Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мне бы хотелось продолжить наш разговор о духовных упражнениях, которым следовало бы предаваться христианам. Ведь мы с вами, друзья мои, хорошо знаем, что добро – это такая пугливая птица, которую следует лелеять, беречь, хранить и даже терпеливо приманивать. Доброта, добро, добродетели и все хорошие свойства человека – это те моменты, над которыми следует работать, потому что они не даются от природы. От природы мы просто дикари, зверята, может быть, милые, может быть, опасные, но зверята. И для того чтобы привить себе какую-то добродетель, просто стать добрее, нужно раз и навсегда настроить себя на большой труд.
Всякая добродетель не есть следствие нашего природного свойства, наследственная черта, как, например, наш характер, но всегда труд, забота – ежедневная, ежечасная, ежеминутная.
Если мы с вами внимательно читаем книги святых отцов, то наверняка обратили внимание на то, с каким трепетом они говорили о делателях, о тружениках. Святые отцы всегда делили приходивших к ним людей на две неравные категории. Вот приходят к одному старцу люди за советом, долго рассказывают свои истории, спрашивают, и только немногим старец уделяет сердечное внимание. «Почему ты так лицеприятен, отче? – спрашивают ученики старца,– почему ты к одним расположен, а к другим нет?» И старец отвечает: «Потому что вот этот человек, с которым я говорил вдумчиво и подробно, делатель».
Делатель. Что отличает делателя? Как стать делателем и тружеником на этой сложной, тяжелой ниве добродетели? Прежде всего следует настроить себя на труд, который тем паче тяжелее, что требует внимания к мелочам. С мелочей начинается все самое главное. Если мы говорим о доброте, учтивости и внимании к близким людям, то здесь следует обратить внимание на те мелочи, которые, мы с детства привыкли пропускать мимо нашего внимания. О чем я говорю? Свойство, характер нашего современного русскоязычного общества, русской речи не знает внимания к мелочам в общении. Мы обращаем мало внимания на то, что говорим людям, на то, как они понимают нас и как мы понимаем то, что понимают они, как реагируем на их понимание.
Я знаю очень много историй, когда трагические обстоятельства возникали только от того, что человек не потрудился быть понятым: не потрудился объясниться, не нашел сил, средств, а, скорее всего, просто счел лишней роскошью, ненужностью объяснить все человеку и убедиться в том, что он тебя правильно понял. А это, между прочим, очень важный навык, от которого зависит даже благополучие семьи. Знаю немало историй, когда семьи распадались просто из-за того, что супруги не имели этого поставленного навыка – внимания, прежде всего, к своей речи.
У Самуила Маршака есть замечательные стихи, которые многие из нас читали в детстве: «Стих о подкове».
Не было гвоздя –
Подкова пропала,
Не было подковы –
Лошадь захромала,
Лошадь захромала –
Командир убит,
Конница разбита,
Армия бежит!
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя!
Такие замечательные и мудрые стихи. Из-за одного гвоздя… А что такое гвоздь? Какая-то мелочь, он может быть ржавый, маленький, затеряться где-то в кармане, лежать где-нибудь в грязи. Из-за такого вот гвоздя была проиграна битва, понесены жуткие человеческие жертвы из-за невнимания кузнеца.
Вот таких «гвоздей» в нашей жизни очень много. И, к сожалению, навык внимания к «гвоздям» не поставлен не только у школьников, студентов, простых людей, но даже иногда у политиков и руководителей. Потому что мы с вами бываем невнимательны не только к нашим близким, нашим семьям. Когда ты руководитель и от тебя зависит работа отдела или предприятия, невнимание к мелочам, отсутствие терпения и навыка к тому, чтобы объясниться, иногда порождает жуткие трагедии государственного масштаба. Мы можем найти немало таких примеров в истории, но для нас все-таки ближе то, что происходит в наших семьях.
Поэтому, друзья мои, надо ставить этот навык. Во-первых, надо вспомнить, что мы существа словесные. В святоотеческой литературе есть два важных деления: бессловесные животные и словесные. Все мы, собственно, зверята: что кошки, что люди. Но кошки живут в параллельном мире, они бессловесны, а человек – существо словесное. Наряду с тем, чтобы осваивать свое тело, например, подчинять его себе, как это делают спортсмены-атлеты, вырабатывая определенные навыки, моторику, ответность мышц, покорность своего тела воле хозяина, личности, существуют и проблемы, связанные с освоением речи – мы должны подчинить себе свою речь.
Здесь люди, которые много и вдумчиво читают (подчеркну – вдумчиво) иногда пишут, а иногда заставляют себя вслух проговаривать какие-то мысли, находя нужные слова, постоянно работая над их правильным выражением, заимствуя какие-то удачные высказывания у классиков или других мудрых людей. Они, если угодно, находятся в лучшем конкурентоспособном состоянии по отношению к людям, которые бессловесны и не видят в этом даже никакой проблемы.
Друзья мои, наверняка в фильмах западного производства о школе, вы видели, как школьники, например Англии или Америки, сдают в актовом зале экзамен по предмету, который у них называется «драма». Выходит мальчик девяти лет и произносит речь. Эту речь слушает зал, до отказа заполненный взрослыми людьми: учителями, родителями, приглашенными гостями. Девятилетний мальчик учится, вырабатывает в себе навык выйти на сцену и открыто вступить в «интеллектуальное состязание», если угодно, с группой взрослых людей. Таким образом на этом предмете человеку ставится навык словесности: речь покоряется ему, эмоции покоряются, и он начинает себя контролировать. Он понимает, что речевое общение – это разновидность борьбы, спорт, если хотите.
«Здесь натиск яростный, а там отпор суровый», как говорил А. С. Пушкин о британском парламенте. «Натиск яростный» и «отпор суровый»… Но тем не менее у человека, который освоил речь, вырабатывается навык убедительной речи: он может убеждать, может красиво спорить, но самое главное, из-за отсутствия чего происходит наша трагедия, – у него появляется навык быть правильно понятым.
Поэтому, друзья мои, какие бы духовные упражнения мы не предпринимали, навык к речевой культуре нужно ставить прежде всего потому, что мы христиане, дети Христа и принадлежим религии Слова.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!