Свет невечерний. Благочестивый цинизм

5 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Однажды, проходя по монастырскому дворику, я услышал разговор двух прихожанок. Одна из них отчитывала другую, молоденькую девочку-студентку, которая пришла в церковь, неловко повязав себе на голову, видно, у кого-то заимствованный платочек. Она, видимо, прибежала после лекции или после работы, в джинсах, вся испуганная, расстроенная, с зажатыми в кулачок свечками. А опытная прихожанка ее отчитывала: «Как же ты могла прийти в монастырь в брюках? Ты не представляешь, как монахи соблазняются!» 

Я был настолько убит этой фразой! Получается, эта женщина лучше меня знает, как монахи соблазняются при виде женщины в брюках. Это просто прекрасно! Сколько уже десятилетий прошло с моего прихода в церковь, но эта тема брюк, штанов, юбок, платков все никак не покидает пространство нашей православной дискуссии. Какое-то богословие юбки! Я задаю себе вопрос: чем мы занимаемся? 

Вспоминаю Послание апостола Павла к Коринфянам, в котором он говорил, обращаясь к своим высокодуховным адресатам, людям, которые были искушены и в античной философии и позволяли себе спорить даже с апостолом Павлом: «Вы как маленькие дети! Вас нужно еще молоком кормить. Вы не готовы к твердой пище». Так стыдно, что мы снова и снова обсуждаем эту тему, но нам нужно об этом говорить. Потому что выросло уже новое поколение, которое переняло эти все суеверия и, самое главное, страхи предыдущего поколения. Эти все глупые мнения никак не выветриваются из нашего сообщества. 

Недавно к нам приезжали паломники, которые с православной благочестивой гордостью рассказывали о том, какое огромное значение имеет ношение юбки православной женщиной. Это просто какое-то апостольство, богословие юбки. Каждый месяц они собирают людей в паломнические поездки и посещают монастыри, скиты, чудотворные источники. Это прекрасно! Паломничество – это одно из духовных упражнений, которое помогает человеку раскрыться, вырасти. На самом деле это так! Мы еще не до конца осмыслили влияние паломничества на нашу духовную жизнь. Я думаю, что об этом нужно много говорить, гораздо больше, чем о юбках. 

В сообществе этих православных паломников сложилась такая традиция, что женщина, которая возит богомольцев, всегда следит за тем, чтобы женщины-паломницы, которые записались в поездку, непременно были в юбках или длинных платьях. И эта женщина мне рассказывает о том, как однажды их автобус сломался; она не могла понять, в чем же дело. Наверняка что-то не так. Первым делом она решила осмотреть паломниц. Наверняка дело было в женщинах. И действительно! Как она не уследила, что одна все-таки как-то пробралась в это путешествие в брюках. Представляете? В монастырь в брюках! Наверняка из-за нее и поломка случилась. 

Автобус быстро починили, и они поехали дальше. Они приехали в один из монастырей, где увидели, как там все «замечательно» устроено; в том смысле, что на богослужении стояло большое количество людей в халатах, которые обычно носят, как эта женщина выразилась, в психиатрических больницах. Она даже сначала подумала, что это пациенты какой-то психиатрической больницы. Оказалось, что в монастыре такая традиция: если вдруг мужчина или женщина вошли в монастырь в неподобающем виде, их облекают вот в такие халаты; и они в следующий раз уже будут знать, как правильно приезжать в монастырь. 

Меня очень огорчила эта история. К вам приехал человек в гости, а вы его одели почти в смирительную рубашку, в халат для душевнобольных. Вы унизили и оскорбили этого 

человека. Разве в следующий раз он не вспомнит это унижение, как он съездил в благочестивый монастырь и что с ним там случилось? 

В православии действительно существует свой дресс-код. Мы должны это понимать. Я считаю, что это очень правильно, когда женщина носит приличную одежду, мужчина тоже приходит в храм, например, одетый в хороший костюм, как это принято в традиционном обществе. Есть даже такое понятие: воскресный костюм. У Клайва Стейплза Льюиса есть воспоминание о том, как его учитель-шотландец, который был атеистом, все равно каждое воскресенье надевал воскресный костюм. Шотландцы в таком костюме ходят в церковь, а он просто его надевал. Такая была традиция. 

Но это никак не связано с церковью. Понятие того, что есть прилично, меняется от года в год. Посмотрите, как одевались аристократы в XVIII веке. Если бы сейчас мужчина шел в таких штанишках по улице или зашел в таких панталонах в церковь, он бы не шокировал всех прочих? Но они так ходили в церковь. В их обществе это считалось приличным. Такие одежды носили мужчины. Мода век от века меняется. Если в светском обществе эта одежда ни у кого не вызывает никакого раздражения, почему в церкви непременно женщина, которая пришла без платка или в деловом брючном костюме, вызывает такие богословские споры и распри? 

По-моему, это вообще не стоит того, чтобы об этом говорить. Но мы говорим. Потому что люди под этот разговор почему-то подводят богословскую проблематику и говорят, что Библия говорит о том, что нельзя женщине носить мужскую одежду. Но женские брюки – это не мужская одежда. Ведь ни один мужчина не наденет женские брюки. Ни один мужчина не наденет женский костюм. Это совершенно другая история, и мне кажется, здесь необходимо проявить здоровую терпимость по отношению к людям, которые к нам пришли. 

С другой стороны, есть вопрос, связанный с богослужением и нашим православным цинизмом. Если взять историю, что я сейчас описывал с паломниками, которых облекли в больничные халаты, монахи их пустили в монастырь с какой целью? Давайте будем честными. Это была светская группа туристов, с которых монастырь взял определенные деньги. Они, может быть, подали записки, потому что им так подсказали. Может быть, они и не являются православными, да и в Бога не верят, но они купили иконки, сувениры, крестики. Получается, их деньги нам нужны, а их достоинство нас не интересует, потому мы их облечем в эти нелепые халаты. Мы их унизим, но деньги у них возьмем. 

Если быть последовательным, тогда уж совсем на порог не пускайте или сделайте так, как это принято в некоторых католических странах, когда во время богослужения туристов вовсе не пускают. Молится только община. А во внебогослужебное время работает музей. Вот в чем цинизм: деньги этих людей мы с охотой берем, но унизить их или укорить в чем-то не преминем. А если много денег занесут, может быть, и закроем глаза на их брючные костюмы и отсутствие платков. Это совершенно недостойно ни поведения христиан, ни даже разговора. Поэтому мне кажется, нам нужно отходить от этого религиозного цинизма. Уже давно пора нашему христианскому обществу дозреть до того, чтобы говорить о вещах, которые стоят этого разговора, а не о юбках и платках. 

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать