Свет невечерний. Как привести к Богу

2 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Для верующего человека одна из основных тем, мотив которой он слышит постоянно, – это желание привести к Богу своих друзей, людей, которые ему небезразличны, особенно близких родственников, сотрудников на работе, детей, родителей, братьев, сестер. Этой радостью хочется поделиться. Мы предпринимаем различные шаги, «партизанские» действия, чтобы как-то их завлечь в Церковь; как некоторые выражаются, затащить в храм Божий, приобщить к Церкви.

У меня есть личный опыт таких таинственных партизанских усилий. Когда я начал ходить в церковь в 14 лет, все свои миссионерские усилия  направил на своих братьев. Сначала на братьев, потом на родителей, потом на бабушку с дедушкой. Потом в мои сети попали тёти. Более того, «подрывную» работу я вел и среди своих одноклассников. Поэтому я имею некоторый опыт, причем не только положительный, но и отрицательный. Своего брата, который впоследствии стал священником, я донимал разного рода книжками, кассетами и пластинками.

Однажды мною был предпринят коварный план по прогулке по нашему чудесному старинному гомельскому парку, в котором находится кафедральный собор, и как бы случайно я ему предложил туда зайти. Я хорошо помню, как тяжело ему было сделать первый шаг, как все для него было в новинку. Тогда я в первый раз почувствовал и пережил это удивительное состояние, когда ты вдруг начинаешь смотреть на привычные для тебя вещи глазами другого человека. Это очень полезное духовное упражнение. Такая «подрывная» деятельность очень полезна и очень важна. Она на самом деле составляет сердцевину апостольства каждого христианина. Мы должны делиться радостью Христовой. Мы должны благовествовать, разносить Евангелие по городам и весям, до конца земли, как говорится в Книге Деяния святых апостолов.

Но для того чтобы это усилие правильно работало, нужно как раз позволять себе переключать зрение, почувствовать эту важную работу глаз и сердца, которая происходит внутри того человека, с которым вы общаетесь и говорите о Боге. Это один из моментов. Но кроме него существуют и некоторые другие аспекты, которые мы упускаем из виду, если беремся вести активную пропаганду среди наших близких.

Одним из таких сложных моментов является мотив, из-за которого вы ведете человека в храм, из-за которого вы хотите, чтобы он стал христианином. Нужно себе честно ответить на вопрос: «Зачем мне это надо?» Так, например, вы верующая женщина и вам хочется, чтобы ваш супруг пошел в церковь. Ответьте себе на вопрос, зачем вам это надо. Это очень резкий, во многом провокационный вопрос. Как это зачем? Чтобы спасся. Как мне одна дама говорила: «Чтобы, когда мы умрем, мы оказались в одном месте. А то я буду в раю, а он – в аду. Хотя бы чтобы крестился, хоть раз исповедовался и причастился, замолил свои грехи».

Но на самом деле мотив может быть или христианским, или родительским. Позволим себе такое обобщение. Тот же самый мотив действует, когда вы тащите в церковь своего ребенка, потому что  хотите, чтобы он тоже начал ходить в храм Божий. Что значит «родительский мотив»? Он естественный, совершенно понятный: вы хотите, чтобы родной вам человек пребывал в максимальном комфорте, чтобы все у него было хорошо. А вы знаете, что в Церкви хорошо, что это дает определенные преимущества, даже здоровье, и ставит вашего родного человека под крылья ангела-хранителя, под крылья того или иного святого.

Этот мотив не совсем благородный, и он, собственно, приводит ко многим ошибкам. Потому что мы имеем дело с некоторым образом верующего человека, который формируется у нас в воображении: кем вы хотите видеть своего мужа в Церкви. Иногда этот образ создается искусственно. Кстати, этот мотив является универсальным. Он не касается только Церкви. Это очень важно понимать, потому что этот мотив во многом портит жизнь нашим близким.

Так матери портят жизнь своим сыновьям или дочерям, потому что они хотят, чтобы все происходило так, как они замыслили, а все то, что в судьбе ее ребенка происходит иначе, что выходит за рамки сформированного образа, уже автоматически представляется злом. Так женщина часто обижается на своего жениха или супруга, если вдруг на юбилей или же в период ухаживания что-то произошло не так, как она планировала. Она представляет себе, например, как они вместе пойдут покупать туфли. Она представляет, что у нее вдруг заболит нога, она присядет, а он поднесет ей туфельки и наденет их ей на ноги. Вот так все будет. А вокруг все ахнут: «Какой замечательный мужчина! Он же ее на руках носит».

Но вот вы пришли в этот магазин, а мужчина зевает и смотрит, чтобы машина, которую он не очень грамотно припарковал, не была никем поцарапана и чтобы полицейский ничего не заметил. Он постоянно заглядывает в витрину, а его любимая супруга, которая ожидает этого замечательного романтического «ах», мучается среди туфель, все разбрасывает, в конце концов ничего не покупает и уходит из магазина в расстроенных чувствах, потому что ничего не произошло. Какой-то пень, а не мужчина! Какой-то крокодил, а не муж! Совершенно бесчувственный чурбан.

Этот же мотив срабатывает с нами и в Церкви, когда вы хотите, чтобы ваш муж или ваш ребенок воцерковлялся именно таким образом, как вы себе вообразили, вычитав что-то в церковной книге или подсмотрев в какой-то другой семье. Там, например, ребенок идет в чистенькой, беленькой, выглаженной рубашке. У него галстук. Он пришел в церковь в пиджаке. Вы думаете: «А мои-то охламоны! Ленка вообще собралась татуировку себе набить на плече в виде бабочки. А Женька собирается пробить в ухе серьгу. Куда катится мир?» Вам хочется, чтобы они были именно такими.

Но воцерковление, путь к Богу – это глубоко личное событие. Личное, а значит – непохожее, неповторимое. Оно не дублируется в жизни разных людей. Это глубоко уникальное и неповторимое событие. Оно может происходить очень неожиданно, с какими-то скачками, в другом ритме, который вы не можете себе даже представить. Вы должны быть к этому готовы. Если вы хотите, чтобы ваш родной человек пошел к Богу, вы должны быть готовы к самым неожиданным вещам. Нужно быть готовым, например, к тому, что ваша дочь, которую вы привели к Богу, однажды вам скажет, что она уходит в монастырь. Нужно быть готовым к тому, что ваш ребенок скажет, что он хочет стать священником, поэтому он уезжает. Это его решение. Нужно быть готовым к тому, что ваш ребенок скажет, что он будет ходить в другой храм, а не к вашему духовнику; или что он будет читать те книги, которые вы не хотели бы, чтобы он читал.

Путь к Богу – глубоко драматичное событие. Оно глубоко драматичное потому, что  знает свои взлеты и падения, катастрофы, депрессивные состояния, бессонницы. Потому что как только ты идешь к Богу, ты ставишь себе последние вопросы: о смысле жизни, о смерти, о грехе. Ты начинаешь разбираться в себе, как ты живешь и почему. Вот что будет происходить внутри вашего родного человека, как только вы его будете вести к Богу. Здесь требуется огромная деликатность и молитвенный труд. Своего родного человека нужно поддержать молитвой и быть готовым к любым сложностям, которые возникнут на этом пути. А они непременно будут, поскольку путь к Богу – это всегда очень трудно и сложно, поскольку прекрасное, как говорили древние греки, трудно. Прекрасное трудно!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать