Свет невечерний. Служение-утешение

7 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

– Здравствуйте, друзья мои. Апостол Павел, наш великий богослов, может быть, самый необычный из апостолов и самый неспокойный из христианских мыслителей, называл Бога, в Которого мы верим, – Богом терпения и утешения. Христиане – народ, который очень быстро привыкает к словам. На самом деле это особенность не только христиан, а вообще любого человека. Слова, становящиеся привычными, «засахариваются», теряют остроту, вес, важность. Поэтому человек, который постоянно находится в языковом поле христианских символов, речений, фраз, теряет чувствительность к этим удивительным словесам, как говорит церковная поэзия, становится толстокожим по отношению к ним.

А Евангелие – вечно юная, вечно свежая весть о Боге. И очень важно не терять этого ощущения свежести, которое проявляется в том, что человек поддерживает в себе способность удивляться, читая хорошо знакомые строки Евангелия как будто бы заново, позволяя себе изумляться, задавая вопросы хорошо известным словам, фразам. «Бог терпения и утешения» – что это значит? Что в этой фразе такого необычного? Слово «Бог» мы хорошо знаем, мы вспоминаем Бога на каждом шагу. Особенно православные люди везде видят какие-то отпечатки присутствия Бога или по крайней мере притягивают Его в свою жизнь, даже в свой быт.

Терпение и утешение… Самое простое толкование – Бог нас терпит. Мы грешники, это хорошо известно, причем самые грешные грешники, какие только могут быть, потому что православные – грешники по определению. Если не грешник, тогда уже нечего тебе и спасаться, и называться православным. Здесь я, конечно, иронизирую немножко, но для нас очень привычно и понятно сводить всю Евангельскую Весть к тому, что нас, грешников, Господь спасает. Но терпение – это не только терпение Бога по отношению к нам. Терпение – это, может быть, еще и терпимость, терпимость по отношению к тому разнообразию и пестроте, которые мы видим вокруг.

Терпение и утешение. Бог не только терпимо относится к нам, к нашей свободе, позволяя нам жить как мы хотим, выбирать те жизненные стратегии, которые нам ближе, но Он еще и Бог утешения. Господь нас поддерживает в наших чудачествах, как это ни странно прозвучит.

Бог терпения и утешения. Если мы говорим, что мы, верующие люди, живем Богом, пришли к Богу, то, пожалуй, и мы должны поступать так же, как Бог поступает с нами. Если я говорю, что я слуга Божий, раб Божий, друг Божий, значит, не только Бог – Бог терпения и утешения, но и каждый христианин – человек терпения и утешения, человек большой терпимости и человек, способный утешать. Как вам такое определение христианина – человек, который обладает большим терпением, терпимостью, воспринимающий свое служение как служение утешения?

Это необычно. Мы видим свое служение Богу как следование Его заповедям, соблюдение церковных требований. Но постоянная готовность утешать другого человека – это что-то новое, это необычно. Терпение и терпимость тоже вызывают у нас некоторое недоумение, потому что до каких пределов должны продолжаться эти терпение и терпимость? Не должен ли я избить еретика, чтобы изъять зло с земли, очистить ее для других людей?

Тем не менее служение утешения необходимо. И апостол Павел, называя Бога Богом терпения и утешения, постоянно в своих посланиях возвращается к тому, что назидает своих учеников в этом служении утешения. Он говорит о братолюбии с нежностью, говорит о внимании. Например, в 10-й главе Послания к Евреям есть потрясающая фраза, которая звучит как заповедь, достаточная для того, чтобы руководствоваться ей всю жизнь: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Внимательный – это не тот человек, который следит за ближним, не допуская, чтобы он согрешил, не допуская его падения, одергивая его и так далее. Внимание проявляется в очень простых вещах, которые нам всем понятны.

Интуитивно мы и так понимаем, что должны быть чуткими, деликатными и доброжелательными к другому человеку, – вот об этом апостол Павел и говорит. А это требует постоянной мобилизации чувств, чутья по отношению к близкому человеку. Мы должны поддерживать в себе эту способность чувствовать. В Евангелии неоднократно звучит этот призыв: Наблюдайте, как вы слушаете.  Это может означать – наблюдайте, как видите; чувствуйте, в каком состоянии ваш близкий человек, может быть, не стоит сейчас лезть к нему в душу, а стоит его утешить, улыбнуться ему, поддержать.

Этой чуткости касается и вторая часть фразы апостола Павла: поощряя к любви и добрым делам. То есть всякое общение с другим человеком должно быть поощрительным. Мы хорошо знаем, что тянемся к тем людям, которые оставляют после себя какую-то внутреннюю радость – ты поговорил с человеком, как будто он тебе ничего особенного и не сказал, просто рассказал, как он готовит аджику, а у тебя почему-то крылья в душе раскрылись, почему-то тебе жить захотелось. Есть такие талантливые люди, которые даже не подозревают, что они настоящие служители Божьи, так как они служители утешения, они поддерживают. Просто скажут: все будет хорошо! или по-белорусски: усе будзе добра! – и тебе хочется жить и кажется, что действительно усе будзе добра, и оно так и оказывается.

С чего начать это служение утешения? Начните, друзья мои, с улыбки. Мы, верующие люди, почему-то очень жадны на улыбку, в нас есть какая-то скупость по отношению к улыбке, нам очень тяжело улыбнуться другому человеку. А между прочим, это духовное упражнение. Улыбнитесь, подержите взгляд на другом человеке. Это очень важно, когда мы общаемся с нашим близким, – посмотреть ему в лицо открыто, доброжелательно и улыбнуться. Потренируйтесь, это очень помогает. И вы почувствуете, какой следующий шаг можно совершить после того, как вы научитесь улыбаться людям, после того, как вы избавитесь от скупости на улыбку, от скупости чувств, от недостатка чуткости, терпимости и утешения.

Если мы верим в Бога терпения и утешения, если мы называем себя учениками Христа, Бога Человеколюбца, то Его имя – имя терпения и утешения – является для нас маяком, ориентиром для того, чтобы и самим правильно совершать это служение утешения.

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать