Свет невечерний. Монах в театре

24 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Интересно, а ходят ли монахи в театры? Про себя могу сказать, что совсем недавно я в компании со своим другом нанес такой визит в замечательный театр «Ленком», где посмотрел постановку «Юнона и Авось», которая идет уже многие годы. Прекрасная музыка, прекрасная режиссура, удивительная игра актеров! Атмосфера этого уважаемого театра способна возвысить чувства. Из этого визита я вынес очень много полезного для себя. Поэтому хочу поделиться с вами некоторыми мыслями о том, что значит для нас театр и, в частности, этот мой конкретный визит.

Почему монах может пойти в театр? Давайте сначала ответим на этот вопрос, потому что я чувствую, что некоторых людей мое откровение в таком праздном, очень сомнительном и опасном времяпрепровождении смутит. Ведь есть вековые каноны, которые говорят о том, что нужно держаться подальше от зрелищ, от «позорищ» – есть такое замечательное славянское слово, которым почти буквально переводят древнегреческое слово «театр». Тем более что это слово есть даже в Священном Писании, в посланиях апостола Павла.

Мы все-таки должны сделать оговорку относительно посещения театра. Нормально это для христианина или ненормально? Ведь до сих пор есть некоторые православные люди, которые утверждают, что для нас, для нашего народа самое лучшее было бы закрыть все театры, и тогда люди пошли бы в церковь, по Святой Руси сразу расцвело бы благочестие – и мы бы достигли седьмой степени просветления.

Относительно театра нужно помнить, что есть некоторая разница между средневековым театром или даже театром, который существовал во времена древних греков, и современным театром, которому мы очень многим обязаны. Я готов свою точку зрения отстаивать даже в споре, потому что  считаю, что за последнее столетие театр очень вырос, и не просто вырос, но и в определенное время, особенно в XIX и XX веках, стал средством воспитания нежных чувств. Потому что грубость нравов, жестокость ушли во многом благодаря работе великих драматургов, замечательных трупп, целых театральных школ.

Театр «Ленком» как раз принадлежит к одному из таких направлений. Как бедна была бы наша жизнь, в том числе эмоциональная, если бы такого замечательного явления, как МХАТ, «Ленком», или других удивительных театров, школ и актеров не было. Для нас это родные люди. Потому что христиане ведь тоже заботятся о том, чтобы наше общество, люди смягчили нравы, стали друг к другу более любезными, добрыми, ласковыми, нежными. Это для нас очень важно.

Так вот, современный театр – я его называю современным, потому что он ведет свое происхождение от Чехова, Станиславского, Немировича-Данченко – во многом воспитал и умягчил нравы в нашем народе. Подтверждение этому я нашел, общаясь со своим другом, который служит в этом театре. Мне очень нравится, что хорошие актеры и режиссеры говорят, что они не работают в театре, а именно служат. Потому что они служат делу просвещения и смягчения нравов. Кстати, если театр уходит от этой задачи, от этой благородной цели, конечно, он сам деградирует и очень дурно влияет на своих зрителей. Но мы сейчас не об этом, а о том, что я увидел в театре «Ленком» и что лично для меня стало полезным.

Когда я общался после спектакля со своим другом (мы гуляли по Москве, был поздний вечер), я заметил, что мой замечательный собеседник, говоря о режиссере театра Марке Захарове или о коллегах, с которыми он работал, например, Николае Караченцове и Олеге Янковском, непременно говорил: «Марк Анатольевич, Олег Иванович, Николай Петрович». Он всех называл по имени и отчеству, и не только потому, что  по возрасту несколько младше своих сотрудников и коллег, но и потому, что, как мне пояснил мой друг, Марк Анатольевич Захаров создал в театре  атмосферу взаимного уважения, доверительности и этой высокой степенью общения взывал к достоинству человека.

Это очень важно! Ведь это театр. Казалось бы, знаем мы всех этих актрисок, актеров, ничего в них хорошего нет, нестабильная психика, очень распущенная, эмоциональная жизнь, но, оказывается, все не так. Оказывается, появляется такой мудрец, который создает атмосферу служения в театре. И взывает не к худшим чертам человека, не к хамству, не к ненависти, зависти или обиде… (А мы знаем, что руководители иногда именно так и поступают и вызывают активность, апеллируя к очень обидным, унизительным вещам в человеке.) И вот если найдется человек, который рассмотрит, увидит в вас нечто достойное, доброе, не рабское, а возвышенное, вы сразу расцветаете. Мне кажется, мой друг является таким примером человека, расцветшего под доверительным взглядом хорошего, мудрого, благородного руководителя. Это очень важно для нашего христианского сообщества.

Почему я именно на это обратил внимание? Почему я говорю, что мы в этом можем найти пользу для себя, пользу для души? Мне рассказывали другую историю про нашего замечательного режиссера Тарковского, который в промежутках между сьемками своих гениальных картин работал в союзных киностудиях, где помогал снимать картины. Однажды его направили в одну из союзных республик, где не шел проект. Он приезжает и видит, что на съемочной площадке царит самая хамская обстановка: мужчины в каких-то шортах, женщины курят, все друг друга называют на «ты», всё очень просто, нагло, несколько даже распущенно.

Тарковский собирает всю съемочную группу и говорит: «Друзья мои, я вас прошу завтра явиться на съемочную площадку всем мужчинам обязательно в костюмах, женщинам – в платьях, как положено. Я очень прошу, не называйте друг друга на “ты”. Только на “вы”! Вот так мы будем работать. Если эти простые требования вас не устраивают, вы можете в любой момент покинуть проект». Почему те люди, которые создавали такие шедевры, непременно считали, что нужно держать высокий стиль общения в отношениях? Потому, что именно в такой атмосфере расцветают сердца, люди начинают верить в себя, в то, что они не просто «тварь дрожащая», а на самом деле, как бы сказали мы, христиане, дети Божии.

И в нашем христианском обществе иногда под видом евангельской простоты или же опытов по смирению ближнего царит хамская атмосфера. Мы друг к другу обращаемся на «ты», мы хамим друг другу, говоря, что хотим проверить смирение другого, а святые отцы якобы отличались грубостью – в древних житиях находят какие-то сомнительные примеры. Грубость, хамство, распущенность, всякое обидное слово, которым мы обращаемся к близкому, недостойны христианского поведения. В каком же состоянии находится наше христианское общество, если мы должны просить примера у театральных деятелей? Подумайте!

Есть чему поучиться даже у таких мудрых людей, как наши великие режиссеры, актеры. Эту мудрость, этот замечательный опыт по созданию возвышенной атмосферы, в которой расцветают сердца, доверительной атмосферы, по взыванию к самому возвышенному в человеке нужно перенимать, и в христианском обществе это должно быть само собой разумеющимся явлением.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать