«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

4 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем изучать тему страстей и борьбы с ними и очень важный вопрос: цели христианской жизни как последование Христу. И изучаем статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Вы можете следить за мной по тексту, найти труды святителя Игнатия несложно. Это «Аскетические опыты», том I, самая первая статья.

В прошлой передаче мы говорили о том, что прежде чем вообще следовать Христу, нужно отречься от мира. Продолжаем дальше. Святитель Игнатий пишет: Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Это очень важно понимать. Если мы берем тему изучения страстей, как они действуют, как они борют нас, то мы должны понимать трезво, каково наше состояние. Вот, допустим, сравним состояние грешника, который хочет разобраться в своих грехах, покаяться в них, с состоянием человека, который заболел: он не понимает – ему плохо, и все (что называется, болит). А как конкретно лечиться? И вот человек должен пойти к врачу и начать потихонечку обследоваться, но в первую очередь он должен признать, что ему плохо, что он болеет. А потом уже разобраться: чем болеет, как лечиться и так далее.

Так и мы с вами тоже должны иметь правильные понятия. Если христианин думает, что одна часть его повреждена грехом, а другая святая и непорочная, то тогда очень легко ошибиться. Допустим, можно сказать: «А я вот не грешу какими-то грубыми плотскими грехами. Значит, у меня и грехов совсем нет; у меня чистая, светлая душа». Нет, братья и сестры, не так. Все части нашего естества человеческого повреждены: и тело, и душа, и дух. Они все испачканы, пронизаны грехом. Это как какой-либо аппарат (телевизор, например), который испорчен и показывает не ту картинку. И звук совершенно из другой передачи – что ты там увидишь, что поймешь? И наши чувства, восприятие, ум, к сожалению, так же сбиты, так же не настроены – такова реальность, надо это признать. Признать то, с чего нам надо начать лечиться, понять наше состояние. Поэтому не только движения тела пропитаны грехом, но и движения души тоже.

 Отвержение греха, пишет святитель Игнатий, сроднившегося душе, соделалось отвержением души. Помните, мы цитировали Евангелие, где Господь говорит: «Кто не погубит души своей ради Меня и Евангелия, не получит жизнь вечную». Как раз это есть продолжение, раскрытие этой самой темы. Потому святитель Игнатий так и говорит, что грех настолько впился в нашу душу, настолько стал частью естества, что если ты будешь его от себя отрывать, это будет больно. Но по-другому никак не спастись. Такое отвержение души необходимо для спасения души, пишет святитель Игнатий,  отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом. Смотрите, вот он, один из духовных законов. Невозможно, чтобы в одном сердце жила страстная любовь ко греху и, допустим, были попытки следовать Христу. Невозможно делать смертные грехи и думать, что ты следуешь Христу. Невозможно, оказывается, не изменившись внутри, не приняв правильных понятий, не начав этой борьбы, не начав рассматривать себя внимательно, не проанализировав свою жизнь, даже начать следовать Христу. Настолько важна вот эта тема изучения страстей и борьбы с ними.

Оказывается, если ты это не исправил, ты даже не усвоишь Христа ­– вот в чем суть вопроса. То есть не поймешь даже, где правильный путь, и тем более к нему не придешь. Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление. Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом. Тут святитель Игнатий сравнивает нашу любовь ко греху с пищей, которая отравлена ядом. Для того чтобы человек погиб, нужно крупинку цианистого калия; даже если в большой объем пищи его положить, человек все равно погибнет. Что нужно делать, чтобы он не погиб? Выкинуть все, вымыть посуду, а потом уже какую-то здоровую пищу положить туда. Это как раз соотносится святителем Игнатием с тем процессом, когда человек пытается идти ко Христу. Но если он тащит с собой груз нераскаянных грехов, любовь к страстям, даже маленькую привязанность ко греху, маленькую страсть (если человек не обращает на нее внимания), это отравляет всего человека. Не надо думать, что вот эту страсть я оставлю, а все остальное во мне будет чистое и непорочное. Вовсе нет. Еще раз скажу: как в большом сосуде маленькая частица яда отравляет все (вся пища становится ядом), так и со страстями – маленькая страсть, оставленная без внимания, без борьбы, отравляет человека полностью и дает возможность всем страстям вернуться.

Чтобы последовать Христу, предварительно отречемся от своего разума и от своей воли. И разум, и воля падшего естества вполне повреждены грехом, они никак не примирятся с разумом и волей Божиими. Соделывается способным к усвоению себе разума Божиего тот, кто отвергает свой разум, соделывается к исполнению воли Божией тот, кто отречется от исполнения своей воли. Жестокие слова  мы снова слышим, святитель Игнатий предлагает нам второе условие, чтобы следовать Христу. Современные люди имеют неплохое образование, жизненный опыт, опыт хождения в церковь по десять и пятнадцать лет… Но можно пятнадцать  лет ходить в церковь и вовсе не узнать о Христе, к сожалению. Так вот нам, таким людям, думающим о себе, что мы что-то из себя представляем, имеем некий опыт, святитель Игнатий говорит, что нужно второе условие следования за Христом: отречение своего разума и своей воли. Для современного человека крайне жестокие слова. Нам, которые сейчас пытаются умничать, защищать свои права и так далее, оказывается, нужно отрекаться от своего разума, от своей воли. Да, братья и сестры, нужно.

Давайте хотя бы пример приведем, как нам нужно отрекаться, допустим, от самого разума. Вот пришел человек в церковь, что-то начинает, у него какой-то запас знаний, информации есть (как он думает, знаний)… Мы тоже должны понимать, что это не одно и то же: знания и информация. Он мистический телеканал (ТВ-3) посмотрел, какие-то книги почитал по оккультизму, ходил на какие-то сеансы, что-то слышал и думает, что имеет некий опыт духовной жизни. И вот, приходя в церковь, он весь этот багаж с собой приносит. Я в первой передаче говорил, есть у нас такая беда: нет оглашения в храмах, очень мало, так скажем. Одна-две беседы – это не оглашение на самом деле. И если человек не проверил, во что верят христиане, он очень легко эту всю оккультную ложь приносит в церковь. И, даже участвуя в таинствах, не меняется. Не меняется, потому что ум у него не меняется. А человек, приходя к церкви, если изучает основы веры и основы христианской жизни, должен сказать так: «Я на самом деле ничего не знаю, я новоначальный ученик, научите меня. Я отрекусь от всех своих прошлых знаний, дайте мне настоящее знание о Христе». Вот если бы приходили такие оглашаемые, теребили бы священника за рясу и говорили: «Научи, дай мне истинные знания о Христе», – то, думаю, и мы, священники, стали бы другими; наверное, начали бы все-таки народ учить.

 Так вот, приходя к вере, человек должен изменить свои понятия – это как раз и есть отречение от своих ложных понятий. И христианская жизнь – это же не только вероучение, это еще и нравственное учение, экономическое учение Церкви о том, как нужно жить христианину. А человек приходит и говорит: «А я считаю, что тот или иной канон недействующий или неработающий». Или еще что-нибудь… В этом случае он как раз и говорит: «Я лучше вас знаю, дорогие святые отцы, как поступать. Я считаю, что это не грех». Или, допустим, он не принимает это условие веры. Вы знаете, приходишь к больному человеку: он болеет, страдает, мучается, его жалко, по-человечески жалко, но я его вижу первый раз, поэтому как священник должен спросить, верит ли он в Бога. Он говорит: да, верю. Спрашиваешь: а веришь ли ты в вечную жизнь? Он говорит: нет. Он, с одной стороны, в Бога верит, а с другой стороны, не верит в вечную жизнь. При разборе оказывается, что он в Бога-то верит. Но не в Христа вовсе. Потому что Христос говорит о вечной жизни, о том, что дальше продолжение бесконечное. Соответственно, получается, такой человек как бы себя не считал верующим, даже крещеным. Он на самом деле не находится в Церкви, потому что вера его кривая, основанная на его гордостном  понимании. А я знаю таких людей, которые даже и причащаются; правда, их потом бьет нещадно, но, к сожалению, такие люди есть. Есть у нас христиане, которые одновременно занимаются и оккультизмом; могут ходить и в церковь, и к бабкам; и к таинствам относиться с оккультным настроением и так далее – примеров миллионы, к сожалению.

Как можно, приходя к вере, казалось бы, оставить за собой любовь к своему разуму? А мы должны поменять тот ложный разум, который у нас есть, на разум Христов. Это как делается? Изучением веры, изучением Евангелия с толкованием. Отречься от своей воли. Казалось бы, как так от воли отречься? Опять же что такое отречься от своей воли? Если мы понимаем, что такое воля. Это наша внутренняя сила, стремление, желание что-то делать; желание и возможности. Бывает так, что-то бы хотел сделать, а воли нет. Как говорят, сила есть, а воли нет. Так вот, сила воли как раз то, что заставляет нас выполнять наше желание. А каковы наши желания? Это опять же к вопросу о том, что большинство наших желаний, если их протрясти внимательно, поизучать, – или откровенная страсть, или то, что  с ними смешано (а это мало отличается от откровенных страстей, откровенных грехов).

Но у нас есть ориентир – Евангелие с заповедями и нравственное учение Церкви. То есть, приходя к вере, я должен изучить, что является добром, а что злом с точки зрения Евангелия, с точки зрения Бога. А то занимаешься с человеком, доходишь до страсти блуда, например, а молодой человек говорит: а я считаю, что блуд – это неплохо. И что ты дальше будешь с этим делать? Человек думает, что это неплохо, а раз так думает, то и делает так, не оценивая свои поступки. Тут не то что борьба с грехами, тут борьба за какие-то основополагающие христианские ценности начинается. А весь этот дух разложения в мире к нам скоро тоже придет на самом-то деле (если не пришел уже) и  захлестнет нас, христиан, если мы не будем знать эти четкие понятия: что добро, что зло. Так вот, есть воля греховная, воля греха, страсти, которая заставляет тебя грех делать. Ты не хочешь, а она заставляет, окунает тебя вновь и вновь в это болото. Но если человек  понял, что в нем действует эта сила бесов, как делать по-другому? Вот это как раз тема борьбы со страстями. Если человек из года в год начнет свою волю перенаправлять (это очень сложно, но  возможно), если начнет снова и снова заставлять себя не делать грехи, а каяться в грехах, то как раз это станет отречением от своей воли. Поэтому эта тема очень важна. Если  человек этого не сделает, ни ум, ни понятия, ни жизнь свою не перестроит, он не последует за Христом. И не надо здесь больше, мне кажется, ничего придумывать.

«Чтобы последовать Христу, возьмем крест свой». Мы часто это слышим, правда? А что такое «взять свой крест»? Вот если конкретно, допустим, спросить нас: что это такое? Все ли мы ответим? Давайте сориентируемся на святителя Игнатия: Взятием креста своего названа добровольная благоговейная покорность Суду Божию при всех скорбях, посылаемых и попускаемых Промыслом Божиим. Есть у нас с вами страсти? Есть. Есть у нас с вами скорби? Тоже есть. Как мы их оцениваем? Что такое скорби? У нас, знаете,  абсолютная грамотность (сейчас очень редко можно найти человека безграмотного), но в практической работе я сталкиваюсь с тем, что мы перестаем думать, перестаем воспринимать русский язык в его глубине. Поверхностно читаем. Мы привыкли сейчас эсэмэсками общаться, какими-то лайками, попадаем натурально в какой-то каменный век, на уровень петроглифов… Думать надо научиться. Христианин, не умеющий думать,  жертва бесов; нам надо учиться думать. Даже такой простой термин, как скорби, очень часто воспринимается людьми как непонятный. Что такое скорби? Это все, что нам причиняет какие-то страдания. Скорбями являются обстоятельства внешней жизни (допустим, экономический кризис), скорбями является (и это влияет на нас, безусловно) понижение уровня жизни, кто-то теряет работу; к сожалению, такие вещи есть. Это скорби, пришедшие как бы извне. Казалось бы, не от твоей вроде бы жизни это зависит, но они есть. Скорбями являются какие-то погодные плохие условия: некомфортно же, то жара, то холод, то дождь – мы всегда недовольны, скорбим. Бывают катаклизмы природные. Скорбями являются трудные обстоятельства взаимоотношений с начальником, ближними, когда нас кто-то пытается оскорблять, воспитывать и так далее. Скорбями являются трудности в семейной жизни, наши болячки.

Страдания – от действия страстей в нас… И человек уже знает, что так делать не надо,  понимает, что вся его воля на самом деле отсутствует, и он мучается от того, что страсти его борют пока. Так вот: Взятием креста своего названа добровольная благоговейная покорность Суду Божию при всех скорбях, посылаемых и попускаемых Промыслом Божиим. Мы с вами должны усвоить, что все эти страдания и скорби посылаются только Богом. Не соседкой злой, не начальник у меня плохой, не жена у меня плохая, не дети непослушные – они, мол, все виноваты; нет. Оказывается, если мы будем с точки зрения веры подходить, то это все попущено для нашего блага. Вы знаете, есть такая пословица: что бы ни случилось, все ко благу. Это христианская пословица, но надо понимать, что не само собой все выстроится ко благу. Бог выстраивает все ко благу, но через какие-то определенные трудности. Согласитесь, воспаленный аппендицит не лечится мягким, ласковым массажем, и больной зуб тоже, и многие другие болячки. Нужна операция, и если операцию ты не сделаешь, погибнешь. Операция – болезненный процесс, долго надо восстанавливаться, долго за собой следить, но жить-то хочется, правда? И ты идешь на эту операцию, несмотря ни на что; денег нет –  соберешь их, если надо. Потому что жить хочется.

Так же и здесь мы с вами должны понимать: если жить вечно хочется, то скорби будут, они являются естественным условием для спасения. У нас никто беззаботно и радостно, как мотылек на ромашковом поле в июне, не живет на самом-то деле – крест нужно свой нести, правда? А как мы должны обосновать законность этих страданий? Смотрите, мы же делаем грехи, правда? Делаем. Грех сам несет последствия. Он причиняет эти самые страдания. Но чтобы их нейтрализовать,  Бог посылает нам что-то, попускает  какие-то скорби для того, чтобы этот источник нейтрализовать, прижечь его как бы. Поэтому если мы при скорбях (это сложно, потому что мы гордые, у нас разум-то еще не евангельский) добровольно и благоговейно покоряемся Суду Божию, то мы несем свой крест. Представляете, да? Но ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. Смотрите, какие удивительные и в то же время страшные и вразумительные слова. То есть если у нас дети не слушаются, супруги ведут себя не так, денег не хватает, что-то еще происходит, а мы ропщем,  злимся,  ищем виноватых, то, оказывается, это отречение от креста. Отречение от Христа, получается.

Последовать Христу может только взявший крест свой, покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным Суда, осуждения и наказания. Вот то, что мы с вами уже проговорили. То есть хорошо, если мы говорим: эти скорби мне нужны; да, они трудные, но их ведь Бог Сам помогает нам нести.

Есть такая утешительная притча (я могу сейчас что-нибудь сымпровизировать, но суть передам). По берегу моря долго идет человек; сзади остаются его следы. А рядом еще следы невидимого Человека, невидимого Существа. И человек знает, что невидимое Существо, оставляющее следы рядом с ним, это Бог. Он с Ним общается. Вдруг начинаются скорби, трудности – и человек идет в изнеможении. Оглядывается – а там только его пара следов. И он говорит: «Господи, почему ты меня оставил? Когда было все хорошо, мы шли вместе». –  «Нет, это Я несу тебя». Таков ответ Бога. Понимаете, какая глубокая притча?! Так же и мы должны понимать, не поддаваться на уловку лукавого, не говорить: «Все пропало, я погиб, все безутешно…» Дорогие мои, если мы так говорим, то разум наш еще не евангельский.

Изучать надо веру. Нам это говорится не для того, чтобы мы впадали в печаль. Печаль – это страсть, она происходит от гордости, если мы по гордыне своей думаем, что все эти слова для того, чтобы мы начали унывать, начали опускать руки… Нет. Это постановка диагноза для того, чтобы мы начали лечиться. Так вот, смотрите, дорогие мои: смиренно признающий себя достойным Суда, осуждения и наказания получит помилование. Представьте себе суд, на котором стоит, допустим, осужденный на казнь. Но он кается, и судья  рассуждает, что покаяние этого человека искреннее, и он милует этого человека, прощает его. А другой человек, который не кается, замкнулся в себе и ворчит на весь мир, что все плохо. Такой человек и не кается вовсе. И не достоин никакого прощения. Христос как раз и говорит, что Он пришел спасти кающихся, тех людей, которые понимают, что за свои дела они достойны наказания страшного. Вот если человек это поймет, то тогда ему и нужен Христос. Если больной человек поймет, что он умирает, что ему нужен врач, он не будет рассуждать, какое у врача образование, как он себя ведет, курит или не курит. Он будет звать его, чтобы тот его исцелил, сохранил ему жизнь. Вот так, дорогие мои. Поэтому давайте будем правильно понимать, что Господь ждет покаяния человека, но покаяние невозможно, если человек не увидит своего бедственного состояния.

Так вот, завершим нашу передачу на самом деле очень ободряющими словами святителя Игнатия. Господь, заповедовавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповедание Его. Он Сам дает силу, представляете? Если человек искренне идет ко Христу, просит Его, он обязательно получает просимое, потому что Бог и обещает помощь такому человеку. Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнить его (старающийся!) немедленно усматривает необходимость его.

Учение, представляющееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде от плотского мудрования, является самым разумным, преисполненным благости (то есть добра). Оно воззывает погибших к спасению, убитых к жизни, погребенных во аде на небо. Это к слову для тех, братья и сестры, кто думает, что святитель Игнатий – это писатель, который призывает всех к унынию и какому-то невеселому, печальному бытию. Так вот, он как раз опытно и говорит нам, что если человек искренне возьмется, то увидит, насколько эта христианская жизнь зависит от Бога, насколько эти шаги и труды, попытки обязательно связаны с Богом, он видит эту помощь Божию, даже если падает и снова пытается встать. Поэтому давайте завершим нашу передачу вот этими удивительными словами поддержки всех падших и падающих людей, но желающих встать. И еще раз, братья и сестры, напоминаю, что мне хотелось бы видеть ваши вопросы, отклики, чтобы в дальнейшем выстраивать наши передачи уже не просто теоретически, а с примерами из жизни. Так что давайте  правильно настроимся на нашу жизнь. И помоги нам всем Господь.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать