Свет невечерний. Созерцание Христа

28 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Большую часть церковного времени в жизни верующих воцерковленных людей занимает постное время. Почему? Потому, что это время духовных упражнений. Накануне Рождества Христова мы внутренне готовимся к нему, собираем себя ради того, чтобы приобщиться к важнейшему из духовных упражнений – созерцанию Христа. Накануне Пасхи Христовой и в течение Великого поста мы наше духовное упражнение посвящаем размышлению, молитве, медитации на тему страданий Христа и Его Воскресения. Потому что это те события, которые занимают все мысли, все сердце.

Петров пост – скорее компенсаторный, как его иногда называют, то есть он установлен для тех, кто не постился Великим постом. Но он тоже имеет свои темы для духовных упражнений. Успенский пост – монашеский пост, самый поздний из введенных Церковью многодневных постов – посвящен созерцанию служения Богоматери, что тоже является серьезной, обстоятельной темой наших духовных упражнений.

Если говорить о том, что пост на самом деле имеет своей сердцевиной не ограничения в пище, которые являются лишь служебным усилием, помощью в духовном созерцании, а духовное упражнение – созерцание Христа, то как это делается? Что значит созерцать Христа? Если просто сядешь и будешь созерцать, это будет выглядеть очень странно. Нас этому никто не учил. Мы не совсем понимаем, что это такое. Хотя каждый день в церкви мы сталкиваемся с плодами этого созерцания, потому что все песнопения, которые мы слышим в храмах Божиих, – результат созерцания.

Откройте молитвослов. Сборник утренних и вечерних молитв, Последование ко Святому Причащению – не что иное, как поэзия сердца, созерцающего Христа. Были люди, которые предавались этому духовному упражнению. Но кроме этой глубины погружения в созерцание Христа они еще имели поэтический дар и записывали то, что в этот момент  переживали. Именно поэтому богослужебные тексты для нас так важны, так ценны.

Если мы возьмем тексты перед праздником Рождества Христова или рождественские гимны, каноны, которые написаны святым Космой Маюмским, или второй канон Рождества Христова, что написал преподобный Иоанн Дамаскин, великий монах, богослов, догматик, поэт, мы увидим, что мысль этих людей купалась в Евангелии, купалась в этом опыте присутствия Христа. Поэтому когда слышишь эти тексты, поешь их (у многих есть такое счастье – петь всей церковью эти гимны), понимаешь, насколько это глубоко, насколько трогательно.

Но есть тексты, которые нам очень хорошо помогут самим лично настроиться на созерцание Христа, потому что это дар, это духовное упражнение, доступное каждому христианину, который читает Священное Писание. Самый первый момент, который мы должны понять, заключается в том, что для духовного созерцания Христа необходимо вдумчивое чтение Писания, навык такого чтения. А помощником к воспитанию такого навыка является, например, книга одного из моих любимых авторов отца Льва (Жилле). Эта книга называется «Иисус глазами простой веры». Она подписана не именем отца Льва, нашего замечательного священника, а псевдонимом, которым он надписывал все свои книги: монах Восточной Церкви.

Это уникальный человек. У него была удивительная жизнь. Он был ровесником XX века. Он родился в 1893 году, а умер в 1980 году. Он встречался с выдающимися людьми. Он, например, служил вместе с отцом Сергием Булгаковым. Он общался с митрополитом Евлогием. Ему принадлежит, как считают многие, открытие Андрея Блума, который впоследствии стал митрополитом Антонием Сурожским. Отец Лев (Жилле), встретив этого юношу, сказал, что этот человек из чистого золота. Он первым разглядел в молодом человеке будущее светило Церкви, настоящего богослова; я думаю, даже святого человека, каким был и сам отец Лев (Жилле). Потому что он вел жизнь настоящего монаха-бессребреника.

Он был родом из Франции, получил неплохое образование. Участвовал в Первой мировой войне 1914 года, получил ранение. Попал в плен. Там, в плену, с ним произошло какое-то духовное событие, в результате которого он попал в католический бенедиктинский монастырь, где стал послушником. Но его душа всегда тянулась к русской культуре. Еще будучи студентом, он изучил русский язык, читал русских авторов и особенно любил Толстого и Достоевского.

Посланный на учебу в Рим как католический священник, он встречает униатского епископа Андрея (Шептицкого), который очень много ему рассказал о России, о русской культуре. После этого отец Лев, тогда еще брат Луи, переходит в униатство, а позже из униатства переходит в православие и становится православным священником. Всю жизнь он служил на приходах во Франции, в Англии, совершал литургии, исповедовал и причащал наших эмигрантов и православных французов и писал свои удивительные книги.

Это был человек, который жил в присутствии Христа. Он описывает случай, который с ним произошел как-то на берегу Тивериадского озера, когда он пережил опыт присутствия Христа, и в этом присутствии Христа он жил всю жизнь. Из вещей у него были только личные вещи, которые помещались в один маленький чемоданчик. Он все время жил на каких-то съемных квартирах, чердаках, в подвальчиках. Ему ничего не нужно было, потому что он жил только Христом. А памятником тому является его замечательная книга «Иисус глазами простой веры».

Если вы хотите понять, что такое духовное созерцание, нужно открыть эту книгу и просто внимательно, вдумчиво ее прочитать. Я вам сейчас процитирую один отрывок, чтобы вы поняли, как мыслил отец Лев. «Родословие Иисуса Христа – так начинается Евангелие. Это длинный список иудейских имен; что означает он? Для евреев – необходимость подчеркнуть происхождение Мессии от Давида. Но есть и другой смысл: в этом родословии упомянуты убийцы, прелюбодеи, кровосмесители. Если Иисус рождается в моей душе, Он рождается там среди накопленных мною грехов и вопреки им. Через них Он пролагает Свой путь, преодолевая их один за другим. Его родословие во мне. Этот путь, Им продолженный, озарен Его милосердием, Его снисхождением и силой Его».

Что делает отец Лев? Он открывает Священное Писание и читает его не просто как памятник, не просто как правило к чтению, как мы часто читаем, говоря, что каждому православному человеку положено читать одну главу Евангелия, две главы Апостола...  Он читает Священное Писание через свою душу, через глубины своего сердца. Кажется, какое отношение имеет этот самый неинтересный отрывок из Евангелия, который мы стараемся пропустить или быстрее прочитать? Ведь Евангелие начинается вот этим скучным перечислением имен.

Отец Лев внимательно его прочитывает, потому что Евангелие – это не просто биография Христа и исторический памятник, это моя биография. Биография каждого человека включена в Евангелие. Именно поэтому я учусь читать Евангелие своими глазами, как зеркало, в котором я изучаю свою жизнь и рождение Христа в моей душе. Отец Лев именно так читал каждую страницу Священного Писания. Кажется, какое отношение имеет этот бедный маленький монашек к родословию Иисуса Христа, которое включает в себя царей и первосвященников? Нет, это мое родословие! Все, что говорит Христос, сказано обо мне, применительно ко мне. Шаг за шагом, крупица за крупицей отец Лев погружается в это удивительное созерцание, в результате которого действительно ощущаешь присутствие Христа. Он становится ближе, потому что Евангелие – это наша биография, это наша история, моя и Бога, наше личное приключение, если хотите.

В этой замечательной книге каждая страница пронизана этой глубиной, каждая страница – о Христе, каждая страница – обо мне. Такие книги для нас очень важны. Это самое ценное, что есть в нашей современной богословской литературе. Не просто разговор о каких-то уставных особенностях, политическом устройстве, а книга о Христе. Их очень мало. Книга отца Льва (Жилле) как раз о Христе, о созерцании Христа. Это глоток свежего воздуха для нашей религиозной жизни. Это подспорье и учебник созерцания Христа.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 апреля: 02:30
  • Среда, 08 апреля: 13:15
  • Четверг, 09 апреля: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы