Свет невечерний. Обязанность ненавидеть

7 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Наш любимый апостол Павел в Послании к Галатам говорит слова, которые не могут не волновать: любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Какие яркие, прекрасные, вдохновляющие слова! Апостол Павел позволил себе дать краткий рецепт христианской жизни. Христиане собираются вокруг любви, а не вокруг ненависти. Не дружат из ненависти, не собираются ради того, чтобы кого-то ненавидеть или порицать. Это очень важно понимать в наше время, потому что иногда люди, которые приходят в церковь, сталкиваются с тем, что внутри нашего сообщества есть некие корпоративные вполне светские интересы, никак не связанные с евангельской истиной, которая, собственно, является стержнем христианской жизни.

Оказывается, в христианском сообществе существует некоторая обязанность ненавидеть. Вот простая история. Один мой приятель-священник служит литургию, а к нему подходит другой священник и говорит: «Как ты позволяешь себе совершать богослужение в таком облачении, когда в мире неспокойно?» Я объясню суть его претензии. Дело в том, что священники совершают литургию в облачении, которое называется фелонь. Это существительное женского рода, которое переводится с греческого как «плащ». Даже апостол Павел в Послании к Тимофею упоминает эту часть одежды, которая позже стала облачением.

Существует несколько типов фелони: римская, славянская, русская, греческая. Мой приятель служил литургию в греческой фелони. А другой священник выдвинул ему претензию в связи с тем, что у нас сейчас с греками сложные отношения. Все не так просто с Константинопольским Патриархатом. А этот священник тем, что служит в греческой фелони, становится на сторону нашего противника. Мы должны дружно сплотиться против тех, кто нас критикует или имеет к нам претензии.

На самом деле это совершенно нелепая претензия, потому что христиане вдруг вместо любви к ближнему начинают объединяться вокруг ненависти к кому бы то ни было. Таких очагов ненависти или теневого «символа веры», который ходит непроговоренным среди христиан, немало, и мы должны их выявлять, чтобы подтвердить наше единство в позитивном образе вокруг совсем других вещей.

Другая история, которая меня поразила, произошла в течение последнего года с одним священником, который проповедовал Христа через Интернет. У него был канал на YouTube, где он в течение шести лет рассказывал людям о Христе, о Церкви. У него были довольно успешные, интересные программы. Это яркий священник, очень опытный, который более 20 лет прослужил в священном сане, построил церковь, очень много сделал для того, чтобы создать методические пособия по преподаванию детям основ православной культуры и христианской веры.

Совсем недавно я узнал, что этого заслуженного священника вдруг запрещают в служении. Сначала ему запрещают проповедь, а потом и служение. Это было очень странно. Я решил узнать причину, в чем же дело. У нас так мало проповедников, так мало миссионеров, а тут запрещают. Оказалось, что он в одной из программ для своих подписчиков мельком упомянул, что он зашел в мавзолей Ленина и что он Ленина как политического деятеля уважает. Хотя это непринципиально, и он сделал оговорку, что на самом деле это вопрос политических взглядов, которые могут меняться в зависимости даже от того, что человек читает в этот момент. Самое главное, быть христианином и жить Евангелием.

Но нашелся человек, который, имея статус депутата, написал на этого священника практически донос, названный открытым письмом, где  призвал этого священника к покаянию, укорял его в том, что он уважает Ленина, которого православный человек обязан ненавидеть. Почему мы кого-то обязаны ненавидеть? Это очень странно. Конечно, житейские истории очень сложны. Мы можем не знать каких-то деталей. Я бы вообще не хотел погружаться в историю этого священника, потому что мы лично не знакомы.

Мне просто интересно взять этот сюжет как основу для размышления о том, что среди верующих людей есть такой непроговоренный теневой «символ веры», по которому ты обязан быть, например, белогвардейцем или монархистом и тем самым обязан ненавидеть коммунистов, Советский Союз, советское прошлое или, наоборот, уважать Сталина. Это самая странная черта во всей этой истории, потому что священника запретили за то, что он выразил свои симпатии к Ленину. Получается, священнику запретили служить из-за Ленина! Это просто сюжет юмористического рассказа в стиле Венедикта Ерофеева или Зощенко. Но это реальность нашей жизни.

Мы как-то все негласно вдруг себя записали в число монархистов или «сталинистов». Но христианство вообще не об этом! Оно не о политике, не об общественном устройстве, не об экономических моделях. Мы можем по-разному относиться к тому или иному строю, критиковать власть или, наоборот, стоять за нее, но мы должны помнить, что даже наш политический оппонент может быть нашим братом. Пусть он монархист, коммунист, демократ или либерал, но мы с ним стоим вместе в храме перед Чашей Евхаристии. Нас Христос собрал как одну семью. Мы – братья и сестры, как бы ни ошибался этот человек. Исходить нужно именно из этого и ни в коем случае не объединяться вокруг ненависти. Например, мы должны ненавидеть Америку или Запад. Но почему? Ты – православный священник, значит, ты обязан ненавидеть папу Римского. Ты – православный священник, значит, ты обязан ненавидеть Ленина или советский строй. Почему???

Христианство не обязывает к ненависти, а призывает к любви. Апостол Павел, предвидя, что среди христиан будут эти недоразумения, огорчения, распри, говорит в этом же Послании к Галатам: Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Церковь, в которой люди живут ненавистью, исчезает, рассыпается в прах. Конечно, не Церковь как богочеловеческий организм, который не одолеют врата адовы, а как церковная организация, церковная община или приход. Он может рассыпаться в прах именно из-за того, что люди там будут стремиться воспитывать себя не в любви, не в понимании, не в милосердии, а в ненависти к кому бы то ни было.

В наше время почему-то становится модно говорить о врагах Церкви. Единственный враг Церкви – каждый из нас. Потому что вырастаем мы во Христа изнутри. Никто не может повредить Церкви, если я сам не предам Христа в своем сердце, если вместо любви не помещу туда ненависть, злобу, может быть, богословски обоснованную. Церковь может выродиться в непонятную организацию, выстроенную вокруг злости, «хамократическую церковь», как говорил отец Павел Флоренский. Сейчас этого нет, конечно. Слава Богу, мы достаточно благополучны. Но об этом соблазне следует помнить.

Поэтому постоянно себе напоминаем мысль апостола Павла, центральное зерно евангельской жизни, жизни во Христе – мы собираемся вокруг любви. А за любовь нужно бороться. Нужно учиться любить близкого человека; и дальнего человека тоже. У нас совершенно точно нет обязанности ненавидеть. Мы не должны питать, воспитывать в себе злость, в какое бы священное обличье она ни одевалась.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать