Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Но мы видим, что на самом деле милостыня и благотворительность – это не просто некоторый порыв души человека, умеющего сочувствовать; это еще и некоторое духовное упражнение. Потому что христианин призван воспитывать отзывчивость сердца, и христиане полагают, что милостыня без молитвы невозможна. Почему? Потому что молитва и есть отзывчивость сердца.
Когда мы говорим о молитве, мы скорее всего имеем в виду – так в нашем словоупотреблении принято – некоторый текст, который нам положено прочитать, текст чаще всего древний и очень авторитетный. Этот текст имеет свою силу, в частности он защищает. Эта мысль, эта идея выразилась даже в том, что, например, солдаты или люди в опасных ситуациях обвязывались специальными оберегами. Раньше даже в церкви продавали такие пояски с 90-м псалмом, который нужно было носить при себе от врагов. Таким образом, считается, что текст молитвы сам по себе защищает.
Но такое отношение к молитве как к заклинанию, как к магической форме, мягко говоря, не совсем верно. Конечно же, в тексте молитвы есть определенная сила, но смысл ее совсем в другом: молитва воспитывает отзывчивость сердца. Потому что человек начинает молитву в особых ситуациях, и вы видите, что у нас в церкви очень много времени в богослужении уделяется тому, что мы молимся за путешествующих, за страждущих, совершаем разные молебны и пения. Особенно за болящих и за умерших людей. То есть мы тем самым показываем, что мы взываем к Богу с нашим сочувствием к этим людям.
На самом деле молитва глубже, чем слова. Причем молитва и слова молитвы – это не одно и то же. И совершенно естественно, что сочувствие сердца, которое вытекает из нашей молитвенной практики, требует и действия. Поэтому в христианской духовности молитва и милостыня – вещи не просто раздельные, они продолжение друг друга, так как милостыня есть молитва, обращенная к Богу делом.
Так, в церквях, например, собирают пожертвования для ремонта храма, для бедных детей, на операции больным и т.д. Иногда собирают вещи. Это очень правильно, потому что существует такая фраза: «Творить милостыню – давать в долг Богу». Ты одалживаешь Богу, ты делаешь Бога своим должником. А вот Иисус Премудрый, сын Сирахов, в своей замечательной книге говорит, что милостыня – это печать Бога на человеке. В XVII главе есть такая замечательная фраза: Милостыня человека – как печать у Него (у Бога), и благодеяние человека сохранит Он, как зеницу ока. Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит.
Таким образом, когда вы одалживаете что-то Богу (например, решили подарить бедным людям какие-то вещи), то вы не просто эти вещи дарите бедным людям, а одалживаете их Богу. И Господь вам это вернет. Это красиво! Господь выделяет людей, которые преуспевают в этом духовном упражнении. Человек, творящий милостыню, имеет на себе печать (какой красивый образ!), благословение Божие, по которому можно узнать этого человека. Он как бы делается избранником Божиим, и Господь ему воздаст то, что он пожертвовал своему ближнему (например, время, вещи, средства).
Но ведь это еще и страшная мысль! Почему страшная? Потому что то, что ты отдал, то тебе и вернется. Например, ты пожертвовал человеку рваное пальто. Может быть, это не милостыня, а ты просто хотел почистить свой шкаф. Тебе нужно было избавиться от вещи, которую ты не хотел выбрасывать. Покупали тогда в Афинах, ездили в путешествие. Был 1993 год. Неплохая шуба, но вот моль здесь поела, тут рваный рукав, здесь оторвался карман, пуговицы тоже можно перешить. Воротник… Ну что же, и без воротника она неплохо смотрится. Что выбирать бедным людям? Дареному коню в зубы не смотрят. Жалко выбрасывать, отдадим бедным и нищим.
В этом случае получается, что вы Богу отдали какую-то свою рванинку. Но ведь сами-то вы такое не будете носить. Если бы уважаемый человек, которого вы давно не видели, но очень любите и цените его мнение, пришел к вам, а вы искали бы для него подарок, разве вы это бы ему подарили? Разве это милостыня? Это очень страшные вещи!
Ведь Господь не просто сравнивает, а отождествляет Себя со всяким человеком, терпящим бедствие. В 25-й главе Евангелия от Матфея Он дает описание Страшного Суда. На Страшном Суде, как его описал Сам Судия, у каждого человека, в какое бы время он ни жил, в какую бы эпоху ни существовал, какой бы нации ни принадлежал, какую бы религию ни исповедовал, кто бы он ни был по своим убеждениям, Господь спрашивает одно и то же: «Ты бедного, голодного накормил? Жаждущего напоил? Странника ввел в свой дом? Посетил больного? Посетил находящегося в темнице?»
Господь Себя отождествляет с этими людьми! Он говорит: то, что вы сделали этим людям, вы Ему сделали. Это делают чуткие люди, воспитанные отзывчивостью сердца, молитвой. Необязательно молитвой как текстом, потому что апостол Павел говорит, что Дух Святой в нас молится воздыханиями неизглаголанными, то есть молитва еще глубже, чем любой текст. Она находится на той глубине, где человек бывает крайне редко в своей жизни; может быть, в самые сложные эпизоды, когда мы погружаемся в эту головокружительную глубину нашего подлинного существования, которую мы боимся. Вот там Дух Святой молится в нас воздыханиями неизреченными.
Поэтому, может быть, на Страшном Суде и выяснится, что те люди, которые постоянно вычитывали молитвы, долбили акафисты без числа, пели в церкви, молились по Требникам и молитвословам, на самом деле никогда и не молились так, как молились люди, которые имели отзывчивое сердце, которые, может быть, не знали Церкви, не знали веры Христовой, но у них было это воздыхание неизреченное, отзывчивость сердца, они свое последнее отдавали ближним людям. Поэтому милостыня – это большая честь.
Вот, например, вы хотите, чтобы Господь вам что-то подарил, и молитесь, чтобы Господь вам послал прекрасную машину. Вот она к вам приходит. Правда, без стекол, без колес, и двигатель у нее совсем от другого агрегата, и кто-то ее уже поцарапал. Кроме того, внутри нет никакой отделки... Ты просил машину? Вот тебе машина. Но ведь Господь к нам так не относится!
Поэтому и мы должны отдавать самое лучшее людям. Потому что мы одалживаем это Самому Богу, и только это делает нас достойными той печати, которой Господь удостаивает людей по-настоящему с отзывчивым сердцем, людей, которые понимают, Кому они одалживают, Кого они наделяют своим благодеянием. Милостыня – это печать Божия, творить милостыню – давать в долг Самому Богу!
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!