Свет невечерний. Овцы и волки

7 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Христианам никогда не надо забывать, что они – ученики нищего странствующего Проповедника, нашего милостивого бездомного Учителя. Христос проводил Свою проповедь не как воинственный пророк или же сильный прорицатель, который угрожал политическому строю, от которого скрывались конкуренты, противники, а скорее умолял и всюду являл любовь, сопровождающуюся знамениями. Его чудеса и удивительные свидетельства Своего Божественного достоинства не подавляли человека. Они никогда не были знаменем насилия, и в этом евангельский парадокс Христовой проповеди.

Мы привыкли считать, что сила – нечто близкое насилию (ведь это однокоренные слова), что сила и доброта – вещи совершенно несовместимые. Но в облике Христа почему-то вдруг парадоксальным образом эти два факта доброты и силы сочетаются. Для нас это важнейший ориентир, потому что вся история христианства есть попытка осмыслить этот парадокс силы и добра. Как это возможно, чтобы добрый человек одновременно был сильным, а сильный – добрым? В сознании обычного, рядового человека эти идеи, эти два знака как будто бы друг друга отрицают.

Христианские мыслители на протяжении столетий осмысляли это явление, откровение, которое через Евангелие дошло до нас в лике Христовом. Потому что жизнь бросает Церкви разного рода вызовы и испытания. Первые 300 лет своего существования Церковь была гонимой. Это была Церковь мучеников, страдальцев, страстотерпцев. Они были изгнанниками из этого мира, жили как будто бы на полях жизни. Самые настоящие маргиналы. Они были вне истории, вне политики, вне государственной службы. Просто маргиналы, сектанты, которые все время находились под подозрением. Их легко было убивать, потому что это были люди, которые находятся вне системы.

Но в IV веке эта гонимая религия вдруг совершенно незаметно стала государственной. Постепенно в течение IV века христианство стало религией большинства, и это большинство представляло собой саму элиту не только византийского, но и западноевропейского общества. Сильные мира сего вошли в Церковь, и Церковь из бедной, нищей скиталицы, мученицы стала обществом сильных, влиятельных людей. Вот тут наиболее остро встал вопрос о том, как могут сочетаться власть, сила, богатство, влияние, право на насилие, которое есть у государства, с заповедями Христовыми. С той добротой и милосердием, которые проповедовало Евангелие.

На протяжении столетий Церковь никак не могла переварить эти вызовы, потому что первые христианские мыслители, например, с большим подозрением относились к самой возможности службы христианина в армии. Это было связано с убийством, каждый солдат – человек, который обязан убивать. Может ли христианин быть обязанным кого-то убивать? Множество имен, множество мудрейших людей пытались осмыслить этот вызов.

Но самым тяжелым испытанием и искушением для Христовой Церкви была борьба с ересями. Ведь не секрет, что Церковь Христова, основанная Спасителем, исповедует одну веру, одно крещение, но почему-то на протяжении истории постоянно появлялись новые религиозные организации, которые называли себя христианской Церковью, множество расколов, ересей, ответвлений. Когда Церковь стала государственной религией, появилась возможность использовать государственный механизм насилия и подавления в целях проповеди Евангелия.

Подумайте, какое страшное искушение! Ты знаешь истину, тебе открыта истина о Боге и, самое главное, о человеке – и тебе противостоит сообщество еретиков, раскольников или язычников. А у тебя есть все рычаги государственной борьбы с этими людьми. Ты можешь применить к ним Уголовный кодекс, квалифицированную казнь. Сейчас у нас не практикуется квалифицированная казнь (по крайней мере, в странах Европы), но еще совсем недавно, в XIX веке, в той же Англии практиковались казни, например, с повешением, потрошением и четвертованием. Это была квалифицированная казнь, которая распространялась на предателей и изменников Родины.

В Византии были другие виды казни (например, отрезание носа, ушей, ослепление, клеймение и многие другие вещи, которые в Россию пришли только в середине XVII века в связи с Уложением Алексея Михайловича). У нас тоже в правовом поле появилась возможность Церкви быть инициатором борьбы с ересями. На Святой Руси против еретиков действительно применялись жуткие кары. Так, например, митрополит Стефан (Яворский) сжег в клетке одного из еретиков. Были эпизоды, когда раскольников вмораживали в лед, насаживали на крючья, и многие другие вещи, которые оправдывались богословски.

Они оправдывались богословски! Таким образом, то, что в Западной Европе называлось инквизицией – страшными процессами против ведьм, которые практиковались не только в католических, но и в протестантских странах, имело место и в нашей православной истории. У разных авторов мы можем найти очень разное отношение к еретикам. Кирилл Александрийский считал возможным убийство и преследование еретиков, их жестокое наказание, кары.

Однако святитель Иоанн Златоуст был другого мнения. Мне кажется, несмотря на то, что оба этих человека были святителями, угодниками Божиими, нам следует прислушаться к мнению того, кто близок к Евангелию. Потому что мнение даже самых авторитетных святых отцов мы должны сверять с евангельским текстом. Вот святитель Иоанн Златоуст в своих поучениях на Евангелие от Матфея говорит о том, что Христос призывает нас к голубиному незлобию. Он говорит о том, что Христос посылает нас как овец посреди волков.

Размышляя над этими строками 10-й главы Евангелия от Матфея, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки». Нельзя нападать на врагов как волки. «Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе».

Посмотрите, какие мудрые слова! Это просто замечательно! Это ответ на эту проблему силы и доброты. Даже если кажется, что нет другого пути, как только насилие, что можно воспользоваться и государственными, и какими-либо другими нашими преимуществами, привилегиями и проявить насилие, христиане, ученики Проповедника доброты, человеколюбия и милосердия, должны предпочесть силе доброту, потому что наш Господь – Пастырь овец, а не волков. Соблазн волка должен остаться всего лишь соблазном.

Путь проклятия, насилия, принуждения – не наш путь, это не путь христианина. Ни в коем случае! Наш путь – это путь доброты и человеколюбия. Даже если нам кажется, что мы проигрываем, что нас меньшинство, что нас унижают, все равно нужно взять крест и идти путем Христа, чтобы не предать того идеала милосердия, который является единственным законом для гражданина Царства Небесного.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать