Свет невечерний. Поиск мудрости

16 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Что такое церковь для обычного человека? Место, куда приходят ведомые скорбью, слезами, на так ли? Ведь очень многих из нас к церкви приводят страдания и боль близких, родных, наши страхи, наши недовольства, ужасы, которые преследуют нашу жизнь, и особенно забота о близких людях. Ничто так не ранит человека, как боль его собственных детей или близких, осознание того, что с ними может что-нибудь случиться: они могут заболеть, и в конце концов – хотя мы отгоняем эту мысль – нам даже однажды придется их похоронить.

С этими недоумениями, с этими страхами люди прибегают в церковь, спрашивают священника о том, кому поставить свечку, каким святым молиться, если ты идешь на операцию; что делать, если сына забрала милиция и его ждет очень горькая судьба; что делать, если на тебя подали в суд и ты не знаешь, как с этим разобраться; что делать, если случились какие-то другие неприятности, и какому святому конкретно молиться.

Говорят, Спиридону Тримифунтскому нужно молиться, когда денег нет. Святителю Николаю молятся о неправедном суде и когда путешествуешь, если боишься, например, на самолете летать. Святому Пантелеимону молятся в случае болезни. Блаженной Матроне молятся, и она очень помогает. Может, съездить на источник набрать святой воды и есть просфору каждое утро натощак, запивая этой святой водой? Может, даже взять святыньки с Богородичной Канавки, может, камушек из Иерусалима привезти, чтобы была удача, чтобы миновали нас эти беды?

Если вы расспросите обычного, рядового, даже церковного человека по поводу этих вопросов, то услышите немало мнений о том, как правильно действовать, кому молиться, какую записку лучше подать: на сорокоуст или Неусыпаемую Псалтирь. В какой монастырь поехать, где какая икона, которая помогает в родах или исцеляет близких от пьянства и наркомании, избавляет от лап правосудия. Но вопрос иногда нужно задавать к самому вопросу: правильно ли мы относимся к Церкви, к христианству, когда ищем в этом избавления от скорбей и привлечения удачи?

У меня был приятель, который долгие годы своей юности провел в воровской среде. Он мне рассказывал, что всякий раз, как они шли на дело (а их работой была очистка балконов от ненужных вещей, иногда они даже в окна проникали),  они молились воровскому богу, чтобы их постигла удача. Воровской бог всегда помогал. Некоторые при себе носили амулеты, намоленные иконки или частички святых камней из святых мест, и бог всегда помогал им обворовывать беспечных граждан, спасал их от рук милиции, от тюрьмы.

Чем эта вера в воровского бога отличается от веры в святых, из которых каждый отвечает за свою сферу помощи и деятельности? Мне кажется, это отношение к Церкви как к очагу удачи или избавления от каких-то скорбей несет в себе нечто от естественной религиозности, которая свойственна каждому человеку. Но достойно ли это Евангелия? Вот в чем вопрос. Ради этого ли ставились церкви, ради этого ли совершаются богослужения? Как к этому отнестись?

Это очень сложный вопрос! Потому что Церковь в нашей стране долгие столетия находится в очень непростой ситуации. Многое все больше превращается в религиозную форму. Что я имею в виду? Религия оформляет человеческий опыт, который находится на самом пределе: пределе жизни и смерти, пределе появления нового. Так, рождается человек, и с этим надо что-то делать. Потому что появился новый, небывалый совершенно человечек со своей биографией, со своим характером. Он уникален, и это нужно как-то оформить. Потому что наших слов, наших мыслей не хватает, чтобы выразить удивление, восторг от этого нового. Поэтому во всех религиях, абсолютно во всех культурах существует некая религиозная форма оформления этого опыта. В одной стране детей крестят, в другой подвергают другим обрядам: обрезанию, посвящению, омовению и т.д. Если человек вступает в брак, для этого тоже существуют определенные процедуры. Если человек купил новый дом, практически в каждой религии есть определенные обряды, ритуалы, которые связаны с осмыслением этого замечательного приобретения. Если кто-то умирает или умер, и на это в каждой религии существуют свои обряды.

Примерно 90% людей в нашей стране воспринимают христианство как одну из религий, которая просто оформляет наши религиозные потребности. Но ради этого ли Христос основывал Свою Церковь? Наверное, в том, что человек ищет Божественной санкции в своей жизни, нет ничего плохого. Это очень хорошо, но разве этого достаточно? Разве святые для того умирали, шли в пустыню, чтобы потом вымаливать нам какие-то денежные средства или помощь в путешествии? Они, конечно же, нам помогают, но не ради этого все в Церкви устроено.

Церковь – это богообщение, мудрость, которой Господь с нами поделился. Непросто мудрость, Он поделился с нами Своей жизнью! Евангелие говорит о том, что мы должны взять крест свой и следовать за Христом. Значит, мы должны и страдания, и скорби своей жизни тоже принять. Значит, совершенно нормально для человека страдать, и ту чашу страдания, которая тебе положена, ты всю выпьешь. От нее нельзя уйти, потому что дети, которые у нас рождаются, будут болеть, они будут испытывать боль, они однажды умрут. И во Христе мы принимаем эту мудрость.

Конечно же, очень утешает человека то, что Господь разделяет с ним его страдания. В самой глубине этого опыта христианские мудрецы, мыслители говорили, что они встречали Христа, Который вместе с ними распинался в их боли. Вот этой мудрости мы ищем! Ради этого Церковь основана: чтобы быть вместе с Богом, а не пользоваться просто какими-то дарами относительно удачи, помощи в болезнях и т.д.

Мне кажется, что естественное религиозное отношение к Церкви и христианству даже оскорбляет Бога. Это очень похоже на то, как если бы вы любили своих родителей только за то, что они вам дают конфеты. Конфеты вам может давать любой другой гражданин, а родители – единственные в мире. Так и в Церкви нужно искать не того, что можно получить от Бога, а Самого Бога нужно искать. Христианство требует от человека бескорыстного отношения к Богу. Мы с Ним не ради того, что Он может нам дать, а ради Его Самого. Так и Господь пришел в этот мир не ради каких-то непонятных нам вселенских законов; Он ищет каждого из нас, ищет нашей совершенно бескорыстной дружбы. Без каких-либо условий, контрибуций, обещаний, просто ради Его Самого.

Поэтому искать нужно бескорыстной веры, искать нужно Бога и всегда свою веру, свои поиски сравнивать со Священным Писанием. Это самое главное, что у нас есть. Евангелие – это Божье слово, оно должно быть мерилом в нашей жизни, с которым мы должны сверять все наши религиозные порывы и религиозные поиски.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать