Свет невечерний. Пособничество в исповеди

27 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В начале 90-х годов, когда начиналась моя церковная жизнь, у нас в храме – и не только у нас, но и во многих других православных храмах – появилась мода на книжку, которая называется «Лекарство от греха». Я думал, что эта мода прошла, но оказалось, вовсе и нет: появляются подобные ей книжки или переиздают саму эту брошюру. Что это за книга?

Эта книга является пособием к исповеди. Наверное, в число церковных преступлений даже нужно ввести провинность, которую можно было бы назвать пособничеством в исповеди. Вот это пособничество в исповеди – это, наверное, самое отвратительное, что есть в нашей церковной жизни. Причем это преступление «пособничество в исповеди» настолько модно, настолько живуче и настолько востребовано, что с этим надо что-то делать.

Причину распространения этого пособничества я связываю с тем, что у нас неправильно понимается сама суть исповеди, что это такое. В книжках, подобных книге «Лекарство от греха», основное содержание представляет собой перечисление проступков, в которых человек должен покаяться. Какие это могут быть проступки? Я вам сейчас специально зачитаю: «ковырялась в носу». Мне очень нравится, что в этих книгах все грехи пишутся от лица женщины, потому что мужчина, наверное, не будет говорить о таких вещах. «Объедалась на поминках», «работала парикмахершей».

Что это за грех ковыряться в носу? Это грех? Что за грех работать парикмахершей? Я неоднократно сталкивался с тем, что православные женщины, посетив некоторых старцев в старинных обителях, получали от них выговор за то, что они ходили в парикмахерские, а женщинам, которые сами работают парикмахерами, эти так называемые старцы запрещали эту «богомерзкую, блудную» профессию, что, на мой взгляд, просто отвратительно. Я спрашивал у них, зачем они ездят к таким людям. Неужели им не у кого спросить совета? Что плохого в этой профессии? Что плохого делает человек, который стрижет, делает прически? Но в этом перечислении грехов в том числе говорится о ношении модных причесок. Здесь есть и такой грех.

«Смотрела в окно во время молитвы, носила на голове чужие волосы, посещала салон красоты…» Моя приятельница после химиотерапии купила себе парик, потому что у нее выпали все волосы. Ей нужно было покаяться в том, что она носила парик? «Люблю часто мыться». Страшный грех! «Сморкалась в храме, смотрела по сторонам, когда вкушала пищу». Это очень интересный грех. «Любила пить крепкий чай и кофе, хватала пищу, когда еще готовили, в храме смотрела на часы, использовала в пищу приправу». Что это такое? Если в храме висят часы, значит, на них нельзя смотреть? Может, часы вешают для воспитания силы воли? Класть в пищу приправу – это страшный грех?

Мне больше всего нравится следующий страшный грех: «ленилась целовать иконы». У нас некоторые старушки когда-то давно, когда я еще только начинал служить священником, при входе в церковь обязательно начинали свою молитву с обхода всех икон. Они везде целовали иконы, куда только можно было дотянуться. Рано утром, когда я открывал храм, еще перед проскомидией, в храме в полной тишине слышно было только постоянное чмокание – это старушки обходили все иконы. Чмоканье и шепот, чмоканье и шепот... Получается, если человек не обладает такой удивительной способностью целовать все иконы, он, значит, не спасается?

«Не посылала подарки обидевшим меня». Это очень интересный грех. «Ходила в воскресный день в лес за ягодами и грибами, ходила на свадьбу без церковного венчания, на кладбище рвала сирень и приносила ее домой, в детстве дергала девочек за косы, называла бессловесную скотину именами святых угодников – Васька, Машка, нежила плоть душем и ванной…» Что это такое? Вот тоже очень красивый грех: «грозила кулаком, любила без меры пить соки и газированную воду».

Составители этих перечней грехов рекомендуют обязательно перед священником все это подробным образом вычитать, а если каких-то грехов здесь не хватает, от себя еще что-то добавить. Может, вы каким-то более изысканным образом ковырялись в носу, или как-то особенно дергали за косички, или рвали на кладбище не только сирень, но и еще что-нибудь оттуда приносили... «Ценила писателей и артистов за их талант, а того, что они богоотступники, не хотела понять». Откуда это все?

Составители брошюры говорят, что, возможно, вы не в состоянии всю эту брошюру вычитать на исповеди. Потому что, как я думаю, большинство священников такую исповедницу просто в шею будут гнать, при этом грозя кулаком, чего эта книга, конечно же, не допускает. Видимо, только относительно женщин. Но если вы не сможете сразу все это исповедовать в полной мере, говорят составители, то вы должны исповедовать каждый раз по двадцать-сорок грехов за прием. Таким образом, существует определенный алгоритм. В некоторых пособиях даже составляются графики, высчитываются какие-то диаграммы того, как вы очищаетесь от грехов.

Что это за безобразие? Какое это имеет отношение к православию? Все эти так называемые сборники являются новоделом. Если хотите, это и есть настоящее церковное пошлое обновленчество, совершенно пошлое обновленчество. Да, в церкви существовали покаянные сборники, особенно в Средние века они имели хождение, и особенно в Западной Европе. Они были распределены, например, по категориям граждан. Но суть  исповеди не в этом!

Нам нужно отличать исповедь от откровения помыслов. Исповедь – это всецерковное таинство, а откровение помыслов есть особое духовное упражнение для монашествующих, которое может предприниматься только в том монастыре, где есть старческое окормление. То есть когда монахини окормляются у какой-то старицы, а монахи – у какого-то старца. Причем откровение помыслов принимают не только священники, это могут делать простые монахи, просто опытные в духовной жизни. Для мирян это не годится.

Исповедь – всецерковное таинство. По большому счету в древности оно считалось не личным делом и было большой редкостью, потому что люди, которые ходят в церковь, которые являются частью церковного тела, по определению не должны грешить. А что значит не грешить? Не ковыряться в носу? Нет! Все эти вещи, которые здесь перечисляются, связаны просто с воспитанием человека, с той культурной ситуацией, в которой человек живет. В каком-то обществе принимать душ и ванну, наверное, не является грехом. Это какая-то нелепость! Исповедь есть событие в жизни человека. Если вы относитесь к ней как к бухгалтерскому отчету, аудиту, когда ты пришел, отчитался и закрыл все свои «хвосты», вы тем самым, мне кажется, просто кощунствуете по отношению к исповеди. Это никуда не годится!

Поэтому остерегайтесь подобных «произведений искусства». Подобные книжки можно читать только как юмористические миниатюры. Не более того. Ни в коем случае не используйте их для исповеди. Исповедь – это событие, это то, что волнует вас в данный момент. Не нужно заставлять себя чувствовать виноватым в том, в чем вы себя виноватым не чувствуете. Совесть вам подскажет, потому что главным образом мы каемся в том, что мы совершили против другого человека: в ненависти, в ярости, в гневе, в злости. Вот это серьезные вещи. А нести на исповедь эту чепуху для воспитанного, образованного церковного человека просто стыдно. Уважайте себя! Не поддавайтесь на подобные провокации.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 16 октября: 13:15
  • Четверг, 17 октября: 09:30
  • Вторник, 22 октября: 02:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы