Свет невечерний. Афонский спор

5 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В середине XVIII века на Горе Афон произошел богословский спор между старцем Паисием (Величковским) и одним из авторитетнейших афонских монахов отцом Афанасием. Дело в том, что старец Паисий, известный подвижник и ученый, который возродил традицию старчества не только в России, но и на Святой Горе, утверждал, что монаху невозможно устроить свое спасение, свою духовную жизнь без чтения. Своих многочисленных учеников – подвижников, послушников, монахов – он наставлял в чтении как самом важном, серьезном упражнении для подвижника. Без чтения подвижнику никак нельзя.

Старец Афанасий был совсем другого мнения. Он был старец не книжный. И для того чтобы вразумить заблудшего собрата, он написал ему целое послание, в котором призывал старца Паисия к покаянию, утверждая, что для настоящего христианского подвижника чтение не так важно. Потому что мы должны спасаться в простоте, в бескнижности; больше внимания уделять телесным подвигам, земным поклонам, посту, стоянию на молитве и т.д. Старец Паисий ответил ему очень обстоятельным, серьезным посланием, в котором доказывал со ссылками на святых отцов, что монаху без чтения никак нельзя. Церковь в конце концов, оценив подвиг старца Паисия, его сторону приняла. Мы знаем, что Паисий (Величковский) канонизирован, а про старца Афанасия не осталось практически никаких сведений.

Паисий (Величковский) был подвижником, который искал подлинного монашеского служения. Он искал не формы, а самой сути монашества. Будучи 17-летним подростком, он оставил учебу в Киевской духовной академии и ушел в монастырь, а потом еще долго скитался по разным монастырям Малороссии и Молдавии. В конце концов он ушел, будучи 24 лет от роду, на Афон, довольно долго искал там себе старца, духовного руководителя, и пришел к выводу, что такового на Афоне нет. Вот такое печальное было состояние дел на Афоне в середине XVIII века.

Старец Паисий принимает решение вместо духовного наставника – живого, зримого, осязаемого – руководствоваться святоотеческими книгами. Для этого он изучает греческий язык и начинает искать рукописи по всему Афону, книги святых подвижников. Он внимательным образом читает эти книги, исследует их и в дальнейшем переводит на славянский язык. Это был титанический труд! Он один перевел огромное количество книг. В одном только архиве его монастыря хранится более 30 рукописей, которые старец Паисий от руки писал и переписывал.

Большинство святоотеческих подвижнических книг, которые у нас сейчас есть, которыми мы имеем счастье пользоваться, – это книги, спасенные из небытия именно старцем Паисием. Вспоминают, что даже на смертном одре, будучи уже не в состоянии спускаться со своего ложа, он в кровати сидел, обложенный рукописями, диктовал, переводил и считал, что это его важнейшее служение: приобщение к древней святоотеческой традиции. Почему старец Паисий считал, что чтение так важно, так необходимо? Почему для нас этот вопрос сейчас важен?

Периодически в дискуссиях между христианами мне приходится слышать, что на самом деле это все мирское мудрование, глупости: читать светских авторов, философов и т.д. Что надо больше внимания уделять молитве, надо больше внимания уделять послушанию, покорности. Есть определенное крыло православных мыслителей и богословов, которые делают акцент не на любви, не на просвещении, а на категориях страха и покорности. Был такой замечательный во многом русский мыслитель и подвижник Константин Леонтьев, который критикует Достоевского и говорит, что Федор Михайлович строит свое «розовое» христианство на какой-то странной любви, в то время как православный человек должен строить свое спасение на опыте страха наказания.

Мне кажется,  эта идея отождествления православия со страхом, покорностью, ужасом перед наказанием,  адскими муками, завороженностью наказанием – глубокая ошибка, хотя доля правды в том, что говорил Константин Леонтьев, есть. Это был замечательный мыслитель, во многом даже пророк. Но это то крыло, которое, как мне кажется, заводит нас в тупик.

Старец Паисий в полемике со своим оппонентом говорил, что у нас есть прямая заповедь от нашего Спасителя. Он ссылался на 5-ю главу Евангелия от Иоанна, где Господь говорит: исследуйте Писания. Старец Паисий говорит, что это заповедь не просто читать, а исследовать Писания, внимательным образом их прорабатывать. Он ссылается на старцев Исаака Сирина и особенно Григория Синаита, которые полагали, что именно монаху, хотя это касается мирян и вообще всех христиан, следует очень много читать, но не просто читать, гоняясь за количеством, а обращать внимание на качество чтения. Писания нужно исследовать, и они относились к этому как к молитве и духовному упражнению. Прежде всего старец имел в виду чтение Священного Писания.

Обратите внимание, они говорят, что нужно не просто читать это как правило. У нас есть такое отношение к чтению Писания, что нужно прочитать одну главу из Евангелия и две главы из Апостола, как завещал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но они говорят, что надо исследовать: не просто прочтите положенный текст, а найдите толкование, посмотрите перевод, может быть, несколько раз обращайтесь к этому тексту, пытайтесь его понять, читайте молитвенно. Конечно же, одно из упражнений – это чтение текстов подвижников благочестия, святых отцов, чтение критическое, очень внимательное.

О том, как важно чтение особенно для подвижника, говорил подвижник XIII века преподобный Григорий Синаит, который в монашеском правиле, в режиме жизни монаха отводит на чтение треть времени! Представляете, в сутках 24 часа, и святой Григорий Синаит считал, что треть этого времени нужно тратить на чтение. Это совершенно невозможно! Как можно себе это представить? Не случайно про преподобного Исаака Сирина говорили, что он ослеп от чтения, а Григорий Синаит читал ночами. Он выделял для этого ночь. Он считал, что это очень важно, необходимо, что без чтения ты не можешь называть себя подвижником.

Эти старцы, эти подвижники, о которых заговорил так ярко преподобный Паисий, который фактически вернул нам их имена, говорили о том, что они отстаивали, спасали внутреннее делание, то есть то, что происходит в сокровенном сердца человеке, по слову апостола. Вот это важно! Не внешние обряды, которые, конечно же, важны на своем месте. Но христианином человека делает внутренняя работа, внутреннее размышление, молитва, которые невозможны без такого важнейшего духовного упражнения, как чтение.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать