Свет невечерний. Про платки и брюки

16 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Совсем недавно я беседовал со своим приятелем – священником, миссионером, который мне в сердцах сказал, что хоть он и зовет людей в храм, но иногда ему в голову приходит мысль: «А куда я их зову? Куда? К кому? Кто эти люди, к которым надо будет присоединиться новообращенному брату или сестре?» Откуда у него вдруг возник такой вопрос? 

А связано это с тем, что очень многие из нас могут вспомнить немало случаев церковного хамства и наглости, что позволяют себе верующие люди по отношению к воцерковляющимся, интересующимся или просто случайно зашедшим в храм Божий. Эта наглость, жестокость, хамство отпугивают людей от Церкви Божией. Одна реплика, сказанная человеком в церкви, а еще (не дай Боже!) священником, епископом, жестокие слова могут оставить в сердце такую кровоточащую рану, что потом человеку потребуются годы, чтобы залечить эту рану и позволить себе снова прийти в храм Божий. 

Один мой приятель как-то зашел в наш храм перед большим богослужением. Перед всенощным бдением у нас были расстелены ковры для духовенства, и он по незнанию наступил на этот ковер. Одна женщина, большая ревнительница церковной чистоты и благообразия, просто набросилась на него, как птица, защищающая гнездо с птенцами, и страшно его испугала. Потому что человек заходит в церковь в определенном настроении: он ожидает тишины, даже, может быть, какого-то откровения и встречи с Богом. А тут вдруг такая опасная встреча! И все это из-за какого-то ковра, чаще всего из-за какой-то глупости: например, ты пришел тогда, когда мыли пол или только почистили подсвечник; или ты не так был одет. 

Хотя мы и говорим в Церкви об очень высоких материях, о глубинах богословия или аскетических упражнениях, Иисусовой молитве, о смирении и т.д., но начинать нужно, наверное, с этих совершенно простых человечных моментов, которые связаны с учтивостью, деликатностью, вниманием, тактом по отношению к другому человеку. 

Однажды я был в одном питерском храме, где было вывешено объявление о поведении людей в храме. Оно мне показалось настолько замечательным, что я подумал, что его следует зачитать. У монахов есть такой обычай, который называется поновлением обетов, то есть, например, каждый вечер после вечерних молитв монахи зачитывают обеты, которые они давали в момент пострига. Они себе их напоминают. Точно так же церковным людям, которые уже привыкли к храму, которые в нем обжились, расслабились, воспринимают его как свой дом, а не только как дом Божий, полезно перечитывать подобные тексты. 

Этот текст начинается такими замечательными словами: «Церковь – это собрание братьев и сестер во Христе». Акцент делается не на стенах, не на коврах или подсвечниках. Церковь – это собрание братьев и сестер. Не чужих людей, не единомышленников, а братьев и сестер во Христе! «Как дети одного Отца, здесь все призваны к единству в любви к Нему и друг к другу». Вот это самое важное, что мы должны помнить: мы – братья и сестры, мы собраны вокруг нашего Отца, и мы призваны к единству в любви. Красиво, глубоко! Но давайте рассмотрим подробнее. 

Дальше автор этого текста говорит: «Церковь – это не зона запретов и страхов, а пространство “свободы славы детей Божиих” (Рим. 8, 21)». Не зона запретов и страхов, а пространство свободы! Подумайте, какие слова, тем более сказанные со ссылкой на апостола Павла. Мы ведь чаще всего воспринимаем религию именно как систему запретов, а нам здесь говорят, что Церковь – безопасное место, которое должно быть безопасным абсолютно для любого человека: любой веры, любого пола, любого вероисповедания и т.д. 

«Чтобы уберечь этот дар (какой дар? дар свободы!), необходимо помнить: не осуждайте других находящихся в храме людей, не следите за их поведением, одеждой и другими особенностями». Дар церковной свободы, дар церковной безопасности нуждается в охранении. Так вот, не надо следить за другим человеком, не надо выискивать врагов в церкви, как это очень часто бывает, когда прихожане выискивают колдунов или людей «не нашей веры». Нет, не надо следить, не отслеживайте врагов! 

«Не делайте замечания кому бы то ни было по какому бы то ни было поводу». Вот важный момент! Почему-то люди, которые давно ходят в церковь, полагают, что у них есть монополия права делать замечания кому бы то ни было по поводу одежды, хождения по коврам. Нет, мы должны помнить, что у нас нет такого права! Деликатность, такт, внимание. «Если Вы впервые пришли в наш храм, Вам тем более следует сдерживать свое желание учить других». То есть эта закономерность действует не только на воцерковленных людей, но и на тех, кто пришел. Я неоднократно сталкивался с хамством не просто церковных людей, а тех, кто к Церкви не принадлежит, но приходит и вдруг заявляет свои права и начинает учить священника или прихожан, как им себя вести, что они недостаточно строги или, может быть, слишком раскованные. Нет, в чужой монастырь со своим уставом не ходят! 

«Если же Вам все-таки что-то не по душе и Вас обуревает нестерпимое желание высказать свое недоумение, обратитесь к настоятелю». Все нужно делать красиво и цивилизованно. Дальше идет текст об одежде приходящих в храм: «Заходящему в храм человеку – и мужчине, и женщине – подобает быть одетым прилично, опрятно и чисто; так же, как он или она одевается для посещения любого другого серьезного общественного места». Вот и все. Понятия того, что прилично, опрятно и чисто, разнятся в зависимости от времени и культуры. Мы сейчас не ходим так, как ходили наши предки, например, в XVI веке. Мы позволяем себе жесты, которые в XVII веке были бы восприняты как дерзость. У нас сейчас это все в порядке вещей, это нормально. У нас нет господ, рабов, крепостных, мы живем совсем в другом обществе. Поэтому мы ориентируемся на те нормы приличия, которые приняты в нашем обществе. 

«Идя на богослужение, особенно на воскресное или праздничное, желательно в соответствии с многовековой, но отчасти забытой русской православной традицией одеваться празднично и красиво». Вот как правильно сказано! О платках и брюках – возможны все варианты. «Можно надеть платок (это о женщинах). Ношение женщинами головного убора – социально-бытовая норма древности, сохранившаяся не только в православной, но и во многих других культурах, особенно Востока, до наших дней. Так одевались женщины в те давние времена, когда рождалось христианство, и потому такой обычай укоренился в Церкви. Многими людьми этот обычай воспринимается как один из символов консерватизма Церкви, то есть верности отеческим преданиям. Кроме того, так одеваются многие современные женщины, которые включают в свой туалет головной убор того или иного покроя. Кто надевает платок, не осуждай ту, которая не надевает!» Если вы воспитаны в традиции носить в церкви платок и вдруг увидели, что кто-то в церкви стоит без платка, вы не имеете права делать замечание и тем более осуждать этого человека. Потому что в некоторых храмах, в некоторых других государствах православные женщины не надевают платок. И это не является преступлением против веры! 

«Можно не надевать платок. Сегодня, как и всегда, Церковь принимает под свой покров всех людей, какими бы вкусами и предпочтениями они ни руководствовались в выборе рода занятия, внешнего вида, в частности одежды, прически или других проявлений жизни. Лишь бы это было, повторим, прилично и опрятно. Кто не надевает платок, не осуждай ту, которая его надевает». То есть тактичность и деликатность должны быть взаимны. 

Юбка или брюки? «То же самое касается ношения юбки, платья, сарафана или брюк. Этот вопрос относится исключительно к сфере вкусовых предпочтений современных женщин. Двери же храма открыты для всех!» Вот как важно помнить, что мы в церкви остаемся людьми, а люди требуют деликатности, такта, уважения. А раны, нанесенные в храме Божием (дерзкое, жестокое, невнимательное слово, которое мы произносим в храме Божием), резонируют и воспринимаются человеком в десятки крат больнее. Подумайте, из-за платка, из-за брюк мы можем человека отвернуть от храма Божьего! И что мы тогда Богу скажем, когда Он нас спросит: «А что же Людочка в церковь не ходит?» А мы скажем: «А кто это, Господи?» «Это тот человек, которого ты поранил своим словом, оскорбил и лишил Моей любви, молитвы, участия и церковного тепла». Поэтому очень важно это церковное тепло не терять, беречь его и воспитывать себя в деликатности, тактичности, добродушии и внимании друг к другу. 

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.
Записала Таисия Зыкова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать