Свет невечерний. Христос и Адам

27 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Для православного человека почему-то большой проблемой является чтение Ветхого Завета. Я неоднократно сталкивался с утверждением даже некоторых священников, что простому рядовому человеку христианского вероисповедания неполезно читать Ветхий Завет. Это опасно, это может привести к каким-то мыслям и так далее. Это некоторое заблуждение, потому что, как мы знаем со слов апостола, все Писание богодухновенно, и нам, как ученикам Христовым, очень полезно искать – конечно же, руководствуясь святыми отцами, – те образы Христа, которые были даны древним людям, жившим в эпоху Ветхого Завета, и которые для апостола, для первого христианского поколения были настоящими знаками подлинности Мессии. Это очень важный момент!

В книге «Серебряное кресло» у Льюиса в его «Хрониках Нарнии» есть интересный момент: когда Аслан, то есть некоторый образ, символизирующий Христа, посылает детей спасти похищенного принца, он просит их запомнить знаки. Дети не могут понять, в чем дело, зачем они должны запоминать совершенно непонятные вещи, какие-то символы, с помощью которых они смогут отыскать дорогу к принцу. Они относятся к этим знакам очень легко, несерьезно, потому что главное – это дедукция, храбрость, «мы сориентируемся сами».

А символы, знаки очень важны. Например, один из знаков, который они едва не упустили, появился перед их глазами только тогда, когда они оказались наверху и оттуда увидели, что лабиринт, по которому они блуждали, – это часть древней эпитафии, от которой остался один кусочек фразы, слова «Подо мной». И они поняли, что им нужно идти куда-то в глубь земли, прямо под эти буквы. Это был один из знаков. На самом деле, если отнестись к этому естественнонаучно, это была эпитафия на могиле какого-то царя, но она же одновременно была избрана Богом, чтобы стать знаком.

Вот и в Ветхом Завете для нас прежде всего (не только, но прежде всего) важны те знаки, которые указывают на Христа-Мессию. Эти ориентиры очень хорошо видел апостол Павел, который, например, называет Христа новым Адамом, тем самым подсказывая нам связь с историей Адама, запечатленной в Ветхом Завете. А мы должны сказать, что не вся его биография вошла в Ветхий Завет. Это совершенно естественно, в Ветхий Завет вошли только ключевые моменты, и вошли именно потому, что указывали на Христа-Мессию. Весь Ветхий Завет преисполнен этими знаками, этими указателями.

Вспомните фигуру Адама и образ, в контексте которого мы воспринимаем этого первого человека. Этим контекстом был сад. Воскресший Христос является перед лицом Марии Магдалины в виде садовника. Она Его принимает за садовника, и это не случайно! Христос был погребен в саду. Господь говорит Адаму: «В поте лица твоего снеси хлеб твой», и мы видим, что Христос в Гефсиманском саду молится до кровавого пота, Его пот капает на землю, он поливает землю потом. И не случайно в истории гефсиманского борения появляется такая вещь, как терновый венец, потому что еще ветхому Адаму, который прообразовал явление Мессии, было сказано, что земля произрастит ему волчцы и тернии. Святые отцы первого христианского поколения (да и последующих), которые читали Ветхий Завет, увидели в этом знак, указывающий на подлинного Мессию, второго Адама.

Многие другие вещи, которые связаны с Адамом, так или иначе отобразились в жизни Христа. Но, конечно, самым главным символом является дерево. Дерево, вкушение плодов, дерево жизни, Евхаристия, крест Христов – все эти знаки не случайны. То, что я вам сейчас говорю, на языке библеистики называется типологией образов Ветхого Завета. Это некоторые типажи (не просто аллегории, а типажи), которые указывают на Христа. Таких типажей очень много.

Например, Иосиф Прекрасный, которого братья продают в Египет за двадцать сребреников, и он там возвышается и становится распорядителем хлеба. Христос неслучайно рождается в Вифлееме, так как название этого города переводится как «дом хлеба». Самое главное таинство, которое Он нам приносит, – это Евхаристия, Он преломляет хлеб. Если вы помните последние главы Евангелия от Луки, то даже учениками Христос опознается по преломлению хлеба, когда является Луке и Клеопе. Преломление хлеба – это знак, указывающий на Христа. В Евангелии от Иоанна Он Сам Себя сравнивает с манной – это тоже хлеб.

Нам хорошо известна такая деталь из биографии Иосифа: его красивая одежда была омочена кровью невинного козленка и преступные братья принесли ее, чтобы показать отцу. И Исаак говорит: «Я с печалью сойду в ад». Потом мы встречаем эпизод, о котором псалмопевец говорит: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». Римские воины перед крестом делили одежды Христа. Здесь тоже присутствует мотив одежды, и эти вещи очень точно указывают на Христа как на Мессию.

Кроме очень ярких пророчеств, например пророков Исаии, Захарии, Малахии, которые говорят и о тридцати сребрениках, и о страдании Мессии, и о Царе, взявшем грехи всего мира, и о страданиях Агнца, и многие-многие другие вещи, хорошо известные людям вдумчивым и читающим даже если не Ветхий, то Новый Завет, в котором все эти эпизоды проговариваются евангелистами, Моисей тоже был прообразом Христа: его бегство из Египта, его детство, его чудесное спасение, сорок дней поста и много-много других вещей, которые прообразовали Мессию.

Таких сюжетов в Ветхом Завете множество. Для того чтобы их обнаружить, у нас есть книги святых отцов – толкователей Священного Писания, многие из которых настолько хорошо знали тексты Писания, что мы сейчас читаем тексты Климента Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и не можем поверить, что человек наизусть цитировал такие длинные отрывки из совершенно разных книг Библии. Вот святой цитирует пророка, здесь он цитирует Исход, Второзаконие. И мы знаем, что это запись его проповеди, никем не редактируемая. Представляете, как эти святые люди знали текст Ветхого Завета? Наизусть! Они его не боялись. Они, наоборот, испытывали огромную жажду изучения этого текста.

Поэтому, если мы хотим подражать святым апостолам и тем людям, на которых мы равняемся, которых мы называем святыми отцами, мы должны тоже поддерживать в себе эту жажду изучения Священного Писания, жажду слышания слова Божия. Не просто чтение Писания как некоторого заклинания, а именно изучение! Изучение параллельных мест, изучение, может быть, языка, на котором был написан тот или иной текст, изучение толкований. Все-таки христианин – это человек, который развивает в себе длину мысли. Он не довольствуется просто какими-то примитивными объяснениями. Он должен всю жизнь эту длину мысли развивать, докапываясь до самой сути. Потому что все эти знаки, правильно и точно расставленные, – великая святыня, которая не просто поддерживает нашу веру, но и знакомит нас и с Богом, и с нашим сердцем.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать