Свет невечерний. Покров над миром

30 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В начале XX века христиане всего мира вдруг неожиданно стали интересоваться друг другом. Зародилось так называемое экуменическое движение, которое у нас любят критиковать, заподазривать и так далее. Но, как бы к нему ни относились с его ошибками и достижениями, это факт, от которого нельзя отмахнуться. Интерес разных христианских Церквей друг к другу со временем все больше и больше разгорается, потому что мы общаемся. Мы не живем замкнуто, мы путешествуем, мы интересуемся друг другом, потому что у нас есть и смешанные семьи, и замечательные люди, которые принадлежат кто к Католической Церкви, кто – к протестантской, кто – к лютеранской. Мы интересуемся: а как они живут? А что там такое происходит?

Так вот, в начале XX века зародилось это экуменическое движение, в котором, в частности в 20–30-е годы, участвовали русские богословы – в большей степени, конечно, те, которые волею судеб оказались за границей. На одной из конференций, которую проводили лидеры этих встреч – в основном это были ученые-богословы, – стали формулировать повестку дня, вопросы, которые будут включены в общее коммюнике. Один из участников этой конференции, отец Сергий Булгаков, позволил себе выступление, которое вызвало шок не только среди протестантов, но и среди православных и даже католиков. Потому что он вдруг поднялся на трибуну и сказал речь в защиту Божией Матери.

Отец Сергий Булгаков был настоящим рыцарем Богородицы. Если вы когда-нибудь почитаете его проповеди или замечательную малую богословскую трилогию, где он говорит о богословии Божией Матери, то вы увидите удивительную пламенеющую рыцарскую любовь к Богородице, которая сейчас смотрится как-то совершенно несовременно: из богословов никто так не говорит о Божией Матери, никто так не молится Ей, никто так ревностно не встает на Ее защиту. Отец Сергий Булгаков действительно поражал своих современников, в том числе православных, таким рвением. Он встал на защиту Богородицы, потому что протестантская делегация этим вопросом пренебрегала.

Почему православные, да и католики тоже, так любят Божию Матерь? Что в Ее облике такое особенное, что трогает человека с Евангелием в руках? Ведь протестанты так не взволнованы Богородицей, они ищут каких-то доказательств. Она мало упоминается в Писании, о Ней не очень много говорится. Все наши оценки связаны с Преданием, но видно, что из глубокой древности идет это рыцарское почитание Богородицы, эта молитва, эта необыкновенная нежность по отношению к Матери Божией.

У русских людей, у русского благочестия эта любовь особенная, потому что у нас есть праздник Покрова – исключительно русское торжество, которое является скорее не памятью об определенном событии из жизни Андрея Юродивого или каких-то константинопольских патриархов, а скорее динамичным мифом, рассказом, иконой, в которой передаются наши глубинные ощущения благочестивого сердца по отношению к Богородице – честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим.

Мы хорошо знаем эту икону, на которой изображается молитва в одном из византийских храмов: на амвоне стоит молящийся диакон, императорский двор, и на переднем плане –юродивый Андрей со своим учеником, который видит Царицу Небесную, пришедшую молиться вместе со своим народом. И дальше эта иконическая история раскрывается в таком удивительном жесте, очень дорогом для русского благочестивого сердца: Матерь Божия, молящаяся Господу вместе со святыми, апостолами, ангелами, снимает Свой покров (то есть платок, покрывало), который Она носила на Своей пречистой голове, и простирает его над людьми.

Мы можем сказать: «Ну и что? Да, это очень красивый жест, покров». Она их как будто бы прикрывает, оберегает, но этот жест очень материнский. Поэтому молящийся человек опознает эту удивительную глубинную метафизическую материнскую нежность, которая исходит из образа Божией Матери, из образа Той, Которая послужила спасению. Мы ведь не можем относиться с пренебрежением к человеку, который дал жизнь Богу, как ни парадоксально звучат эти слова. Мы не можем относиться с пренебрежением к Той, Которая явилась тем цветком, тем человеком, той Девой, ради Которой вся ветхозаветная история постепенно развивалась, сохраняя эту ниточку родословия, идущую от Адама.

Конечно же, Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим, но Ее жест очень важен для нас, христиан, – не просто как гарантия того, что Царица Небесная молится за нас, что Она нас закрывает, может, и от гнева и суда Божия, что Она – серьезная поддержка для нас, грешных, что, может, нам что-то даже и простится ради Ее ходатайства.

В этом жесте совсем другое. Потому что всякая иконичность, всякий древний образ несет в себе не только свидетельство, гарантию или же утешение, но непременно некий педагогический воспитательный заряд. В чем он состоит? Апостол Павел, когда говорит о Христе, непременно упоминает, что в нас, тех, кто во Христа крестились, во Христа облеклись, должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе; или знаменитая фраза: подражайте мне, как я Христу.

Педагогика этого образа состоит в том, что мы должны ему подражать. Царица Небесная, Которая простирает Свой покров над людьми, показывает нам, как нам себя вести, как нам жить. Это не просто утешение и гарантия защиты, поддержки, это еще пример для подражания: вы видите, как чуткое сердце, полное любви, ведет себя по отношению к людям, – точно так же и вы поступайте. Ведь Царица Небесная простирала Свой покров над всеми людьми, находящимися в храме.

А кто там находился? Императоры, министры, царицы, чиновники, торговцы, дети, женщины, старики. Вы думаете, среди них большинство было святыми, никто не брал взятки, не обижал своих родителей, не изменял своей жене? Это были очень разные люди. Конечно, большинству из них было в чем каяться. Царица Небесная над всеми простирает покров, Она всем готова помочь. Ее доброты хватает для каждого человека, в том числе и для грешника. Может, даже для нераскаянного грешника, который пришел в этот храм помолиться, потому что царь пришел: почему бы и ему не прийти. Мало ли что, чтобы не было неприятностей, и он тоже помолится. Над ним тоже простирается покров Царицы Небесной без требования чего-то взамен.

Поэтому для нас это образ, которому следует подражать: не ждите за свою доброту никаких наград, раздавайте добро бескорыстно, помогайте всякому человеку, нуждающемуся в этом, воспитывайте свое сердце в благородной отзывчивости, которой мы учимся у Царицы Небесной. Это образ, на который надо взирать, в который нужно всматриваться. Не случайно святые отцы даже читали особые молитвы, включая те, которые включены в постоянные правила, потому что созерцание образа Царицы Небесной воспитывает нас, настраивает на верный лад. Потому что христианин – это безграничная и бескорыстная доброта. Именно об этом говорит нам образ Царицы Небесной.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать