Свет невечерний. Лицо из телевизора

11 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Уже много лет я записываю программу для канала «Союз». Программа называется «Свет невечерний». Эта многолетняя практика имеет свои побочные последствия; например, меня узнают на улицах, в магазинах, в банках. Недавно я побывал в магазине, и кассир подняла лицо, увидела меня, тут же встрепенулась и сказала: «О, лицо из телевизора». Я неожиданно стал лицом из телевизора. Не просто каким-то маленьким белорусским батюшкой, а лицом из телевизора.

Очень часто в неожиданных местах меня встречают люди, которые смотрят мои небольшие ролики, благодарят, комментируют или просто жмут руку. Совсем недавно, когда я стоял в очереди в магазине, ко мне подошел гражданин, который схватил меня за руку, стал благодарить и сказал: «Я смотрю все Ваши передачи по телевизору, батюшка. Очень уважаю! Благодарю Вас за это!» Я его тоже поблагодарил за добрые слова, потому что мне тоже важно знать, что люди думают обо мне, о том, что я делаю, что говорю. Может быть, это все впустую... Может быть, это не приносит никаких плодов.

Этот гражданин, который мне весело улыбался, жал руку, оказался, видимо, в этом небольшом магазине единственным человеком, который смотрел мои передачи. Но он оказался и единственным человеком в магазине, который поднял страшный скандал с продавцом. Ему что-то не понравилось в том, как его обслужили, и он стал кричать на бедную женщину. Она попросила у него прощения и хотела пригласить специалиста, который бы помог ему, но замешкалась, и он здесь же, при мне, в присутствии священника, пожелал ей, чтобы она прожила сто лет и сто лет ходила раком.

Это оказался единственный человек в магазине, который смотрел мои программы и посещал церковь. Может быть, другие тоже смотрели, но они не признались. Но я себе задал вопрос: а как же так получается? Может, нет никакого смысла в том, что я говорю? Может, жанр разговора не тот или же слова не те? Или что-то не так мы делаем?

Этот человек мне поначалу очень понравился. Он замечательный, живой, типичный русский человек, рубаха-парень, широкой души. Я неоднократно сталкивался с тем, что люди широкой души позволяют себе широкие жесты как в сторону добра, щедрости, отзывчивости, способности сочувствовать, так и в другую сторону – грубости, хамства, самой последней жестокости. И мы это называем широкой русской душой.

Мне сразу приходит на память сюжет из одного из романов Достоевского, где в дорогом французском отеле два русских купца громили мебель. Они слишком сильно набрались французского вина, взяли в руки какие-то топоры, дубины и начали громить старинную французскую мебель. Прибежал хозяин гостиницы и стал их умолять, чтобы они остановились, потому что это были очень дорогие шкафы, которые стояли там не первую сотню лет. Один из купцов спросил: «А сколько этот шкаф стоит?» Услышав цену в тысячу франков, он сказал: «Вася, заплати». И продолжил уже со вкусом сокрушать этот шкаф, за который он заплатил.

В нашей церковной действительности мы тоже сталкиваемся с широтой русской души, когда говорим о поступках, жестах верующих людей и даже людей, имеющих священный сан, когда хамство, грубость, наглость или просто безответственность списывают на широту русской души. Но на самом деле это ведь не широта русской души! Это элементарная невоспитанность. Это человек, который не воспитал себя.

Среди церковных православных русских людей принято ругать Запад: «Посмотрите на них, на этих западных улыбающихся людей. У них же улыбки фальшивые. Все это лицемерие. Все это вранье, ненастоящее. То ли дело наш русский человек. Если уж полюбит, то на всю жизнь. Если возненавидит, то как следует». Так ли это? Может, за этой широтой скрывается просто обычная невоспитанность?

Даже свои яркие эмоции (например, радость, восторг) нужно воспитывать. Было целое направление в литературе XIX века – воспитание чувств. Чувства надо воспитывать. Как хорошие, яркие (например, радость, смех, благоговение, религиозный восторг), так и отрицательные (гнев, ярость). Нужно учиться правильно ругаться. Нужно научиться правильно гневаться в том числе. На самом деле мы видим массу примеров такого воспитания, в том числе и в светской литературе. Когда мы обращаемся к святым отцам, мы почти не в состоянии найти там то зерно, которое нам необходимо в практической жизни. Этого нет у святых отцов, потому что они писали свои тексты для людей, которые уже имеют определенный фундамент воспитания.

В монастырском лексиконе существовало такое старинное слово «обуздывать», которое сейчас редко применяется. Например, в письмах Амвросия Оптинского вы можете встретить его советы относительно воспитания детей. Одной из матерей, очень переживающей о воспитании своего ребенка, он передает слова псалма: браздами и уздою челюсти их востягнеши... Интонация и слова по своему значению несколько оскорбительны, потому что они больше относятся к животным. Амвросий Оптинский указывал на то, что прежде всего нужно научить человека справляться со своими животными инстинктами, научиться их обуздывать, вводить в правильное русло.

Что это за инстинкты? Прежде всего это, конечно, ярость. Античные авторы говорили о том, что в человеке есть три начала: яростное, желательное и разумное. У Платона в диалоге «Федр» есть красивое описание человека (как некоторой красивой колесницы, запряженной тремя конями). Нужно учиться ими управлять. Нужно учиться обуздывать ярость, обуздывать свои желания. В том числе их нужно обуздывать, когда речь идет о каких-то правильных вещах; например, о правде (как этого человека оскорбили в магазине, а может, даже и не оскорбили). Нужно выработать в себе навык, который бы бессознательно вас сдерживал и направлял в нужное русло.

Христианин – человек, с которого особый спрос. А я говорю эти слова прежде всего для христиан. Нам должно быть стыдно, когда мы – церковные люди, знающие хоть что-то в этом безбожном мире, – ведем себя хуже необузданных животных. Самое грустное, мы еще свое поведение, свою невоспитанность оправдываем якобы широтой русской души. И говорим о том, что это и есть мерило нравственности, это и есть православие. Я вас разочарую: это не православие. Это не имеет никакого отношения к христианству! Это просто дурное воспитание.

Я надеюсь, что со временем христианское общество научится понимать важность этих элементарных основ воспитанности, элементарных путей воспитания, без которого духовная жизнь просто невозможна. Если мы не обуздали животные инстинкты, какая же духовная жизнь может быть у зверя? Поэтому звериные нравы – это не наш путь. Мы должны от этого отойти. Отдельная просьба к тем людям, которые смотрят меня: ведите себя прилично, не разочаровывайте меня, не расстраивайте. Будьте элитой, теми людьми, на которых хочется равняться в поведении, в разрешении конфликтов, просто в обычных житейских ситуациях, чтобы на вас смотрели с восхищением, чтобы вы не напрасно смотрели программы отца Саввы.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать