть поехать в святое место. Православный человек должен иметь дома много икон. Православный человек должен рано вставать и начинать свой день со святой воды и просфоры. Целый список вещей, которые на самом деле являются очень правильными, хорошими, но они работают только тогда и имеют смысл только тогда, когда есть тот самый стержень, что держит меня лицом к лицу со Спасителем.

У пророка Исайи есть замечательный образ. Предрекая правление одного из царей над Иерусалимом, он говорит о том, что Господь избрал его гвоздем, на котором все держится. Вот таким гвоздем христианской веры является личная встреча со Христом, которая длится в течение всей жизни. На самом деле это и есть путь спасения, очень сложный, глубокий, внутренний момент перерождения человека, врастания его в Тело Христово, совлечения ветхого человека и облечения в нового, то, о чем так сильно, красноречиво и основательно говорит апостол Павел. Почему мы и сверяем свою жизнь именно со Священным Писанием, с текстами святых апостолов.

Все остальное, все эти нормативы являются условными. Они появились в какие-то эпохи. Например, молитвослов появился в конкретную эпоху. Одни исследователи говорят, что молитвослов, которым мы пользуемся, есть изобретение униатов. Кто-то говорит, что он относится к XVIII веку, кто-то – что он был чуть раньше (или чуть позже). Есть много исследований на эту тему. Но было время, когда люди спасались без молитвослова. Получается, вычитывание утренних и вечерних молитв, трех канонов и Последования к Причастию накануне Евхаристии появилось тоже совсем недавно.

Некоторые бытовые моменты тоже связаны с эпохой, с народом. Мы должны четко представлять: если ты православный человек и мужчина, тебе необязательно отращивать длинные волосы, ходить с косичкой и растить бороду. Почему-то принято считать, что нормальная (!) православная женщина обязана хотеть родить много детей, то есть она обязана хотеть рожать, обязана хотеть выйти замуж. Но есть разные люди. Есть женщины, которые не горят желанием выйти замуж, но они не хотят и в монастырь уходить. Они что – прокаженные, проклятые, не православные? Бывает, что человеку 30 лет, а он все еще не женился. Один из упреков, который ему в лицо постоянно бросают, тот, что он же православный человек. Православному человеку нужно или жениться, или уходить в монастырь. Ты обязан хотеть жениться. Ты обязан хотеть завести много детей. Но ему и так комфортно. Его это устраивает.

Нужно хорошо понимать, что здесь сама идея спасения во Христе Иисусе подменяется некоторыми бытовыми преходящими моментами, которые на самом деле никто не имеет права нам предъявлять. Потому что спасение во Христе Иисусе – это ваш личный путь. Как говорит об этом апостол Павел: вы в меру вашей веры сейчас так чувствуете, так живете. Вы читаете столько молитв, сколько от вас требует теперешний уровень вашей веры. Вы поститесь так, как вы можете поститься.

Мне могут возразить, что это путь к баловству, так можно далеко зайти. Но мне кажется, что человеку нужно научиться быть свободным. Это очень важно! А когда ты пытаешься быть свободным, ты совершаешь массу ошибок, в том числе и в деле благочестия. Да, может, не туда заходишь, пробуешь не те пути, пути, которые тебе не подходят, предъявляешь себе завышенные требования, которые тебе не по плечу. Но это нормально! Когда мы идем путем спасения, путем духовной жизни, мы обречены на какие-то ошибки, мы их будем совершать. Это совершенно нормально. Нужно разрешить себе совершать эти ошибки.

Но нужно найти свой путь, свой почерк, не болеть чужими болезнями, не примерять на себя чужие костюмы, не предписывать себе чужие пути, которые вам совсем не подходят, не по вашему характеру. Потому что рано или поздно все фальшивое все равно с нас сойдет. Бывает, говорят, что человек потерял веру. Я всегда с осторожностью слушаю эти истории, потому что чаще всего люди теряют не веру, а чужую личину, маску или костюм благочестия, который человек безуспешно пытался на себя примерить и ему соответствовать.

Иногда потеря такой веры (то есть на самом деле не веры, а личины религиозности) бывает первым шагом к обретению собственного религиозного пути, собственной духовной жизни. Такие кризисы бывают для человека иногда даже очень полезны, чтобы стать честным с самим собой. Честность с самим собой – непременное условие духовной жизни. А эта честность начинается прежде всего с опыта личного предстояния Иисусу Христу. Это тот самый гвоздь, на котором держится все, без которого все рассыпается и не имеет никакого смысла. Поэтому нужно очень четко различать главное и второстепенное, жизнь во Христе Иисусе и религиозные предписания, имеющие преходящий характер.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать