Свет невечерний. Мытарства Феодоры

13 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Апостол Павел завещал нам радоваться и непрестанно молиться. А как тут радоваться, когда тебе в руки дадут книжку, от которой тебе становится плохо, жутко и хочется куда-нибудь спрятаться? Со мной была такая история, когда мне в руки дали книжку о мытарствах Феодоры. Мне было 14 лет. Книжка была жуткая, и я не мог спать. Но пусть она была жуткая, но она была и святая. 

Она меня, конечно, страшно напугала. Эта история может вывести из себя самого стойкого, самого спокойного человека с ровным характером. Потому что она рассказывает о том, что происходит с человеком за гробом. Значит, это касается каждого из нас. Абсолютно каждый человек умрет. Ничего с этим не сделаешь. Нас волнует, как же там будет, что будет происходить. Поэтому эта книга очень популярна. Вы ее можете найти в любой церковной лавке. Но не торопитесь ее читать. А если будете читать, послушайте, что я вам скажу про эту книгу. Есть книги, которые нужно учиться уметь правильно читать, чтобы книга вам не повредила. Книга, кажется, полезная, но она может повредить. Как и все в этом мире, даже самое хорошее. 

О чем этот текст? Мытарства Феодоры – это один из сюжетов, который вошел в книгу жития преподобного Василия Нового, написанного его учеником Григорием. Когда вы читаете какой-то текст, даже церковный, святоотеческий, очень важно задавать себе простые вопросы: кто написал, для кого написал, когда это было, что мы знаем об этом тексте. Это совершенно естественные вопросы. Если вы не имеете привычки задавать такие вопросы о тексте, рано или поздно станете объектом манипуляции. Этим невежеством пользуются бессовестные люди, которые под формой старчества, почитания икон, мощей святых просто иногда создают секты и запудривают мозги честным людям. 

Так вот, когда был написан этот текст? Он был написан в XI веке. Именно в то время, когда создавалась целая серия подобных текстов, посвященных посмертным путешествиям и апокалиптическим чаяниям. Дело в том, что Византию, как и Западную Европу того времени, поразила настоящая эпидемия ожидания конца света. Об этом много написано. Это хорошо известный научный факт. Кончалось первое тысячелетие от Рождества Христова, и люди, естественно, ждали, что вот уже и заканчивается срок пребывания человечества на этой земле, что нужно покаяться и ждать Спасителя. Эти народные чаяния вызвали к жизни огромное количество текстов, в том числе и этот текст, который, как я уже сказал, был написан Григорием Мнихом, учеником Василия Нового. 

Кем был Григорий Мних? Можем ли мы доверять ему? Это большой вопрос! Потому что ученые относят этот текст к разряду апокрифов. Это текст, написанный не святым человеком. Не человеком, который принадлежит к лику святых отцов, авторитету которых мы можем доверять, а человеком, который называет себя учеником и передает некое видение о посмертной участи вдовицы, рабыни. Она рассказывает, что пережила после своей кончины. Приводится очень подробное описание самого процесса умирания, мытарств, посещения ада. Двадцать одно мытарство, хотя в разных текстах варьируются и количество, и сами мытарства. 

Если вы будете внимательно читать, то увидите, что текст по-настоящему средневековый. Потому что он передает мироощущение людей сословного общества. Например, к той же Феодоре, которая была рабыней, применяются совершенно другие мерки относительно ее грехов. Так, нечистые духи ее встречают по поводу мытарства любодеяния, и она вступает с ними в спор и говорит, что для нее этот грех не страшный, потому что она рабыня, а у рабынь были невенчанные браки. И бесы с ней соглашаются. Есть масса вещей, которые являются приметами того времени. Например, то, что демонов она видит в виде эфиопов, то есть африканцев, людей черной расы. Сейчас этот текст смотрится несколько неполиткорректно. Почему демоны должны быть неграми? А когда негры умирают, каких именно бесов они видят? 

Но дело не в этом, а в том, что этот текст нужно правильно читать. Потому что, еще раз говорю, это не святоотеческое произведение, это некий апокриф, то есть текст, имеющий, может быть, какое-то педагогическое содержание, но он явно не святоотеческий. Поэтому с ним нужно быть осторожным. Я знаю людей, у которых была многомесячная депрессия после чтения этих ужасов ада, которые там описаны, всех этих жутких приключений, пугалок, страшилок, что пережила Феодора за самые мельчайшие грехи. Ей даже не хватало ее добродетелей, и постоянно приходил преподобный Василий Новый – ее духовный отец, чтобы оплатить нечистым духам за ее грехи. 

Очень важный момент при чтении подобной литературы: нужно помнить, что это средневековая литература, не святоотеческая. Для кого было написано это произведение? Этот текст был написан для людей той эпохи. Мы несколько иначе ощущаем себя в этом мире. Этот язык нам непонятен. Текст, который мы с вами обсуждаем, был адресован главным образом безграмотным людям, которые не умеют читать. Они иначе мыслят, они иначе воспринимают реальность. Поэтому для того, чтобы воздействовать на их нравы, иногда, может быть, совершенно дикие, было необходимо вот такое врачевство. Такие совершенно грубые, пластичные, чудовищные образы, которые поражали воображение. Именно в ту эпоху появляются изображения Страшного Суда. Какие-то моменты именно из этого апокрифа попали в росписи западной стены, где описывается Страшный Суд, даже древнерусских храмов. 

Но самый главный ключ к подобной литературе – это то, что мы имеем дело с мифологическим мышлением, с образами. Для того чтобы понять, как правильно читать эти образы, как к ним правильно относиться, я приведу пример из средневекового древнерусского жития Пафнутия Боровского, где приводится история некой инокини, которая во время эпидемии холеры обмерла. Вот она умерла, но через какое-то время ожила и сообщила, что она видела на том свете. Это самый интересный сюжет. 

Что же она видела? В частности, среди прочих историй, которые она передала, она видела собаку, прикрытую собольей шубой. Она спрашивает у ангелов: «Что это такое?» А ангелы отвечают: «Это иноверец, татарин, который был настолько добрым, что он выкупал из рабства православных христиан и отпускал их на волю». Он был очень добрым человеком. Он, конечно, был не нашей веры, не нашей народности, он о Христе ничего не знал, но такое доброе сердце было у человека, что он помогал бедным и выкупал несчастных людей из рабства, из совершенно жутких условий и отпускал их на волю. 

Вот за эту милостыню ему дано было не в аду мучиться, а находиться в какой-то особой обители, которая в католической традиции называлась лимбом. Здесь эта обитель так не называется, но ангелы объяснили, что монахиня видит просто некий образ: пес – это состояние зловерия, соболья шуба – это милостыня, которой себя прикрыл этот человек. Она не видит реально, как это происходит, потому что речь идет о потустороннем мире и открыты только некоторые образы. 

Когда мы имеем дело с подобной литературой, возникают вопросы о реальности того, что люди видели и что это такое. Но тот мир, в который мы попадаем после нашей кончины, может быть передан только с помощью образов. Язык образов может разниться от эпохи к эпохе, от народности к народности. Поэтому к подобным текстам нужно относиться проще, спокойно, не пугаясь. 

Господь не есть Бог ужаса, животного страха, Господь есть Бог радости. Самое главное, что нам следует знать о нашей кончине и кончине наших близких, это то, что мы, вываливаясь из этого мира, попадаем на руки к Богу. А это самое безопасное место на свете. Господь не хочет нам зла, он есть Бог доброты и милосердия. Поэтому Он ищет, как нас спасти, как нам помочь. И уж ни в коем случае нас, людей, которые здесь напугались как следует и испытали всяких приключений, не будет мучить и там, если наше сердце до конца останется верным пути доброты, нежности и милосердия. 

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать