Свет невечерний. Апостол нежности

25 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои. Один из моих любимых авторов – думаю, любим он не только мной, но и вами – апостол Павел почти в каждом из своих посланий после громоздких догматических, богословских построений непременно начинает говорить голосом простым, понятным, общедоступным; и говорит он о вещах, которые тревожат каждого из нас. Обычно в богословской литературе эти части посланий называют нравственным приложением или нравственным учением апостола Павла. Мне это определение не нравится, потому что оно слишком научное, но без этого никак нельзя. Тем не менее того, о чем он говорит, вполне достаточно, чтобы назвать апостола Павла апостолом любви. Потому что, хотя мы называем апостолом любви Иоанна Богослова, на самом деле каждый из учеников Христовых проповедовал не что иное, как любовь и доброту. И мир покорялся не силе, славе и величию Христа, христианства, христианской Церкви – он покорялся любви, доброте и нежности.

Вот у апостола Павла встречается это замечательное слово – нежность. Он призывает своих учеников: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Я эту фразу могу повторять многократно, потому что, как мне кажется, в ней апостол Павел раскрывается с неожиданной стороны. Это не тот величественный муж, которого мы часто видим на иконах с мечом, в римской тоге, со взором ревнителя. Он действительно был ревнителем и ходил в римской одежде (правда, не уверен по поводу меча), апостолы для нас – мужи фундаментальные, скульптурные, иконические. И тут, из уст этого богослова, мыслителя, ярчайшего деятеля христианской истории, звучит слово «нежность». И в этом слове он раскрывается совсем с другой стороны, открывая сердце и показывая, чем он живет.

Не только нам, христианам, важно увидеть это свидетельство нежности со стороны святых угодников Божьих, отличавшихся необыкновенной ревностью, но важно еще и доверчиво раскрывать этот опыт нежности людям, которые только-только приходят к Церкви. Потому что, делая акцент на ревности по Бозе, ревности, опаляющей, пламенеющей, которая, конечно, присутствует в нашем христианском опыте, мы забываем о самом главном – о том, что апостол есть свидетель Бога любви и каждый христианин есть ученик Бога любви, ученик Бога нежности и доброты. А нежность – это такая вещь, которая иногда просто спасает жизнь. Ее одной иногда достаточно для того, чтобы человек вдруг оттаял, вернул себе волю к жизни и совершенно по-другому ощутил этот мир – мир, которому естественно быть добрым и нежным.

В посланиях апостола Павла довольно часто встречается еще слово «совесть». Совесть – это категория, которую, как говорят исследователи, христианство заимствовало из словаря стоиков – философов, которые тщательно разработали этическую структуру нашего опыта, отрефлексировали, вырисовали ее ключевые моменты, описали добродетели и пороки и так далее. Но, мне кажется, для апостола Павла эта категория звучала совсем в другой тональности, потому что совесть есть просто голос естества, то есть настоящего, натурального, это своего рода этическая транскрипция инстинкта самосохранения. То есть если совесть нас в чем-то обличает, то это не моральные принципы, навязанные нам обществом, а сама природа говорит, что ты поступаешь не по-доброму, ты поступаешь против закона любви.

Закон любви – это нечто, что естественно каждому из нас, но это длинные холодные разговоры, а вот у замечательного французского писателя Ромена Гари (у которого русские корни, и русский язык был для него родным) есть чудесная книга «Обещание на рассвете», посвященная его матери. В этой книге есть свидетельство о том, что нежность делает с человеком.

Ромен Гари прожил непростую жизнь, его мама выбивалась из сил, чтобы поставить на ноги своего дорогого Ромочку. И одним из самых тяжелых периодов была их жизнь в Вильнюсе, когда мама была вынуждена скитаться по квартирам, унижаться. Однажды это унижение достигло такого накала, что весь дом, где они снимали свой нищенский угол, смеялся над матерью, а она в слезах пыталась отстоять свое достоинство, и все это происходило на глазах у маленького Ромы. И вот, чтобы не видеть этого, потому что весь этот ужас не пережить, он решил покончить с собой. Мальчику тогда было восемь лет. Представляете, что должно было произойти с человеком, чтобы он в восемь лет решил покончить жизнь самоубийством?

Рядом с домом находился огромный склад дров, пятиметровая глыба, в которой этот малыш прорыл себе туннель и забрался в него. Ему было достаточно немного напрячься, чтобы обрушить на себя эту пятиметровую глыбу и быть погребенным под ней. Вот он улегся и уже протянул руки, чтобы толкнуть на себя эту гору дров. Он рыдал, сотрясаясь от слез и растирая маленьким кулачком слезы по своему детскому личику… И тут он вспомнил, что у него в кармане есть украденный накануне маковый пирог. И он решил все-таки съесть его перед смертью. Вытащил пирог и, захлебываясь слезами, начал есть. Догрыз, потянулся к дровам и тут увидел, что в его тайный лаз проник известный дворовой рыжий кот, страшный бандит, лишайный, с разорванным ухом и поцарапанным носом. И вот этот кот потянулся к мальчику и стал вылизывать его заплаканное лицо, к которому прилипли крошки от макового пирога. И этого мальчику было достаточно для того, чтобы оставить свою мысль. Кот вылизывал его, вылизывал, и Ромен Гари вспоминает: «Я, конечно, знаю, что он вылизывал меня небескорыстно, все это было ради пирога». Потом кот замурлыкал, прижался к мальчику, и они оба заснули.

Никто никогда не ожидал от этого облезлого кота приступа нежности, но эта нежность вернула человека к жизни. Знаете, друзья мои, вокруг нас столько одиночества, столько людей, которые нуждаются просто в ободряющей улыбке. Не обязательно их гладить, дарить им маковые пироги (хотя и это тоже очень важно), но бывает достаточно простого внимания, участия, чтобы человек оттаял, чтобы к нему вернулась воля к жизни – и это все о той самой нежности, о которой свидетельствовал апостол Павел.

Мы часто воспринимаем христианство как нечто строгое, массивное, фундаментальное. На самом деле вся сила его как раз в этом свидетельстве любви и нежности, потому что именно на них держится наш мир. Именно доброте, нежности, ласковым словам, участливым улыбкам, объятиям или молчанию или, может быть, когда человек просто посмотрит на сидящего рядом с ним и вместе с ним поплачет, сочувствует ему – вот этим крупицам нежности мы обязаны тем, что наш мир все еще жив. Поэтому мы, христиане, свидетели Бога нежности, должны не забывать о своем высоком служении.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать