Свет невечерний. Царственное священство

20 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Мы с вами – люди православные. А что же это значит? Это значит, что мы живем в дружбе с нашими батюшками и нашими владыками. Мы их приветствуем, молимся за них, иногда целуем руки, благословляющие нас, и с почтением вспоминаем тех людей, которые за нас молятся.

Священник, конечно же, очень сильно отличается от обычного мирянина наличием бороды (чаще всего), креста или панагии (если это епископ), и, конечно, обычной церковной одеждой, которую многие священники носят постоянно, никогда не меняя на светскую. В Греции если ты рукоположенный священник, то не имеешь права появляться перед людьми кроме как в одежде священника, потому что это православная страна.  Некоторые  священники воспринимают это как форму проповеди. Например, когда наш великий русский богослов и мыслитель Сергей Булгаков стал священником в далеком 1918 году, зная что это приведет к репрессиям и опасно для жизни, тем не менее, взял на себя подвиг всегда, где бы он ни находился, носить священническую одежду. И, путешествуя по России, находясь в Крыму, затем оказавшись в тюрьме, а впоследствии в эмиграции, он всегда ходил в священнической одежде.

Это тот знак, тот маркер, который как-то выделяет нашу церковную иерархию из общей массы людей. И если мы с вами откроем любой катехизис или пособие, рассказывающее о нашей православной вере, то обязательно увидим учение о трехстепенной иерархии: епископ, священник, диакон – вот три ступени духовной иерархии. Однако если мы внимательно вглядываемся в те страницы Нового Завета, где впервые появляются наименования: епископ, пресвитер (т.е. священник), диакон, то понимаем, что первоапостольская Церковь была устроена как-то иначе. В ней все было по-другому: и епископы не епископы, и диаконы не совсем диаконы, и священники как-то не совсем священники, то есть, оказывается, что учение о трехстепенной иерархии – это нечто, что появляется гораздо позднее апостольского века, только начиная со II века мы видим зачатки этого учения и практики.  То есть изначально так не было.

Почему так случилось? Значит, Господь не устанавливал церковную иерархию? Значит, может быть, это выдумка попов? Или, может быть, это просто действие объективного закона социального развития, ведь любая социальная структура непременно находит, выкристаллизовывает какие-то понятные формы, упорядочивающие жизнь этого сообщества. Так что ли? Нет. Мы читаем наши вероучительные книги и говорим, что это богоустановленная иерархия. Богоустановленная… А миряне – это кто? Это Церковь или не Церковь? Это народ, который должен пассивно принимать то, что им дает эта трехстепенная иерархия? Здесь мы с вами должны оговориться, потому что, если учение о трехстепенной иерархии изложено в наших книгах и пособиях более-менее понятно, то практически все книги вероучительного, разъяснительного, катехезисного характера игнорируют четвертую степень иерархии, на которой нам следует внимательного остановиться, потому что Церковь – это не только священники.

У нас сложилась манера воспринимать Церковь как сообщество священников, а все остальные – просто обычные люди, пассивно воспринимающие то, что им дает иерархия. Но, например, апостол Петр говорит о всеобщем царственном священстве. Всеобщем! Представляете: каждый мирянин Православной Церкви – священник? Что это значит? Это значит, что вы можете совершать таинства, если вы православный крещеный человек, например таинство Крещения. Таинство Крещения может совершать даже женщина. Иногда у нас бывают споры, может ли женщина быть священником, а в православии это давно решенный вопрос: каждая крещеная женщина – священник, потому что она может крестить. Крещение – таинство, которое разрешено совершать мирянам. А в некоторых случаях им разрешено совершать и таинство Покаяния, даже женщине.

То есть четвертая степень иерархии – это миряне. Миряне не пассивные реципиенты тех таинств, которые предоставляют священники, мы все – народ Божий. Каждый брат и сестра в церковной общине – это священник. Кроме того, если мы внимательно присмотримся к нашим церковным таинствам, то поймем, что, оказывается, канонически запрещено священникам совершать таинства без молитвенного участия народа, даже таинство хиротонии, то есть рукоположения священника.

Во время хиротонии епископ выступает в роли поручителя перед всем народом, то есть все люди, которые присутствуют в храме, совершают это таинство.  Епископу Церковью поручается особая функция – он самый главный поручитель таинства, а не владыка, хозяин всего здесь, от которого зависит все, а мы просто как бродячие статуи – ни в коем случае! Если вы бывали на хиротонии (рукоположении священника), то слышали, как епископ говорит: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, проручествует сего диакона во священника…» Не «пророчествует», а «проручествует» – так говорится в этой молитве.Глагол «проручествовать» больше практически нигде не встречается. То есть епископ выступает поручителем перед Богом от лица всей общины, которая молится о том, чтобы сейчас Святой Дух сошел на этого человека. Он поручитель, а все остальные – участники этого таинства.

То есть мирянин – такой же священник, у которого есть свои определенные функции и есть свои границы. Мирянин не может совершать таинство Евхаристии, потому что для этого есть специально учрежденные степени, такие, как: епископ, который делегирует совершение этого таинства священнику, пресвитеру и так далее. Эти канонические прорисовки не сразу появились и были усвоены, по-разному толковались, но сейчас мы имеем ту тысячелетнюю традицию, которая хранится Церковью, должны с уважением относиться к ней и никогда не забывать об этом важном деле служения: все – священники. В Православной Церкви весь народ – это священнослужители.

Когда же совершается рукоположение в чин мирянина? В таинстве Миропомазания, друзья мои. Для меня, например, когда я учился в семинарии, был большой вопрос – что за таинство Миропомазания, в чем его священный смысл? Помазывают священным миром, а можно было и не помазывать – зачем это все? Это таинство рукоположения в сан мирянина! Именно так, поэтому Миропомазание внешне очень похоже на древнюю форму рукоположения. Рукоположение  и помазание миром – это знаки одного порядка. Миропомазанный мирянин становится священником.

Сейчас у нас обычно миропомазывают после Крещения. Если вас крестили в детстве, то, скорее всего, и миропомазали. Тот, кто сподобился Крещения во взрослом возрасте, пережил это рукоположение в сан мирянина уже будучи зрелым, сознательным человеком. Поэтому, друзья мои, нужно помнить об этом своем служении. Вы не просто люди, которые безмолвным стадом претворяются – вы священники. Мы народ священников, царственное священство, народ Божий, народ святой.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать