Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здесь нас ждет некоторая растерянность, потому что мы не совсем понимаем, в чем смысл этого постного движения, постных задач, духовных задач и целей, перед которыми нас ставит пост. Что это значит? Чего от нас ждет Церковь, чего от нас ждет Христос? Оказывается, все не так просто, как нам об этом сообщает календарь. Потому что тот устав поста, который у нас описан в календаре, – это выдержки из книги Типикон, ставшей в конце XVII века текстом, который регламентирует и определяет богослужебный и благочестивый строй нашей жизни.
Однако если вы откроете эту книгу, то увидите, что это сборник правил, написанный для некоего мужского монастыря. Чуть ли не половина глав этой книги посвящена тому, как жить в братстве, как приходить на правило, как пользоваться братской кладовой и другими вещами. Мы находимся в некотором недоумении, потому что большинство детей Русской Православной Церкви – это миряне. Даже из монашествующих большую часть составляют монахини. Как же так получилось, что устав некоего мужского монастыря стал определять благочестивый строй жизни и мирян, и монахинь? Как к этому относиться?
Дело в том, что эти правила носят рекомендательный характер. Они определяют для нас значительность того или иного дня, того или иного праздника. Пост перед Рождеством на самом деле имеет очень древнюю историю. Это не нововведение, это очень древняя церковная практика, освященная авторитетом святых отцов. Поэтому без этого поста нам никак нельзя. Если мы лишим себя этого поста, то обворуем себя, украдем у себя некоторый очень важный, очень нужный опыт.
Но важно помнить, что пост имел свою историю и развился из поста накануне Рождества Христова. Тот самый Сочельник перед Рождеством, когда мы, согласно древним правилам, не вкушаем до появления звезды, и есть древнее основание Рождественского поста. Дело в том, что в нашем современном церковном словоупотреблении, произнося слово «пост», мы имеем в виду прежде всего кулинарные ограничения, а это большое заблуждение. Потому что ограничение себя в пище есть только один из многих аспектов постного подвига, одно из множества духовных упражнений, которых пост рекомендует придерживаться.
Но, оказывается, длительность поста тоже в разные времена и эпохи варьировалась, она тоже неоднозначна. И для нас очень важно присмотреться к истории поста, чтобы выяснить для себя, что главное, а что второстепенное. Это очень важный навык взрослого человека: определять приоритеты, что важно, а что второстепенно, отделять пшеницу от плевел. Если мы обратимся к истории Рождественского поста, увидим, что практики постного упражнения, в том числе и ограничения в пище, в разные времена и в разных регионах имели очень пестрый состав.
Есть замечательная книга богослова Мансветова, который в конце XIX века написал историю постов в Восточной Православной Церкви, где он говорит, что один из ранних текстов, который говорит о Рождественском посте, – это проповедь святителя Иоанна Златоуста на праздник мученика Филогония. Это очень красивая проповедь! Я советую ее перечитать, потому что там Златоуст раскрывается действительно как ритор-богослов и человек очень глубокой, напряженной, окрыляющей духовности. В этой проповеди святитель Иоанн Златоуст сообщает, что в его времена перед Рождеством постились пять дней. Это как раз те самые пять дней, которые приходятся сейчас в современной церковной практике на дни предпразднства Рождества Христова, то есть это и есть ядро поста.
Дальше мы узнаем из книги Мансветова, что, например, Вальсамон – один из иерархов Восточной Церкви, который оставил довольно много текстов, в том числе канонического содержания, – говорит о том, что в XII веке сорокадневный Рождественский пост был обычаем только константинопольцев. Даже в XII веке этот пост практиковали только константинопольские монастыри и те миряне, которые окормлялись в этих обителях. Это был местный обычай. В других местах, как говорит Вальсамон, постились только четыре дня. Скорее всего он имеет в виду тот самый пост, который у нас сейчас особенно отмечен как время предпразднства. Причем сам Вальсамон считает, что поститься четыре дня тоже неправильно. А сколько же нужно поститься, спрашивают Вальсамона? Он говорит, что правильно поститься перед Рождеством семь дней. Таково мнение этого восточного иерарха.
Один из участников Флорентийского Собора сообщает, что в его время действительно в Константинополе продолжали поститься сорок дней, а по другим местам он приводит некоторые обычаи, согласно которым постились с 1 или 6 декабря по старому стилю. Другие начинали поститься с 20 декабря. По старому стилю это как раз и есть пять дней до Рождества Христова.
Почему я это говорю, почему на это обращаю внимание? Потому что это и есть самое важное ядро Рождественского поста. Поэтому если здоровье вам позволяет поститься все сорок дней, соблюдая монастырский устав, это замечательно! Если нет такой возможности, нужно все равно стараться хотя бы хранить эти пять дней или же соблюдать другой обычай, зафиксированный в том числе и в Типиконе, который говорит о том, что особое ограничение в пище приходится на время после праздника святителя Николая.
Таким образом, постных практик ограничения в пище очень много. Но это не единственное, чего от нас требует Рождественский пост. Самое главное, конечно же, духовные упражнения. Не каждый человек может себе позволить серьезные ограничения в пище, но чтение Священного Писания, молитвы, более частое посещение богослужений по силам каждому человеку. Особенно великая милость Божия – посещать службы накануне Рождества Христова. В эти пять дней предпразднства перед Рождеством проходят настолько красивые богослужения, что я даже советую тем людям, у которых есть доступ к богослужебным текстам этого периода, но нет возможности слушать их в церкви, читать их дома, перечитывать, молиться. Это величайшие тексты богословского и молитвенного содержания, которые создавались в нашей Восточной Церкви.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста
«Православный на всю голову!». О прощении грехов
Благая часть. 24 апреля 2024
У книжной полки. Лекарство для души
Благовест (Ставрополь). 24 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!