Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем цикл передач «Страсти и борьба с ними» и сейчас разбираем ваши вопросы.
Одна сестра описывает свою жизнь, просит указать на ее ошибки; может быть, подсказать что-то полезное. Давайте разберем это вместе. Она пишет так: «Вот пример моего поста: хочу поститься правильно, но у меня болезнь желудочно-кишечного тракта, и, как назло, во время поста начинается обострение». Давайте сразу начнем разбираться. Если у человека есть болезнь желудочно-кишечного тракта и он говорит: «Я хочу поститься правильно», – где тут понимание того, что такое «правильно»? Правильно – не означает, что человек должен поститься так, как написано в каком-либо пособии по посту, в календарике, который он взял в церковной лавке или скачал в Интернете. Пост может быть подобран под человека. Это нужно решать со священником, а не самому человеку. Понятно, что люди очень разные. Сейчас у нас идут больные поколения, дети уже рождаются с аллергией на хлеб, на молоко, на какие-то элементарные продукты. Это надо учитывать.
Давайте разберем, в чем суть поста, для чего человек постится (я думаю, позднее мы будем более внимательно разбирать эту тему, но сейчас – хотя бы кратенько). Цель поста – не доказать всему миру, Богу и себе, что я могу вытерпеть все, что указано в календаре поста. Цель поста совершенно другая. Мы постимся для того, чтобы лучше увидеть себя. Пост – это замечательное средство, позволяющее увидеть, кто ты есть на самом деле. Пост устроен так, что он длительный (у нас бывает несколько длительных постов: Рождественский, Великий, а если Пасха ранняя, то и Петров пост – длинный). А правильный – значит посильный. Вот святитель Игнатий в одной из своих статей пишет, что цель правильного поста, взятого посильно, в том, чтобы увидеть свои страсти.
Кратко о том, как это получается. Что значит «посильный»? Это одна из больных тем. Как только приближается пост, перед его началом у нас постоянно такие консультации, когда человек говорит: «А вот у меня это болит, какой взять пост? А это и это как преодолевать?» Смотрите, братья и сестры: пост только внешне имеет телесную форму, а вся его глубина внутри, в духовной работе над собой.
Как работает пост? Сестра пишет, что провела пост на таблетках, но радостно, что без мяса и рыбы. Не знаю, в чем радость. В том, что она на таблетках постится? Это признак того, что человек взял неправильный пост: возможно, непосильный; возможно, просто не увидел цель поста. Если человек реально больной и врачи рекомендуют ему какой-то ослабленный пост, к этим рекомендациям надо прислушиваться.
Если человек взял посильный пост и он длительный по времени, то даже малое ограничение плоти, взятое со смирением, с пониманием, что ты больной человек, многого не можешь, приводит к тем же самым плодам, как если бы здоровый человек, у которого ничего не болит, постился очень-очень строго. Ведь мы постимся (еще раз скажу) не для того, чтобы отчитаться потом, в конце поста: «Вот здравия желаю, я все соблюдал до каждой крупиночки, ничего не нарушил».
Цель совсем другая. Смотрите: берем пост посильный, ограничиваем себя посильно, и как только начинаются ограничения, лукавому это не нравится (что человек ради спасения начинает что-то с собой делать; а пост обязательно должен быть связан с покаянием). Проходит неделя-другая, плоть начинает немножко привыкать к посту. А лукавый привык дергать нас через плоть, соблазнять, толкать на грех, чтобы мы воспитывали в себе самолюбие (через выполнение наших капризов, через то, что человек привык принимать вкусную пищу, баловать себя). И вдруг человек начинает ограничивать себя ради спасения. Конечно, такой человек вызывает большое возмущение у лукавого, и он начинает включать в его сердце страсти. Ведь пост – это не только еда, это же и ограничение себя в развлечениях, уход из социальных сетей.
Замечательный пост – когда человек прекращает сидеть в Интернете. Я имею в виду не работу в Интернете, а бесполезное времяпрепровождение, когда человек листает странички, ни во что не вчитываясь, не ища информацию, а именно поглощая какую-то «информационную похлебку». Или сидит в соцсетях и переписывается на каком-то (прошу прощения) «обезьяньем языке», где смысл слов обозначен картинками. И человек в этом проводит время. А если этим не заниматься, то время же освобождается, его можно посвятить изучению Евангелия, какого-нибудь святоотеческого труда.
Конечно, лукавому это не понравится, и он начинает через страсти мстить человеку, страсти начинают подниматься. И в пост человек начинает видеть себя лучше, чем видел до поста, находясь в развлечении, в этой обычной, повседневной рассеянности. И чем дальше идет пост, тем больше человек может увидеть, насколько ярко в нем действуют страсти. Это к чему? Не к тому, что человек потом говорит: «Вот я постился, а у меня гнев, печаль, из меня лезет блуд, чревоугодие или всех осуждаю». Так это лезет потому, что в тебе это и есть. Что за новость такая? Только раньше (до поста) мы думали об этом теоретически, а пост позволяет увидеть практически, что ты такой и есть. Это такая лакмусовая бумажка. Поэтому поста не надо бояться (именно его духовного содержания).
А к чему он должен привести? К тому, что человек увидел в себе все эти недостатки, а они очень яркие, если поститься правильно (еще раз скажу: правильно – не значит, что строго; правильно – это по силам; пост должен быть взят со смирением). Результатом поста должно быть раскаяние человека, когда он сокрушается, кается и нуждается во Христе как в воздухе, как в воде, как в пище для жизни, потому что понимает: то, как он провел пост, – это вообще не пост. Какие у тебя были мысли, чувства? Что тебя захватывало? То, что ты наметил прочитать, – не успел. К чему это должно привести? К сокрушению – совсем к другому состоянию. Не к тому, что, мол, я попостился и все сделал точно. Наоборот: «Я вообще никто, Господи! Перед Тобой я вообще никто – земляной червяк. Без Тебя я ничего не могу сделать. Спаси меня! Помоги мне!» Понимаете, это же очень сильно влияет и на молитву, и на отношение к близким. Если человек увидит, что он – никто, то как будет осуждать другого?
Так вот, сестричка, какая у Вас суть вопроса? Добавили бы Вы, допустим, рыбу и меньше бы болели, меньше бы ели таблеток. Это было бы лучше, чем то, что Вы неправильно оцениваете свои подвиги. Сестра пишет: «Думаю, что во всем этом есть какие-то мои недоумения, неправильное понимание поста (так и есть), привязанность к страсти (конечно)». Я думаю, что все-таки надо брать другой пост. Какой, например? Я, может быть, повторюсь. У человека есть болезнь. Можно оставить, например, рыбу, но ограничить себя в сладостях, которые вообще не нужны для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо (крепким, здоровым). Можно отказаться от каких-то излишеств, хотя бы и постных. Надо проконсультироваться с врачом, посоветоваться со священником и выбрать ту меру, которая Вам подходит. И тогда пост не будет на таблетках.
Еще сестра пишет, что муж у нее в храм не ходит, что они не венчаны. Если у вас законный брак, то в этом не должно быть никакой проблемы, такой брак не является блудом и грехом. На это надо обязательно ориентироваться. Тащить мужа насильно, чтобы повенчаться ради того, чтобы чувствовать какое-то удовлетворение, что Вы сделали правильно, – это как раз и неправильно. Ведь он же не баран, которого тащат на бойню. Он должен сам в этом участвовать, сам должен хотеть этого. Надо ждать. Ждать, когда он скажет: «Давай повенчаемся». Но для этого мы должны сами показать пример христианской жизни, а он смотрит: жена начала поститься – таблетки, врачи, скорая помощь, реанимация. Конечно, это нехорошо. На мой взгляд, все должно быть по-другому.
Сестра пишет, что у нее двое детей, они не слушаются, хамят; что сама в детстве была такая же; что младший сын – драчун, что дети ссорятся. Здесь мне хочется сказать, дорогие мои, что я тут не советчик. У меня в этом своего практического опыта нет. Я могу судить только по опыту прихожан...
Сестра в своем вопросе заложила и правильный ответ: сама была такая же. Дети же повторяют поведение своих родителей. Соответственно, если они таковые сейчас, какими мы были раньше, то, во-первых, чему удивляться? А во-вторых, это повод, чтобы сестре обратить внимание на покаяние, на то, чтобы самой начать работу над своей душой. «По своим недостаткам они (дети) друг друга задевают. Справиться сама я не в силах. Со старшей дочерью постоянно находим повод для ссор – несколько раз в день». Видите, Вы до сих пор такая же драчливая девчонка, хотя вам уже много лет. Этот дух надо поменять. На чем он основан? На гордыне. То, что посты не получаются, может, тоже на этом основано. Сестра, обратите внимание.
Она пишет: «Я воспитывала их неправильно». Так никогда не поздно! Вашему старшему ребенку только десять лет – не поздно менять обстановку. Я вижу, что Вы испугались по-хорошему. Вам нужно начать с себя: начать изучать основы веры (с этого обязательно начинать), основы борьбы со страстями – со своими страстями, не со страстями детей. Часто бывает такая ошибка, когда христиане говорят: «Лишь бы дети, а как мы – неважно». Как же неважно? Если ты с детьми связан (а мы обязательно духовно связаны со своими родителями, у кого есть дети – с детьми), от твоего состояния зависит их душевное состояние. Тем более дети же не самостоятельные, они обязательно зависят от родителей не только в плане того, что их надо накормить, погладить одежду и отвести в детский сад или школу. В первую очередь на детей влияет духовное настроение родителей. Поэтому такой закон существует: если родитель начнет меняться сам, это обязательно будет влиять на детей тоже.
«Они взяли от меня много пороков», – пишет сестра. Правильно, потому что такой закон: подобное рождает подобное. Если мы таковы, то наши дети будут на нас похожи. Еще раз скажу: это не окончательный приговор; это повод для того, чтобы нам испугаться по-хорошему. Знаете, вот человек вел какой-то греховный образ жизни, а ему говорят: «Если будешь продолжать так, умрешь», – он пугается и начинает меняться. Так же и здесь. Не поздно меняться не ради воспитания, а просто ради личной жизни. Если ты будешь это делать (меняться) ради себя, то это повлияет и на взаимоотношения с мужем, коллегами, детьми.
«Молитвы читать не хотят. Правило перед причастием читаю им вслух. На службе стоять не хотят, приходят в храм, только чтобы с друзьями играть на площадке». Смотрите, дорогие мои, мы привыкли переносить на детей те правила благочестия, которые существуют для взрослых. Опыт моих знакомых, прихожан показывает, что это делать категорически нельзя. Почему? Потому, что это молитвенное правило по молитвослову – для взрослых, оно взрослое. А если мы будем приучать детей к молитве пинками, насилием? Как часто рассказывают: «Мы стоим, дети то чешутся, то еще что-то. Они не участвуют по-настоящему в этом процессе, не понимают, что мы читаем. Им кажется, что это долго, стоять не могут». И вот христианин изнывает между чтением молитв и тут же наказывает детей. Да после такого благочестия они возненавидят и нас с вами, и Церковь, и Господа, и все, что связано с верой.
Должно быть не так. Некоторые наши прихожане пошли другим путем, и мне кажется, что это очень хороший опыт. Они пошли путем изменения правила, когда, например, с детьми берут небольшое правило (естественно, благословившись у священника). Вместе с детьми делают правило с земными поклонами (это уже не стоять, уже дело какое-то), с коротенькими молитовками. И это недолго. В этом случае дети не мучаются и не страдают от того, что долгое молитвенное правило.
«В храм ходят только для того, чтобы поразвлекаться». Да, это особенность возраста. Дети в десять лет не могут ходить в храм сами по себе: потому что им нравится литургия и они хотят участвовать в таинствах разумно. Это еще дети! Поэтому они идут за родителями. А потом наступает время, когда после такого воспитания в тринадцать, четырнадцать, пятнадцать лет они уходят от веры, от Церкви (когда получают хоть какую-то маленькую возможность независимости). Это же тоже проблема. Значит, мы с детства их не научили. Потому что и нас не научили. В этом же тоже сложность, что мы с вами, можно сказать, первое поколение христиан после гонений. В детстве нас никак не воспитывали в вере, и мы не знаем, как это делать. Начинаем импровизировать и импровизируем часто очень неправильно, грубо, отталкивая детей от храма, от молитвы, от себя.
По этому поводу у сестры вопрос: «Может быть, я вообще не должна водить их на причастие и в храм, пока сами не пойдут по доброй воле?» И добавляет: «Вы не подумайте, что я тащу их к причастию. Если сказала, что мы должны причащаться, они без разговоров три дня минимально постятся, сами подходят к Чаше. Но мне кажется, не так должно быть». Вы понимаете, очень сложно определить, как должно быть, потому что семьи очень разные, условия разные, дети разные. С одной стороны, Вы говорите, что дети не хотят стоять на службе. Нет. Они, может, и хотят, но не могут, потому что на самом-то деле это для взрослых. Я рекомендую нашим сестрам, у которых маленькие детки, или ходить вокруг храма во время службы, или выходить, когда видят, что ребенок устал. Это лучше, чем когда дети начинают баловаться, развлекаться, кричать, плакать во время службы. Мы сделали так, что у нас идет аудиотрансляция службы. Звук идет и во двор, потому что храм не вмещает желающих, бывает так, что люди стоят во дворе храма. И как раз можно прогуливаться и слушать службу или подойти только незадолго до причастия, если видите, что ваш ребенок не может стоять. Мне кажется, это лучше, чем стоять и мучить ребенка, мучить всех окружающих.
Вы пишете, что дети откликаются. Смотрите, у них ведь тяга-то есть на самом деле. Просто надо чуть-чуть изменить, например, молитвенное правило, изменить форму поста на облегченную, соответствующую возрасту, подходить или к середине службы, или выходить, когда дети устанут, и совершать небольшой крестный ход вместе с детьми у храма, пока идет служба. А потом подходить к причастию. Ведь это все можно сымпровизировать, только посоветуйтесь со священником. Это не повод не причащать детей; мне кажется, это повод немножко поменять подход. Это мое мнение. Не знаю, может быть, Вам это не подходит.
Сестра пишет о себе, как она готовится к причастию. У этой сестры есть книга «В помощь кающемуся грешнику» с разнообразным описанием грехов. Она читает, сверяется, выписывает. Это очень правильный труд, потому что (опять же скажу) в силу исторических обстоятельств нас не воспитывали в христианстве с детства, поэтому часто бывает, что совесть христианина не настроена так, чтобы оценивать свои поступки, мысли, чувства с точки зрения грехов или добродетелей. Бывает, это целый мучительный процесс. Чтобы его облегчить, как раз и есть в Церкви такие книги или сборники, описывающие, например, страсти, проявления этих страстей или оказывающие кающимся помощь в подготовке. Надо этим пользоваться как хорошим учебным пособием. То, что сестра это делает, очень хорошо.
Дальше она пишет: «Но иногда бывает, что раскаиваюсь, а иногда – нет». На это надо обратить более серьезное внимание. Почему нет? Почему не раскаиваемся в грехах? Помните, я вам говорил, что есть три условия прощения грехов? Это видение греха, раскаяние в нем (то есть не равнодушное отношение, не фиксация просто, что есть грех, а именно раскаяние) и желание борьбы. Так вот, получается, что если у христианина на какой-то период (бывают такие) – нападки уныния, когда раскаяния нет, надо все-таки, я думаю, исповедь отложить. Раз нет этого условия – раскаяния, надо все-таки отложить исповедь, например, до следующей недели. И молитвенно потрудиться, попросить у Господа раскаяния, попросить покаяния. Ведь покаяние – это дар, и этот дар дает Бог, больше никто не может дать. Мы не можем сами, без Бога взрастить этот дар в своем сердце. Надо молиться, положить больше поклончиков, взять небольшую епитимью (священника попросить). И как только появляется раскаяние – тут же идти на исповедь и продолжать дальше.
«Жизнь пока не изменилась. Заставить себя читать Писание и Псалтирь не могу». Тут сложно, сестра. Теоретически очень трудно отвечать на письмо, когда не знаешь человека. С одной стороны, книжка «В помощь кающемуся» изучена, а Евангелие, например, не изучено. Это большая ошибка. Надо обязательно начинать с изучения веры, изучения Священного Писания. Это же логика простая. Как мы можем идти ко Христу, если не представляем, что Он от нас хочет? А то, что Он от нас хочет, есть в Евангелии. Это все равно что (еще раз скажу пример) пользоваться некой техникой, не читая инструкции. Надо обратить на это внимание.
Читать или нет Псалтирь – это, скажем, личное дело человека. Но изучить Евангелие, чтобы оно было понятно Вам, чтобы оно было повседневным чтением (хотя бы немного, хотя бы несколько стихов в день, но, конечно, с пониманием прочитано; а для этого нужно взять святоотеческое толкование) – это должно быть у нас как обязательная практика.
Сестра говорит: «Заставить себя читать Писание... не могу». Тогда что получается? Что это за страсть, которая мешает человеку изучать Евангелие? Это страсть уныния. А раз уныние есть, нет борьбы и с другими страстями. Поэтому человек живет так – по течению. Вроде бы внешне имеет образ христианской жизни, пост как-то пытается соблюдать (пусть на таблетках, что неправильно), молитвы читает и детей постоянно воспитывает во время молитв, в храм ходит и мучается, что дети на службе не стоят. Посмотришь, вроде бы внешне нормально. А коснись самого главного – а Евангелие-то «не читаю, не хочу». Это очень серьезный признак, братья и сестры. Дорогая сестричка, на это надо обратить очень серьезное внимание.
Дальше она пишет: «Смотрю телеканал “Союз” (это хорошо, но это не заменяет внутренней духовной работы), а в храм стала ходить с 2015 года». Понятно, что недавно, поэтому не надо повторять ошибки наших предшествующих поколений, а браться за главное. Она пишет, что «проще посмотреть YouTube, где православные батюшки что-то рассказывают». Понимаете, здесь тоже есть такая неправильность (раз Вы просили указать на Ваши ошибки). Будучи человеком неопытным, залезть в Интернет и смотреть, что рассказывают батюшки, можно очень легко ошибиться. Потому что: что за батюшки такие? Священники ли это вообще? О чем они говорят? Тут можно очень легко ошибиться, не зная. Наличие черной одежды и креста на груди не означает, что перед вами реально священник. Это может быть какой-то человек, который изображает священника, а на самом деле распространяет суеверия. Я, кстати, с этим тоже встречался. Поэтому надо читать, сестра, все-таки находить время для чтения или смотреть людей, когда точно известно, что это православный священник. И «что-то рассказывает» – это, знаете, что-то тоже такое... О чем-то поговорили, да? Надо все-таки искать важные темы для духовной жизни: о покаянии, об изменении своей жизни.
«К сожалению, не всегда эта информация в голове задерживается. Вот и выявляем суетность, гнев, обиды, скверный характер, поблажки себе и прочее». Все правильно Вы описываете! Я про себя то же самое могу сказать. Тут надо не огорчаться, что информация не задерживается, а все-таки идти обычным путем изучения основ веры, изучения Евангелия, изучения своей жизни (например, проявления страстей).
Она описывает даже такой пример, что муж просит посидеть, когда он ужинает. Я думаю, что это вообще святое время, когда жена должна не в YouTube смотреть на батюшку, который непонятно о чем рассказывает, а с мужем посидеть, послужить ему, пообслуживать его все-таки. А поскольку люди современные, смотрит что-то по компьютеру, потом сама этим увлекается. Можно же сказать: «Дорогой муж, как ты провел день? Давай я тебе расскажу, как дети, еще что-то…» Ведь живое общение лучше.
Поэтому сестра и пишет: «Пост у меня совсем неудачный. Страсти меня так и борют». Сестра, если страсти борют во время поста, значит, наоборот, пост удачный. А то, что Вы по болезни (вернемся к началу разговора) что-то не смогли соблюсти, это не так страшно, как если бы человек не обращал внимания на свои страсти.
Заканчивая свое письмо, сестра пишет: «В рай хочу, цель эту выбрала, вот только не знаю, правильно иду или нет. Помогите полюбить Бога, чтобы с Богом, а куда – все равно…» Тут такие хорошие слова, и, конечно, в рамках передачи мы не сможем Вас, сестра, научить полюбить Бога, потому что это на самом деле не так просто. Это не эмоция, не просто там полюбить некий непривычный напиток или какого-то человека. Это не совсем то. У святителя Игнатия есть такая статья «О любви к Богу». Почитайте ее, братья и сестры. Там как раз и описывается, что такое «любить Бога», как любить, в чем признаки любви к Богу каждого человека, кто хочет за Ним идти.
Сестра, то, что Вы хотите в рай, это уже хорошо. Надо все-таки читать, изучать эту тему христианской жизни, в чем заключается любовь к Богу. А на самом деле, если говорить кратко, все это звучит просто. Господь как говорит? «Кто Меня любит, заповеди Мои исполнит». А если мы Евангелие не изучаем, как мы исполним то, что не знаем?
Дорогие мои, давайте будем все-таки правильно ориентироваться, читать Священное Писание, изучать основы веры, обязательно повторять это, изучать свои страсти и понимать, что три-четыре года хождения в храм пока ничего не изменят: еще недостаточно времени. Нужно настроиться на терпение, на терпеливый труд над самим собой. А взаимоотношения с детьми, с близкими – это все выстроится само по себе, когда человек начнет потихонечку меняться. Помоги нам всем Господь, братья и сестры!
Если еще у кого-то будут вопросы, прошу их высылать на адрес, указанный на экране (kanev@tv-soyuz.ru). Спаси вас Христос, дорогие братья и сестры!
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!