«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Об исповеди. Ответы на вопросы

1 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Продолжаем нашу передачу «Страсти и борьба с ними». Хочу, чтобы вы обратили внимание на очередную книгу, приобрели ее или взяли в библиотеке, поизучали. Это книга архимандрита Лазаря (Абашидзе), замечательного писателя, нашего с вами современника, который не так давно, к сожалению, отошел к Господу. Книга называется «Таинство Исповеди. О тайных недугах души». Очень важно для нас с вами знать недуги, болезни своей души. Тем более важно разбираться в темах: подготовка к исповеди, борьба со страстями. Наша передача посвящена тому, чтобы научиться разбираться в этом и по большому счету в себе.

Эта замечательная книга состоит из нескольких блоков. Отец Лазарь рассуждает о таинстве Покаяния вообще, также есть блоки «О грехах» (различные грехи, как они проявляются), «Советы готовящемуся к исповеди» (краткий обзор наиболее распространенных в наше время греховных увлечений), «Святоотеческое учение о покаянии», «О тайных недугах души».

Почему эта книга важна? Потому, что те вопросы, которые вы присылаете на электронный адрес нашей передачи kanev@tv-soyuz.ru, конечно, касаются страстей, подготовки к исповеди. Большинства этих вопросов не было бы, если бы мы эту книгу изучали.

В продолжение темы исповеди у нас с вами есть несколько писем. Давайте их сегодня рассмотрим и попробуем понять, что главное в подготовке к исповеди. Наш телезритель пишет: «Страсти нас, конечно, мучают, но у меня проблема увидеть их в себе. На следующей исповеди я не знаю, что говорить. Как один батюшка говорит, исповедь превращается в билет на причастие. Стараюсь внимательно к себе относиться, обращать внимание на движения души, но идентификация их в определенные страсти становится проблемой. Единственное, что явно замечаю в себе, это непрерывное осуждение. Как увидеть в себе грехи?»

Эта проблема действительно существует, и с ней приходится сталкиваться тогда, когда человек слышит призыв Церкви, участвует в таинствах, хочет исповедоваться, но не знает как. Как пишет человек: на исповедь сходил, а на следующей не знает, что делать. Почему так получается? Как увидеть в себе грехи? Отчасти мы уже отвечали на этот вопрос, и я давал конкретные советы. Давайте повторю.

Что делать? Такое состояние человека, когда он не видит своих грехов, связано с тем, что он пока не знает, что такое грех и что такое не грех, не только теоретически, но практически не разбирается. Подобные книги с разбором грехов, примерами – обязательно нужны. Очень давно мне стало это понятно в моей приходской работе.

Я долгое время был единственным священником в храме. Человек задерживается надолго, задает вопросы: «Это грех или не грех, как и что делать?», а ты ему объясняешь, очередь стоит. И, когда уже автобусы не ходят, пешком идешь домой... Это, конечно, несколько раз романтично, а потом становится не очень. Понятно, что народ требует научения.

Лет семнадцать назад на приходе я начал такие беседы, на которые человек приходит с определенными вопросами. Например, он хочет подготовиться к исповеди, и мы с этим человеком проходим основы веры и разбираем, какие есть страсти и грехи. На мой взгляд, это очень эффективно. Человек, пройдя эти курсы, не задает вопрос: «Как увидеть в себе грехи?» Он знает, как проявляется чревоугодие, чем оно отличается от уныния, чем печаль отличается от сребролюбия, и так далее.

Что делать? Как увидеть в себе страсти? Пройти тем самым путем. Я думаю, что мы, если Бог даст, этим путем дальше и пойдем, потому что многие вопросы, которые приходят, по сути, об одном и том же: как научиться вере, как научиться различать грехи, как с ними бороться, как этому учат святые? Мы, наверно, так и поступим со следующей передачи: начнем разбирать основы веры и будем разбирать дальше, как проявляются страсти, какие они бывают и как научиться их в себе видеть.

Надо определить, в чем у нас проблема. Человек сходил на исповедь, после исповеди чувствует себя абсолютно чистым, и наступает срок следующей исповеди. В письме не написано, какой срок, какая регулярность.  Если он исповедуется раз в год, то, конечно, ничего не вспомнит, это закономерно. Такой длинный срок откладывания исповеди приводит к тому, что забываются грехи, даже если они были большими.

Если христианин исповедуется чаще (имеется в виду, не каждый день, но с духовником он определил какой-то срок; например, раз в две-три недели), то происходит очень интересно: он начинает за собой следить, параллельно изучать, какие бывают страсти. Это же не секретная информация. Если вы написали на электронную почту, значит, компьютером пользуетесь. Найдите в Интернете «Пособие для подготовки к исповеди». Их достаточно много. Можно обратиться к ставшим уже классическими трудам: книге Иоанна (Крестьянкина), «Нравственному богословию для мирян» протоиерея Евгения Попова, где подробно рассказывается, какие есть грехи и страсти.

То есть надо немного потрудиться. Эти знания в нас не вольются откуда-то без нашего труда. Почему так происходит? Потому, что мы воспитываемся в светской среде, приходим в храм и оказываемся в ступоре: а в чем исповедоваться? Это потому, братья и сестры, что мы не обучены рассматривать себя и свои грехи. Человек пишет: непрерывное осуждение. Все верно. Так обычно у нас и настроено, когда мы не знаем духовной борьбы. Мы видим поведение других людей, оно нам кажется неправильным, наша гордыня этого не терпит, и мы занимаемся только тем, что осуждаем.

Тут надо человеку быть очень внимательным, ведь это очень плохие признаки – очень сильной гордыни, когда человек себя не видит, а видит других людей плохими. Человеку надо повторить основы веры и обязательно начать изучать, какие бывают страсти. На практике бывает, что за один день можешь такой список себе составить... На самом деле составление большого или маленького списка – не самоцель.

Порой человек думает: у меня маленький список, а у соседа большой. Какая разница? Зачем смотреть, какой у кого список по длине или величине? В своих грехах кайся. Поэтому если человек регулярно исповедуется, глубоко готовится, изучает эти темы, вопрос «Как увидеть в себе грехи?» однозначно снимается. Надо просто трудиться, а мы этому не научены.

Похожий вопрос, связанный с исповедью и причастием, пришел от другого человека, нашей телезрительницы. Она пишет: «Скажите, как причащаться не во грех себе?» В чем проблема? Она пишет, что надо примириться, если находишься в ссоре с человеком. Совершенно верно. Если вы на кого-то обижены или с кем-то в ссоре, то и на исповедь ходить нельзя. Как мы будем просить Господа о прощении наших грехов, если не простили обидчику?

Можно привести евангельский пример про господина, который простил своему должнику большую сумму. И этот человек пошел к своему должнику, который должен был ему маленькую сумму, стал с него требовать и не простил. Что получилось в итоге? Господин снова вернул ему ответственность за его долг.

К чему эта притча? Если мы хотим примириться с Богом, то в первую очередь надо примириться со своими близкими, их простить. Не лукавить, не прятаться за мнимые слова, что ни на кого не обижен, но с этим не здороваюсь, этого видеть не хочу, руки ему не подам. Значит, ты не примирился. Честно на себя посмотри. Иначе получится, что говорим: «Господи, Ты мне прости», но сами не простили соседу и своим домашним.

Поэтому совершенно верно, что нужно простить и примириться. «Также нужно исповедаться», – пишет сестра. И поясняет: «Здесь сразу хочу спросить. Вот я пришла на исповедь, а перед этим написала семь полных листов своих грехов, исповедовала их, пришла на службу, чтобы причаститься, причастилась, а потом вспомнила, что есть еще грехи, и среди них смертные. Получается, я причастилась во грех?»

С этим не так просто. Почему? Потому, что человек себе семь листов написал. Хороший это процесс? Хороший – человек же над собой поработал. Но, с другой стороны, потом он вспоминает даже смертные грехи. О чем это говорит? Человек не научен, не пользуется пособиями, которые есть, вспоминает сам.

Есть священники, которые говорят, что не надо никаких бумажек, приходи и кайся сам. У них такая практика. А я уверен и убежден, что такой листочек нужен, так как для меня, священника, который служит на многолюдном приходе, важно, что человек накануне исповеди сел и проанализировал себя.

Встретились мы, и он: «Я этим согрешил этим, этим...» Пауза. Додумывает, рассуждает. Когда ты приходишь, исповедь – это уже результат твоей внутренней работы, а не процесс. Поэтому хорошо, что человек пишет. Другое дело, что было бы хорошо, если бы такого рода исповедники договаривались со священником, подходили к батюшке и говорили: «Вы знаете, я всю жизнь проанализировал, пролопатил, хотел бы покаяться за всю жизнь. Можно мне отдельное время?» Ведь когда очередь исповедников, а ты пришел со своими листами, тебе самому непросто, так как думаешь, что можешь огорчить других. Если договариваться об отдельном времени, это замечательно: можно попросить совета, спросить, какие книги почитать, чтобы подготовиться.

В чем проблема? В неподготовленности. Да, человек написал семь полных листов грехов (понятно, что у нас столько грехов, что они не уместятся в семь листов). Но о чем и как писал? Бывает так, что пишет: «Я осудил Иван Иваныча за то, что он то и то в таком-то году...» Можно было написать двумя словами: «Осудил ближнего».

Подробности на исповеди ведь не нужны. Священники о них не спрашивают не потому, что им неинтересно, а потому, что понятно: ты осудил – каешься. Если будет необходимо, священник спросит, что, как и почему. Но если и так все понятно, то зачем спрашивать? Само по себе количество листов не говорит о качестве подготовки, потому что человек сам себя обличает: вспомнил смертные грехи.

«Причастился в осуждение и во грех». Сложно, ведь сам человек не всегда виноват в этой обстановке. После того как у нас закончились гонения на Церковь, когда Советский Союз прекратил существование, Церковь только начала возрождаться, у нее не было ни сил, ни возможностей оказать внимание каждому человеку, с каждым заниматься, каждого настроить. Сейчас у нас во многих ли храмах есть оглашение, проповедь или какая-то забота о прихожанах со стороны духовенства? Почему? Не потому, что священники плохие, а потому, что они часто сами не знают, что делать или как это нужно делать. Понимаете, в чем сложность?

Поэтому тут не так все просто. Понятно, что надо заниматься. Не ждать, что кто-то придет и начнет с тобой заниматься, начнет тебя учить. Я много раз говорил, братья и сестры, в наших передачах: вы взрослые люди, умеете читать, пользоваться компьютером, работать в Интернете. Давайте потрудимся.

Сейчас так много лекций! Известных проповедников можно послушать в Интернете, необязательно к ним в храм ехать, в столицу, в монастыри. Поэтому в осуждение или нет причастился человек? Он не виноват, что его не учили. Но наша ответственность такая: не знал раньше – узнай, и будет все по-другому.

Дальше сестра пишет, что она прочитала у святых отцов о необходимости борьбы со страстями, чтобы не причаститься себе во грех. И продолжает: «Тогда я не знаю, когда смогу вообще причаститься». Пишет, что очень хотелось бы участвовать в таинствах, разбираться со своими грехами, не торопиться. Но ее пугает такая перспектива: она с грехами поборется – закончится эта борьба или не закончится, удачная она будет или неудачная?

Чтобы нам не путаться и не гадать, давайте вспомним условия, следуя которым христианин может участвовать в таинствах Церкви, самое главное, в таинстве Святого Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Во-первых, человек должен быть крещеным, членом Православной Церкви. Дальше человек должен верить, как верит Церковь, не быть еретиком. Это тоже очень важно, потому что можно быть крещеным и быть язычником (или еретиком). То есть человек обязательно должен быть проверен: какова его вера?

Человек не должен находиться под епитимьей. Что такое епитимья? Это время духовного исправления, выполнение задания, которое дает священник, исповедующий человека. Если он увидел, что это необходимо, то говорит: «Пока причащаться не будешь, есть определенный срок, определенные дела, которые ты должен сделать». Как правило, это связано с покаянной работой или с постом, блюдением за собой, прочтением определенной книги. Разная бывает форма, но самое главное – то, что человек на время отходит от Причастия. Не потому, что он пренебрегает этим, а потому, что не готов сейчас встретиться со Христом так, чтобы это не было ему в осуждение.

Представьте, что человеку на глазах сделали операцию, он ходит в повязке, глаза должны привыкнуть. Солнце – это прекрасно. У нас сегодня пасмурно, и так хочется, чтобы солнышко посветило. Но если у тебя больные глаза, ты не сможешь смотреть на солнце, нужно постепенно привыкать.

Так и очень внимательный священник, имеющий правильное понимание о покаянии и духовной работе, предлагает человеку отойти на время от Причастия, чтобы тот не причащался в осуждение, понес какие-то определенные труды. Не надо на это обижаться, дескать, «я готовился, а меня не пустили». Это не потому, что священник злобный и вас не любит. На самом деле это признак большой пастырской любви к вам, когда, если есть нужда, священник предлагает вам определенное время для исправления. В это время мы на исповедь тоже не идем.

Четвертое: мы не причащаемся тогда, когда у нас есть нераскаянные смертные грехи. Имеются в виду грехи, которые сейчас проявляются: человек регулярно впадает в блуд или регулярно впадает в ненависть, какой-то безудержный гнев, осуждение, вечно находится  в обидах, не согласен с учением Церкви. Таких тяжелейших состояний, к сожалению, много. Когда человек в них находится, он не должен причащаться до тех пор, пока не исправится. Признаками исправления являются раскаяние, нежелание повторять грех и отсутствие его повторения.

Что для этого должен делать человек? Не просто ждать, что у него смертные грехи закончатся. Они могут не закончиться, а он снова идет на исповедь, получает епитимью и трудится. Вот такой путь.

Пятое. Причащаться не должен тот человек, который не ведет борьбу с грехами. Ведет борьбу не тот, кто победил все (без Христа вообще невозможно победить), а тот, кто видит в себе страсти, видит, как они проявляются, кается, пытается бороться, падает, встает, идет или хотя бы ползком, по-пластунски, но движется этой самой дорогой ко Христу. Такой человек может причащаться, потому что он находится в борьбе. Он может не увидеть свои страсти на все сто процентов, потому что это не так просто, но искренне кается, трудится, является членом Церкви, не является еретиком, у него нет сейчас проявления смертных грехов, он не под епитимьей.

Поэтому отвечаем на вопрос сестры: нужна борьба со страстями, она занимает всю жизнь. Если вы боретесь, проверили свою веру, не находитесь под епитимьей, являетесь крещеным человеком, членом Церкви, прихода, храма, то вы имеете право, возможность причащаться Христовых Таин, только должны быть очень к себе внимательны. Узнать, в осуждение ты причастился или нет, наверно, можно, если понаблюдать за собой после причастия.

Недавно у моей знакомой была такая история. Она хороший человек, но увлеклась темой пандемии коронавируса. На что она поддалась? Я говорил и говорю, не надо смотреть телевизор с утра до вечера, особенно новостные каналы. Надо сохранять свой ум. Он и так у нас слабенький, а мы его бомбим этими новостями, когда с одной стороны одно, с другой стороны другое, никто ничего понять не может. Так вот, человек насмотрелся этого всего и впал в печаль. Не разобравшись в этой печали, она пошла на исповедь, не покаялась, потому что не поняла этого состояния, причастилась на Пасху, потом рассказывает, что всю Пасху проплакала.

Она проплакала не о грехах, а просто на душе мрачно, слезы текут. Что это за состояние? Разве это состояние человека, который соединился со Всемилостивым Богом? Это состояние не мира, а печали, отравленности. А из-за чего получилось? Человек плохо готовился. Хотя у нее нет смертных грехов, но она не увидела такую страсть в себе; получается, причастилась в осуждение.

Поэтому, дорогие мои, надо внимательно за собой следить. Отвечая на эти вопросы по поводу исповеди, подготовки к причастию, мне хочется подвести некий итог. Обязательно проверяем свою веру. Это не так сложно. Возьмите Катехизис митрополита Филарета (Дроздова), проверьте себя. По поводу проявления грехов: нам надо обязательно учиться узнавать, как они проявляются. Взять пособие по подготовке к исповеди, «Нравственное богословие для мирян» (книги, доступные нам, которые рассказывают о страстях) – и изучать. Надо трудиться, дорогие мои. Не печалиться, не унывать, не тратить время на плавание в новостях с утра до вечера. Давайте взбодримся, ведь сейчас время испытаний, которое нам даруется, чтобы мы занялись собой. Помоги нам всем Господь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать