Свет невечерний. Испытание христианством

9 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Каждый христианин знает, что жизнь неизбежно заканчивается событием, которое называется Страшным Судом. Страшный Суд – какая вызывающая фраза, как опасно она звучит! Тревожно звучит. Почему суд Страшный? Почему такое название? Потому что каждая душа будет взвешена на весах правосудия Божия.

В Евангелии от Матфея в главе 25 мы  находим описание Страшного Суда, которое дает Сам Судия – Христос Спаситель. Он говорит о разделении человечества на овец и козлищ. Он говорит, что процесс будет происходить в форме опроса души, и приводит стенограмму этого опроса: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого, посетил ли больного, навестил ли сидящего в темнице? Люди будут задавать вопрос: «Господи, когда мы видели Тебя нагим или голодным и помогли Тебе?» И звучит очень важная фраза: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мне сделали! Таким образом, Христос отождествляет Себя с каждым несчастным человеком.

Чаще всего толкователи Священного Писания говорят о том, что это образ присутствия Христа с теми, кто страдает в этой жизни. Но отец Сергий Булгаков говорил, что это описание нужно понимать буквально. Отец Сергий Булгаков – великий наш богослов, молитвенник и удивительный прозорливец. Он прожил очень яркую жизнь. Его духовные дети говорили, что он заражал всех вокруг себя радостью во Христе и молитвенным восторгом. Этот мудрый человек говорил, что это очень важное место в Евангелии от Матфея, что мы должны к нему отнестись с крайней серьезностью, потому что Христос не просто дает некий приточный образ, а в буквальном смысле отождествляет Себя со всяким человеком, который в этой жизни страдает.

Что это значит? Обратите внимание, Господь говорит о людях, сидящих в темнице, Господь говорит о больных, голодных, нагих. Он называет их братьями Своими меньшими. Но кто сидит в темнице? Кто попадает в тюрьму? Разве хороший человек? Нет. Мы ведь знаем, что (хотя и бывают ошибки правосудия) чаще всего под суд попадают люди, которые заслужили это наказание. Господь Себя отождествляет со всяким несчастным человеком, который совершил в своей жизни ошибку. Это очень важно понять в этом евангельском рассказе.

Почему это важно понять? Потому что христиане, как и вообще религиозные люди, имеют склонность к ригоризму, к некоторой религиозной категоричности. Мы, исполняя закон Божий, исполняя заповеди, пытаясь жить согласно Священному Писанию, постепенно попадаем в состояние искушения фарисейством, то есть мы позволяем себе не только оценивать жизнь другого человека, но и разрешаем себе брезгливость и презрение по отношению к нему.

Так, в некоторых храмах над входом пишут объявление о том, что женщины в брюках в храм не допускаются, или я встречал просьбу курящим мужчинам и женщинам в храм не входить и вообще лучше не заходить на церковную территорию. Казалось бы, что движет человеком, который вывесил такое объявление? Кто может повесить в церкви такое объявление? Только настоятель храма, то есть священник; конечно, с одобрения прихожан.

Но что движет человеком, который запрещает курящему заходить в храм Божий? Конечно, не в момент курения, а просто человеку, у которого есть такая привычка, женщина это или мужчина. Почему этот человек считает, что женщина, одетая в брючный костюм, неспособна молиться, не имеет права находиться в доме Божием? Откуда такая уверенность, что Господь пренебрегает такими людьми?

Давайте вспомним еще одно место из Священного Писания. В Евангелии от Иоанна (глава 8) есть знаменитый отрывок, когда к Спасителю, Который что-то чертил пальцем на песке, общался со Своими учениками, привели женщину-блудницу, с поличным взятую в любодеянии. Сейчас наше общество очень терпимо к таким историям, но в древности за это была страшная кара. Человека просто вычеркивали из общины, он должен был скрыться. Тем более если мужчинам прощали такие проступки, женщина была в таком положении, что для нее проще было бы совсем умереть.

Вот эту несчастную женщину тащили, чтобы побить ее камнями, но спросили у Христа, искушая Его: «Что повелишь нам сделать? Закон предписывает таких побивать камнями». Представляете себе, какая страшная казнь: забить камнями до смерти. Это даже представить себе жутко! Но ко времени жизни Спасителя этот обычай был уже отменен, и вот Его искушают, спрашивая, как поступить: соблюсти якобы заповедь Моисея или же отпустить ее. А Христос, не поднимая глаз, сказал: кто из вас без греха, первый брось в нее камень.

Как говорит Евангельская история, потихонечку вся толпа разошлась. Потому что все знали, что у каждого есть свои проступки на совести. Вот мне кажется, если бы эта история повторилась в наше время, в некоторых христианских общинах нашлись бы люди, которые забросали бы эту женщину камнями. Настолько глубоко иногда проникает эта религиозная категоричность, настолько серьезными ядами отравляет душу фарисейство, что человек уже верит, что у него есть право судить другого, что он имеет полное право выносить суждения о таких людях как о людях, которых Господь отвергает.

Но к чему это может привести, если мы – ученики Бога любви и человеколюбия – будем так поступать? Он Сам говорил: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Церковь – это место для раненых людей. И если вдруг мы, посчитав себя самыми верными учениками, избранными хранителями истины, будем за Бога решать, кому оказывать милосердие, а кому нет, к чему это может привести?

Я думаю, к тому, что духовная Церковь покинет нашу ограду и выйдет за эту ограду к тем, к кому Господь милосерден, а Он милосерден к каждому несчастному человеку. А грех – это большое несчастье. И мы останемся со своей правдой, но без Христа. По-моему, худшего сценария и представить нельзя. Поэтому так важно себе напоминать, что наш Бог есть Бог человеколюбия. И судить нас Он будет по закону доброты и милосердия.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 июля: 02:30
  • Среда, 24 июля: 13:15
  • Четверг, 25 июля: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы