Свет невечерний. Жало в плоть

16 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Еще в юности меня поразили строки Марины Цветаевой из стихотворения «Бессонница»:

Обвела мне глаза кольцом

Теневым – бессонница.

Оплела мне глаза бессонница

Теневым венцом.

 

То-то же! По ночам

Не молись – идолам!

Я твою тайну выдала,

Идолопоклонница.

Бессонница – страшная болезнь, которая настигает иногда людей в юности и никак не может отпустить. С этой проблемой однажды столкнулся замечательный американский писатель Марк Твен и взялся лечить недуг самым оригинальным способом. Сначала он лечил бессонницу шампанским: была разработана целая стратегия поглощения шампанского на ночь, незадолго до сна, в несколько приемов. Но этот метод не сработал. Тогда Марк Твен решил лечить бессонницу бостонским светлым пивом. Знатоки говорили, что этот напиток – лучшее средство от подобного недуга, и Марк Твен снова разработал метод. Были закуплены несколько ящиков бостонского пива, подключились друзья, все дружно лечили Марка Твена. Но не сработал и этот подход. Затем было установлено, что очень помогает в сражении с болезнью шотландский виски. И снова подключились друзья, нашлись благодетели, которые закупили этот целебный напиток, «лекарственное средство», привезли Марку Твену. Он снова лечился – не помогло. Пошли более радикальные методы: Твен заметил, что если он засыпает в ванной на полу, то дремота как будто продолжается потом всю ночь. Однако это тоже не помогло. И вот однажды, задумавшись над чем-то, Марк Твен заснул ровно в 10 часов вечера и за ночь ни разу не проснулся. С тех пор он стал всегда ложиться в одно и то же время и таким образом вылечил бессонницу.

Зачем я вспомнил этот случай? Друзья мои, мы должны, подобно пчеле, собирать нектар с разных цветов, не утаскивая за собой цветок, как говорил преподобный Антоний Великий. Марк Твен – неправославный американец, писатель, далекий от Церкви, от веры и, кроме того, позволявший себе сатирические произведения в адрес христианства. И вот, сражаясь со своим недугом, он продемонстрировал очень важный жизненный момент, который полезен для наших духовных упражнений.

Как отмечали биографы писателя, любая проблема, любые неприятности, которые случались с Марком Твеном, будили в нем не уныние, отчаяние и депрессию, а здоровый азарт и благодушие. Любой из нас, кто сталкивался с бессонницей, знает, как это тяжело и выматывает, отбирает последние силы человека. А вот Марк Твен, даже оставаясь без сил, никогда не терял веселость, спортивный азарт, оптимистическое отношение к проблеме – и в конце концов справился с ней, нашел выход.

Это универсальный закон, касающийся не только Марка Твена и не только недугов, связанных с болезнью нервов и так далее. Закон благодушия очень важен и в нашей духовной жизни. О благодушии пишет апостол Павел, который во Втором послании к Коринфянам исповедуется читателям, сообщая неожиданную деталь о себе, человеке святом и авторитетном: он говорит, что у него тоже есть «жало в плоти» (по-славянски «пакостник плоти»). «Дадеся ми пакостник, да ми пакости деет, – говорит он, – трижды молил Господа, чтобы он отступил от меня, но Он сказал: “Нет, сила Моя в немощи совершается”». И апостол Павел продолжает бороться с этим «пакостником плоти».

Целый «букет» теорий создали библеисты относительно того, что же это был за «пакостник плоти», «жало в плоти». Одни говорили, что речь идет о близорукости: апостол Павел очень плохо видел, и это мешало ему жить; другие говорили о болезни внутренних органов. Разные теории по этому поводу были высказаны в XIX веке, вплоть до самых романтических и романических. Возможно, мы так никогда и не узнаем, о чем говорил апостол Павел. Может быть, это было так установлено умышленно, чтобы показать нам: закон благодушия действует одинаково для разных ситуаций.

Что это за закон благодушия? «Жало в плоть» каждый из нас имеет, носит в себе. «Пакостник плоти» – это те русла, стратегии поведения, которые в нас воспитаны от юности, которые даже, может быть, мы заимствовали от своих предков. У каждого из нас есть свои немощи, разного рода и разной степени запущенности: у кого-то они связаны с яростью, есть люди, склонные к спиртным напиткам, кто-то болеет сребролюбием, кто-то известный волокита. И есть много-много других версий, которые я не хотел бы сейчас перечислять. Мы все взрослые люди и понимаем, что у каждого из нас есть болевая точка, с которой мы сражаемся многие годы, и не всегда успешно. В христианской аскетической литературе существует термин «падение» – когда человек не справляется со своей немощью, разрешает ей овладеть собой, уступает греховной привычке, с ним случается падение.

Механизм падения хорошо известен. Если ты один раз позволил себе порочный поступок, то таким образом сформировал некоторую модель поведения. И чем чаще ты этой моделью пользуешься, тем бессознательнее совершается проступок, тем менее он контролируем. Именно это доводит людей до последней степени отчаяния. Белорусы говорят: «Сгорел сарай, гори и хата». То есть если сгорел сарай, пусть и хата горит, не будем спасать. Вот такое отчаяние бывает у человека, который в очередной раз видит, что не справился, поддался своему падению. Он опускает руки, просто плывет по течению, спускается по наклонной плоскости только потому, что ему не хватило естественной, воспитанной или приобретенной, веселости и благодушия, о котором говорил апостол Павел и согласный с ним (может быть, единственно в этом) Марк Твен.

Благодушие – самая первая и верная реакция, которую следует воспитать человеку, собирающемуся сражаться со своими страстями, пытающемуся стать лучше, раз и навсегда расстаться с пороками, которые контролируют его жизнь. А это бывает очень тяжело и трудно. Если этот первый шаг – воспитание благодушия – не будет сделан, если человек не будет воспитывать в себе правильного отношения к своему падению и своей проблеме, он никогда не справится с ними. Монахи говорили, что плохое входит пудами, а выходит золотниками (золотник – маленькая мелкая монета). Понемногу выходит из нас и зло, которое мы впустили в себя. Поэтому трудиться над собой следует кропотливо, терпеливо. Но для нас очень важна еще одна деталь – с весельем сердца, весело нужно трудиться.

Чем сильнее ваш противник, чем острее борьба, тем полезнее для нас сопротивляться. Сопротивление серьезному противнику делает нас сильнее и опытнее. И апостол Павел относился к сопротивлению своему «пакостнику плоти», «жалу в плоти» по закону благодушия, с весельем, так сказать, со спортивным интересом. Это позволяло ему делать работу над ошибками: смотреть, где его враг изловил, где расставил капканы, согласно какой логике действует и как можно в дальнейшем избегать этих опасных мест, мест «очарования», которые выбивают из обычной, привычной, нормальной колеи человеческой жизни. Поэтому, друзья мои, если уж мы собрались сражаться со своим «жалом в плоть», всегда будем начинать с благодушия.

Будет трудно, но обещаю вам: будет и непременно весело!

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать