Свет невечерний. Смысл Рождественского поста

6 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Зимнее время в нашем церковном богослужении окрашивается очень нежным светом Рождественского поста. Он начинается в самом конце ноября и, хотя не так насыщен в богослужебной жизни, как Великий пост, у него тоже есть свой особый смысл и своя особая печать. Я очень люблю это время, потому что Рождественским постом богослужение настраивает нас на созерцание Христа, и это самое главное духовное упражнение и духовный плод, итог этого времени. Если мы этого не понимаем, то сами обедняем свою духовную жизнь.

Дело в том, что наша религиозная жизнь очень часто мешает нашей жизни христианской, как ни парадоксально это звучит. И существуют такие времена нашего внутреннего самооочищения не только от страстей и грехов, но и от избытка религиозности, если хотите, которая мешает нам созерцать Христа. Время Рождественского поста – это как раз такой особый период, когда есть возможность забыть обо всем, и в первую очередь о себе самом. И в центре своего молитвенного, интеллектуального и даже эстетического внимания поставить Христа.

Рождественский пост имеет некие вехи в богослужении, которые помогают нам прийти к этому созерцанию. Уже на праздник апостола Андрея Первозванного поется стихира, в которой говорится о созерцании Рождества Христова. А на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – об этом особенно хорошо знают церковные люди – начинает петься «Христос раждается, славите». В некоторых храмах эти ирмосы канона Рождества Христова поют всем народом. Люди специально разучивают этот текст и незатейливым, простым народным мотивом поют всей церковью, потому что пение подобных текстов и помогает нам немного сосредоточить свою мысль на Христе. Вступая в Рождественский пост, очень полезно вспомнить именно об этом.

Все вы знаете, что каждый большой пост начинается у нас с заговенья. Смысл этих заговенных дней не в том, чтобы истребить в холодильнике последние котлеты, жареные курицы, все торты, не в том, чтобы наесться впрок, а в том, чтобы поставить некую черту, после который мы начнем постепенно отбрасывать все лишнее. Посмотрите, даже в наших молитвенных предпочтениях – и богослужебных, и личных – очень много молитв ко святым, очень часто присутствуют молитвы Богородице, очень много покаянных молитв, но слишком мало Христа.

Если мы проанализируем обиходные песнопения, которые предпочитают читать христиане, молебны, которые обычно просят послужить в церкви священника, акафисты, которыми мы стараемся молиться, в том числе нараспев, – это будут тексты, посвященные святым или Богородице, связанные с нашей конкретной проблемой, потребностью. Неслучайно некоторые краткие частные богослужения так и называются – требы. В этих молитвах, в этих духовных упражнениях мы сосредоточены на самих себе.

В этом нет ничего плохого, потому что святые отцы-подвижники говорят о пути христианина как о пути покаяния, самоочищения, а он невозможен без умения сосредоточенно внимать себе, рассматривать свои страсти, без того, чтобы не учиться различать движения своей души. Об этом очень много пишется и писалось. Но если мы будем внимательно читать святых отцов, мы обратим внимание на то, что они подчеркивают: все эти наши духовные усилия, даже молитвенные духовные прошения никогда не должны стать препоной между нами и Христом.

Рождественский пост – это как раз то время, когда мы во главу угла ставим именно Христа, когда мы начинаем постепенно учиться приводить свою мысль к молитвенному созерцанию. Ведь святые люди говорили о том, что смысл молитвы как раз в том, чтобы научиться постоянно пребывать в присутствии Божием, ходить перед Его очами.

И вот Рождество Христово – явление в мир Богочеловека. Мы задаем себе вопрос: кто Он? Зачем Он пришел? Мы позволяем себе честные вопросы: почему Он такой странный? Почему ни на кого не похож? Почему Он творил эти чудеса? В чем их смысл? Почему Его чудеса не такие эффектные, как, например, у святого Марка Фраческого? Почему Он не говорил так ярко, как Иоанн Златоуст? Почему Его совершенно нельзя ни с кем сравнить? Кто Он такой и почему событие Его прихода в наш мир – Рождество – так важно? Почему оно перевернуло весь этот мир? И почему я всячески избегаю любой мысли о Христе и молитвы о Христе? Ведь можно себе признаться, что мы охотно читаем жития святых или даже какие-то злободневные православные тексты, богословские статьи, но Евангелие читать всегда труднее, чем православную публицистику.

Гораздо сложнее молиться Христу, чем любому из наших святых. И, может быть, самая сложная молитва из тех, что у нас есть, – это молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Причем даже позднейшая вставка «помилуй мя грешного» не совсем законна в этой молитве, потому что вносит нас самих, наши проблемы в это молитвенное усилие созерцания Христа.

Рождественский пост – это именно то время, когда следует все отбросить, не сразу, постепенно. Мы с вами сможем заметить, как богослужение будет все интенсивнее наполняться текстами, связанными с созерцанием Боговоплощения, прихода в мир Христа Спасителя, то есть Бога, Который придумал этот мир и в то же самое время позволил Себе стать одним из его персонажей, живых, действующих лиц нашей, выдуманной Им человеческой истории.

Это головокружительная мысль: Бог-Творец входит в нашу историю, живет среди людей, творит чудеса, причем не ради того, чтобы произвести на кого-то впечатление, а потому что каждое из этих чудес – это знамение, указывающее на что-то очень важное, и на понимание этого нам потребовались целые столетия и даже тысячелетия, и мы так и не можем до конца уяснить Его слова.

Самое странное, что Он не сводил Свою миссию к Своим словам, не сводил ее к тому закону, который пришел дать, или к какому-то богословию, которое мы пытаемся систематизировать, привести в порядок. Это все вещи сопутствующие, потому что самое главное – это Он Сам. Вот что нам становится понятно из Евангелия, из посланий, например апостола Павла, который целиком и полностью был сосредоточен на образе Христа. Только о Нем он всегда помышлял, поэтому тексты апостола Павла так трудно читать. Он взялся за самое трудное духовное упражнение в этом мире – созерцание Христа.

Смысл Рождественского поста – хотя бы подступиться к этому созерцанию Иисуса Христа, хотя бы чуть-чуть попробовать войти в него, потому что это, собственно, и есть смысл христианской жизни. Не наши религиозные опыты, которые только помогают подступить к этому созерцанию, а само созерцание Христа, полное погружение нашей мысли в Его образ. Причем созерцание бескорыстное, самозабвенное, которое постепенно превращается в славословие Христа, подлинное, правильное прославление – настоящее православие.

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать