Свет невечерний. Меньше боли

18 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В годы советской власти все церкви в Восточной Белоруссии были закрыты, и были такие регионы, в которых десятилетиями не совершалась Божественная литургия, поскольку Белоруссия была объявлена самой атеистической республикой Советского Союза. Только с присоединением западных областей в Восточной Белоруссии появились священники, которые получали образование еще в Польше. Это, конечно, были люди, которые были иначе воспитаны.

Они возрождали церковную жизнь в Восточной Белоруссии. Это было послевоенное время, и обнаружился такой интересный феномен: люди очень быстро забывали церковную жизнь. Тем более что в Восточной Белоруссии она и так, к сожалению, не имела очень крепких корней. Особенно в деревнях, особенно в глухих регионах, в Полесье. Священники сталкивались с тем, что церковная жизнь, даже если она где-то и имела небольшую традицию, очень быстро выветривалась из памяти людей.

Одно оставалось незыблемо: народ, даже потерявший всякое религиозное мироощущение, тем не менее оставался верен поминальной традиции. Люди никогда не забывали обрядов или же обычаев, традиций, которые были связаны с поминовением усопших. Это очень необычно. Более того, даже в условиях атеистической пропаганды эти обычаи и традиции не просто сохранялись, а еще и находились в развитии. Появлялись какие-то новые мифологические объяснения тех или иных традиций, появлялись новые традиции и обычаи. Получается, особое отношение к усопшим – это какой-то последний рубеж религиозности в народе.

Так, например, в нашей христианской традиции есть праздник Радоница, который вообще является настоящим скандалом для церковного Устава, поскольку он не зафиксирован ни в одном Типиконе, ни в одном уставном приложении. Есть панихида, составленная, например, в традиции Троице-Сергиевой лавры, где перемешаны песнопения обычной панихиды с каноном Пасхи. Но это все никак не зафиксировано в Уставе. В церковном календаре хоть и начали приписывать во вторник после Светлой Седмицы упоминание о том, что это праздник Радоницы, тем не менее христианской церковной богослужебной рецепции этот праздник не получил. Но Церковь как будто бы смирилась с ним, потому что это все-таки традиция, которую даже атеистическая пропаганда не смогла уничтожить.

Почему для нас это так важно? Почему мы обращаем внимание на это, казалось бы, религиозное суеверие? В каком-то смысле это именно так. Это народный обычай, который не Церковью насаждался. Потому что в особом отношении к усопшим, в заботе об усопших мы видим последний рубеж сочувствия, которое есть у людей. Обратите внимание, как мы нежно, ласково относимся к усопшим людям.

В нашей семье была традиция, которая шла от бабушек: непременно на Радоницу ходить на кладбище и оставлять там кусочек кулича, пасхи, повязывать на крест рушник – такой белорусский расшитый плат или полотенце. Столько нежности, столько заботы в этом было! Столько отзывчивости в сердце каждого человека, что просто идет по кладбищу и читает надгробные надписи: вот здесь лежит парень, который умер в 24 года, здесь женщина, которая умерла в родах, тут одноклассник моей мамы, который погиб в армии. Мы испытываем какое-то сочувствие, нежность к умершим людям, хотя при жизни, бывает, с кем-то ругались, спорили и очень часто не разговаривали. Бывало, что и годами не разговаривали.

На самом деле для нас поминовение усопших – отправная точка к воспитанию сочувствия. Так же, как мы умеем сочувствовать усопшим, мы должны научиться сочувствовать живым. Ведь вы, когда стоите на могиле своего родственника, близкого человека, с которым вы спорили, понимаете, что все уже закончилось, что все обиды нужно оставить и простить человека. О мертвых говорят или ничего, или хорошее – есть такая старинная латинская поговорка.

Но точно так же мы должны научиться относиться и к живым! Раз к мертвым у нас столько сочувствия, раз мы переживаем за людей, которые погибли, например, в автокатастрофе или же разбились на самолете… Мы их даже не знали, но сердце отзывается сочувствием. Но вот здесь рядом твоя сестра, с которой ты не разговариваешь четыре года из-за того, что вы поругались по поводу наследства. Здесь рядом твой сосед, с которым ты не разговариваешь, потому что он тебя залил и тебе кажется, что он тебе, может, мало заплатил за это. Есть люди, на которых вы держите обиду, и при встрече вы на них огрызаетесь, оскорбляете их, распространяете разного рода сплетни.

Почему мы так сочувственно относимся к мертвым, которые уже ничего не чувствуют, и так жестоки по отношению к живым людям? Может, из этой очень древней традиции милосердного отношения к усопшим нам нужно перенести это милосердие и сочувствие к живым и научиться такому же терпимому отношению к близким людям: сочувствовать им, сдерживаться в присутствии их, учиться их принимать.

Вот три простых слова: сдержанность, снисходительность, сочувствие. То, что у нас совершенно естественно вырывается из сердца, когда мы поминаем наших усопших близких и понимаем, что для них уже все закончилось. Но позволяем себе жестокость по отношению к живым. Мне кажется, это какой-то парадокс. Это неправильно. Наверное, живые требуют больше милосердия и сочувствия, чем усопшие. Наверное, живые требуют большего внимания, благоговейного отношения к себе.

У одного русского старца спросили: «Как, батюшка, с этими людьми вообще жить? Как с ними поступать? Народ такой, знаете, гнилой. Невозможно ни с кем работать. Как к ним относиться? Как с этими людьми ладить? Что с ними делать?» Старец ответил одной очень простой фразой: «Относись к ним с благоговением». Это очень старинное слово, устаревшее. Мы его сейчас совсем и не слышим.

Благоговение – это очень осторожное, трепетное отношение к человеку. Каким бы он ни был, как бы он нас ни раздражал, например, своими манерами, своей настойчивостью, невоспитанностью, мы должны научиться относиться к нему так, чтобы не поцарапать его ни в физическом, ни в духовном смысле. Не ранить этого человека. Потому что в самой сердцевине человечности заключается опыт сочувствия, снисходительности и, конечно же, сдержанности, чтобы – не дай Бог! – живого человека не поранить, не причинить ему боль.

Бывает сложно усвоить какие-то церковные правила, каноны, даже заповеди Божии у некоторых людей вызывают недоумение, спор: «А зачем это? А почему Господь от нас хочет именно такого поведения?» Но, может быть, последний минимум, который доступен каждому из нас, даже нецерковным, даже сомневающимся людям, – это очень простое правило: прожить жизнь так, чтобы нанести людям и миру меньше боли, а если получится, принести в этот мир чуть-чуть радости. Вот и все.

Мне кажется, даже если этого минимума держаться, можно прожить достойную жизнь. Меньше вредить людям и по возможности хотя бы оставить после себя чуть-чуть радостных воспоминаний. Это самый последний минимум человечности, который доступен абсолютно каждому человеку.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать