«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

21 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжаем разбирать ваши вопросы и письма. И вот следующее письмо от нашей телезрительницы:

«Посоветуйте, пожалуйста, как правильно подготовиться к исповеди. Никогда не исповедовалась и не причащалась. Много читаю, думаю и наблюдаю за изменениями в душе, но постоянно откладываю, так как кажется, что не готова. Хотя понимаю, откуда такие мысли».

Замечательный вопрос, правильный. И я, конечно, отвечу так, как понимаю, ориентируясь на свой опыт приходской жизни. Мне очень нравится, что женщина, наша сестра, очень вдумчиво подошла к этой теме, много читает, думает, уже начинает различать, откуда мысли о том, чтобы не ходить на исповедь, что она еще не готова. На самом деле это одно из искушений – когда христианин думает, что надо отложить поход в церковь, на исповедь, что когда-то потом  будешь готов. Мы должны понимать, что это самообман, ловушка лукавого, который говорит: «Потом, потом... На пенсии сходишь». С учетом нашего нового пенсионного возраста получается – всю жизнь не ходи?

Если человек осознал, что верит в Бога, понял, что без Церкви жить не может (причем крещен был давно и хочет пойти на исповедь), то, конечно, надо подготовиться. Но не откладывать это бесконечно, на неопределенно долгое время… Как мы читали раньше в статьях святителя Игнатия «О последовании за Христом» и «О покаянии»: откладывая покаяние, ты тем самым гневишь Бога. Это все равно что человек увидел в себе какую-то болезнь и думает: да нет, потом пойду на обследование и к хирургам, воспаленный аппендицит как-нибудь сам по себе рассосется, все будет нормально. Однако закон нашей падшей природы таков, что не будет нормально, если не лечишься. Будет только ухудшение, и можно будет умереть от этой болезни. Так же и здесь.

«Посоветуйте». Что я советую? Первое, что нужно сделать, – определиться с храмом, куда Вы хотели бы ходить. Это может быть храм поблизости, может быть просто тот, который Вам по душе. Бывает, что человек придет в храм и чувствует себя как дома, ощущает, что здесь его близкое, родное место; а в другой придет – вроде тоже православный храм, рядом находится, но почему-то ему в нем неуютно. Не надо бояться выбора, особенно когда он есть.

Потом надо выяснить, есть ли в этом храме огласительные беседы. Если есть, надо пойти и послушать их, обязательно изучить основы веры. Это правило – обязательно проверить свою веру, без этого вообще нельзя что-либо начинать в духовной жизни. Это не просто теория, это именно знание основ духовной жизни, которое столь же необходимо, как и знание правил дорожного движения, о чем я уже много раз говорил. Важно помнить, что правила веры – это своего рода «правила дорожного движения». Если хочешь идти к Богу, но веришь в Него неправильно, ты к Нему даже близко не подойдешь и не спасешься. Так что первое, что надо сделать, – это обязательно пройти огласительные беседы.

Бывает так (к сожалению, такие примеры довольно многочисленны), что огласительных бесед в храме нет. Что тогда делать человеку? Неужели он пропал? Нет. Мы с вами – образованные люди. Тем более радостно видеть, что сестра много думает, читает, это читающий человек. Стало быть, Вы можете и сами изучать основы веры. Есть «Катехизис» святителя Филарета (Дроздова), другие книги. Сейчас, например, издано огромное количество «Огласительных бесед для готовящихся к крещению». Правда, там обо всем говорится очень простенько, но все же это лучше, чем ничего. Можно прочитать толкования на Символ веры и т.д.

После того как человек изучит основы веры, необходимо понять, что такое страсти, потому что подойти к исповеди, не зная, в чем каяться, – это, мягко скажем, несерьезно. Как и где это изучать? Для этого наши церковные издательства издают книги, из которых и можно узнать, что такое страсти, как они проявляются. Да, этих книг немного, но они все же есть.

У себя на приходе уже много лет назад (в начале нулевых годов) я столкнулся с тем, что люди приходят на исповедь и реально не знают грехов. Желание поучаствовать есть, а грехов не знают. Что делать с такими людьми? Каждому посвящать час на исповеди, проводить индивидуальные огласительные беседы? Конечно, такой возможности не было и нет. С другой стороны, не каждый может специально заниматься в библиотеке. Поэтому я решил организовать специальные курсы, на которых человек может в сравнительно краткие сроки четко, емко, на современном русском языке услышать сведения об основах веры, проверить себя, правильно ли он усвоил их, потому что недостаточно просто прочитать, нужно еще, чтобы кто-то проверил тебя. Это первый блок наших бесед. И второй: вместе с нашими слушателями, желающими поучиться, мы начинаем изучать, что такое страсти, как они проявляются. Это помогает прихожанам подготовиться к исповеди и частично облегчает жизнь священнику, потому что это мучение – исповедовать людей, которые ничего не знают о грехах.

На основе творений святителя Игнатия и книги отца Иоанна (Крестьянкина) нами было создано пособие – «В помощь кающемуся». Это серьезно помогло людям сориентироваться и сейчас помогает готовиться к исповеди. Так что такие пособия есть, хотя их и немного. Если вы, например, не нашли наше пособие, если у вас нет книги отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», можно посмотреть «Нравственное богословие для мирян». Это интересный многотомник, где есть разнообразные примеры проявления грехов. Ведь проблема-то даже не в том, что человек не знает, в чем каяться, а в том, что он не умеет отличить в своих поступках, чувствах, мыслях, словах – грех это или нет. Чтобы научиться это делать, нужен пример (мы же на примерах учимся). Поэтому эти пособия необходимы. Тем более что история покаянной (исповедальной) практики в России и в других странах говорит о том, что списки грехов, по которым человек мог проверить себя, ранее существовали.

Так вот, дорогая сестра, Вам нужно поискать такую книгу (например, «Нравственное богословие для мирян») и не спеша проверить себя. Причем сделать это, вспоминая не сегодняшний или вчерашний день, а (поскольку Вы на исповеди еще не были) все, что с Вами происходило с момента крещения (если Вы крестились во взрослом возрасте) или примерно с 7-8 лет (если Вы крестились в детстве; это то время, когда ребенок уже может отвечать за себя). В наше время все происходит немножко не так, у нас и в сорок лет за себя не отвечают. Но надо попытаться вспомнить свои грехи с детства, ориентируясь на это пособие.

После того как Вы выпишете свои грехи за всю жизнь (их, конечно, будет много), нужно попросить священника того храма, куда Вы решили ходить, уделить Вам внимание. Не бойтесь, братья и сестры, так делать. Мы, священники, ориентируемся на запрос. Не потому, что мы такие плохие, а потому, что реагируем на ваши нужды. Ведь как называется наша работа? Служение. Это означает, что священник не себе служит, а тому, кто что-то просит. Часть богослужений вообще называется «требы» (то есть «требования, просьбы»).

Если, например, люди не спрашивают священника, не «требуют», не просят помочь в чем-то разобраться, тот оказывается в такой ситуации, что, по сути, как духовный руководитель не нужен. И он начинает заниматься чем угодно (мотоциклами, путешествиями, спортивными играми и т.д.). А мы потом говорим: «У нас священники бездуховные, они занимаются чем угодно, только не людьми. А мы сами-то просили их об этом? Мы сами просим, за рясу дергаем, чтобы они обратили на нас внимание? Братья и сестры, это обязательно нужно делать, потому что у нас с вами должно быть очень тесное взаимодействие, совместная работа. Служение священника невозможно без людей. Мы именно для людей служим, а не просто сами по себе в пустом храме. Чтобы такого не было, священник, конечно, будет реагировать. Если он не отреагировал, значит – надо поискать другого. И не стесняться, просить: «Я бы хотела исповедоваться за всю жизнь». Это называется «генеральная исповедь» – похоже на генеральную уборку, когда мы готовимся к какому-то важному событию и пытаемся навести порядок в нашем доме.

Исповедь может быть разная. Священник может сам взять вашу тетрадку или листок бумаги и прочитать все или попросить вас назвать грехи. Это уже технические вопросы, не имеющие принципиального значения. Важно, чтобы в этой исповеди не просто писать: «а может быть, у меня такое было», а именно (узнав о том или ином проявлении грехов по пособию) понимать, что у вас такой грех точно есть, помнить его и в нем раскаиваться. Только такие грехи и надо записывать. И когда вы подготовитесь, нужно обратиться к священнику и исповедоваться.

Затем надо попросить у него благословение на причастие. Поскольку основы веры вы уже изучили, то уже должны будете знать, что такое таинство Святого Причащения. И священник решит, идти вам на причастие или нет. С этим тоже непросто. Бывает так, что  невнимательный к себе человек говорит: «Да я всегда готов к причастию», – а на самом деле он не готов. И попробуй только священник ему скажи: «Брат (сестра), давай-ка, подготовься получше», – увидишь такую бурю эмоций! До жалоб в епархиальное управление (что уж совсем удивительно). А ведь вроде такой смиренный на вид! Или, наоборот, другая крайность, когда человеку по факту ничто не мешает причащаться, а он говорит: «Нет-нет, я недостоин, мне нельзя». Говоришь: «А почему?» Отвечает: «Я так считаю». Что значит – ты считаешь? И в первом случае, и во втором в человеке действует гордыня.

Для того чтобы мы не путались, есть точные критерии участия человека в таинстве Святого Причащения, они отнюдь не секретные. Я вам рекомендую прочитать проповедь святителя Игнатия на Великий Четверг (это том «Проповеди» в Собрании сочинений). Это замечательное произведение. В этой проповеди о Великом Четверге, о таинстве Причащения много о чем говорится, в том числе и о признаках, по которым можно определить, когда христианин может причащаться. Давайте коротко разберем.

Первое: человек, конечно, должен быть крещеным. Некрещеный человек не имеет права причащаться, он не член Церкви. Сначала он должен пройти оглашение, принять таинство Святого Крещения и только потом стать участником этого великого таинства, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Второе: он не должен быть еретиком. Это тоже очень важно. И как же может быть так, что человек христианин – и вдруг еретик? Да элементарно! Он крестился в детстве или в зрелом возрасте, но без оглашения, начитался всякой литературы еретической, которой сейчас много… Порой такой «религиозный винегрет» бывает в головах у людей! Он может считать себя христианином и одновременно верить в астрологию, колдунов, в каких-нибудь «зеленых человечков» (я имею в виду не Вооруженные Силы, а каких-нибудь инопланетян). И все это порой легко укладывается в одной голове. Или бывают такие «христиане» (каковыми они сами себя считают), которые не верят в вечную жизнь или верят в переселение душ. Это настолько часто встречающиеся вещи, что страшновато бывает. Когда начинаешь непосредственно работать с этим, вплотную с этим соприкасаться, я вам честно скажу, порой очень страшно становится. А сам-то человек думает, что он христианин!

И вот приходит такой на исповедь, а у нас же нет возможности проверять в этот момент веру человека. Придет, например, какой-нибудь поклонник Заратустры, и откуда ты об этом узнаешь? Он пришел, благочестиво постоял, что-то из грехов назвал. Священник прочитал разрешительную молитву, благословил причащаться. А по вере-то он кто? Достойно ли он причастится? Нет, конечно. И получается, что этот второй пункт очень важен. Поэтому и нужно пройти оглашение, чтобы проверить себя на знание основ веры.

Третье: человек не должен быть на епитимье. Это тоже очень важный момент. К этому люди тоже, к сожалению, относятся невнимательно. Что такое епитимья? Я думаю, мы потом это разберем подробнее (используя документы, святоотеческие сочинения). Сейчас кратко отвечаю на вопрос. Епитимья – это определенное духовное упражнение, дающееся человеку для того, чтобы он глубже покаялся, исправил свою ошибку, если такое возможно. То есть это не наказание (как мы понимаем – срок заключения), а время для духовного труда. И если, например, священник находит нужным дать христианину епитимью за грехи, то тут не надо обижаться, говорить: вот у нас отец такой-то (Федор, Василий) злой. «Я вчера с мужем поссорилась, а он сегодня не благословил меня причащаться». Таких священников, напротив, надо беречь, потому что это люди, которые очень внимательно к вам относятся.

Так вот, смотрите, что получается. Если священник говорит вам, что в такой-то срок вы должны сделать такие-то духовные дела (прочитать книгу, положить поклоны, оказать милостыню, при этом регулярно ходить на исповедь), то к этому надо отнестись так же серьезно, как к рекомендации какого-нибудь врача. И в этот момент, когда дана епитимья, причащаться человек не должен, потому что одно из условий епитимьи – человек на время отходит от таинства Евхаристии (Причастия), для того чтобы лучше подготовиться и снова начать причащаться уже с другим сердцем, с другим опытом, с другим умом. Это третий пункт – нельзя причащаться тому, кто на епитимье.

Четвертый пункт говорит о том, что не должен причащаться христианин, который совершает сейчас смертные грехи, находится под их усиленным воздействием. Это тоже очень важное понятие. Не все грехи одинаковые. Возьмем, например, страсть гнева. Я внутренне раздражился на кого-то или убил кого-то – это ведь разные вещи, очень даже разные поступки; если за первое меня никто судить не будет даже с точки зрения светского законодательства, то второе – это уголовно наказуемое преступление. Или, например, с вожделением посмотрел на женщину или сблудил – тоже разные степени греха. У каждой страсти есть грехи, которые называются смертными. Смертные они потому, что если человек в них не покается, то гарантированно пойдет в ад. Это тоже учение Церкви – нравственное учение о грехах и добродетелях.

И если христианин продолжает жить в смертных грехах, в этом тоже надо разбираться. Конкретного списка смертных грехов, к сожалению, нет, поэтому надо всякий раз  советоваться с вашим священником. Например, я регулярно слышал такую историю: церковные люди (например, певчие), живущие в блуде. Представляете? Такое может быть. И они регулярно ходят причащаться. Священник их вразумляет, потом они идут в другой храм, причащаются – и довольны. Этого безумия не должно быть! Зачем причащаться себе на погибель?

Так вот, правильное учение Церкви об участии в таинстве Святого Причащения говорит, что человек, у которого сейчас есть смертный грех, поскольку он еще живет в нем, под парами этого греха, не должен причащаться.

И пятое, очень сложно воспринимаемое многими условие: если человек не борется со всеми другими страстями (не только со смертными грехами, но вообще со страстями), он тоже не должен причащаться. Что здесь имеется в виду? Если человек, хотя и никого не убил, в блуд не впал, не делает чего-то страшного, но не борется с повседневным проявлением страстей, в этом случае он недалеко ушел от того, кто впал в какие-то откровенные смертные грехи. Это все говорится нам святителем Игнатием не для того, чтобы мы сказали: «А, ну тогда меня это не касается, я причащаться не буду», – а, наоборот, для того, чтобы взбодриться, оценить себя.

Так вот. Если эта сестра, которая написала мне это письмо, крещеная, если она изучит основы веры, будет изучать Евангелие по святоотеческим писаниям, исследовать страсти по пособиям, искренне подготовится к исповеди и у нее не будет смертных грехов (или они были, но раньше, сейчас она раскаивается в них); если она заметила в себе проявление страстей и искренне хочет бороться, то такой человек (после исповеди, конечно) по благословению священника может пойти причащаться. Он, не надеясь на свою оценку (потому что бывают крайности, когда человек сам себя оценивает слишком негативно), а именно доверяя священнику, его опыту, его решению, станет участвовать в таинствах.

И потом как раз можно увидеть, правильно ли человек поступил. Если после причастия у него на душе тихо, спокойно, он может спокойно молиться, спокойно оценивать ближних, не осуждая их, если он тих, мирен, все у него в порядке, значит – он причастился хорошо (так скажем), благополучно. А если после причастия он идет домой – и у него дома война, потому что он всех строит, или начал объедаться, или в блуд впал, или еще что-то подобное, то в этом случае мы видим отрицательные плоды: это причастие в осуждение. Тут уже теоретически не ответишь, тут надо разбираться, конкретно смотреть, чем человек нагрешил. Обычно бывает так: если после причастия у человека усилились страсти, это означает, что он в них каялся мало. Вот такой подход.

Почему так происходит? Ведь в Причастии мы принимаем не какой-то символ Христа, а реально Его Самого. И когда Бог входит в сердце человека, Он  ему  говорит: «Брат, ты Меня пригласил, а сам-то не подготовился». Ведь  как бывает, когда мы хотим пригласить каких-то важных гостей? Мы же делаем уборку, правда? Никто не оставляет кучу мусора посреди комнаты; гости пришли, а у тебя куча мусора посередине, или гора немытой посуды, или окна немытые. И гости спрашивают: «А ты точно нас приглашал? Может, мы в другой раз придем?» И Господь приходит к нам (мы Его принимаем в сердце) и говорит: «Брат, ты говоришь, что любишь Меня, а сам гору “мусора” (какую-либо страсть) оставил, не покаялся». Он нам показывает: «Ты это оставил, но это со Мной, Всемогущим Богом, несовместимо, потому что невозможно в одном сердце сохранить и стремление к Христу, и стремление к греху». И после причастия Господь обличает такие страсти. Поэтому надо быть крайне внимательными как при подготовке к таинству, так и во время литургии.

Тоже бывает горько, когда люди, готовящиеся (как они считают) к причастию, во время литургии позволяют себе ходить по храму (просто так, не по какой-то реальной потребности), шушукаться где-нибудь в углу на лавочке, быть невнимательными во время причастия, после него начать болтать. Это вещи, которые мы должны изжить из нашей жизни.

Представьте: если мы придем на прием к какому-то высокому начальнику, разве будем там сидеть и болтать? Да нет, мы будем вести себя вежливо, строго, потому что нас пригласили земные власти. А Царь Небесный для нас менее важен, что ли? Но ведь выходит-то так! Дела наши говорят, что Царь Небесный нам уже не так страшен. А ведь это очень опасно!

Так вот, получается, что первый, второй день после причастия – это очень важные дни, когда можно посмотреть: мы действительно встретились со Христом или нет? И важно выстроить этот день так, чтобы он был днем особого духовного внимания к себе. Бывает так, что невозможно закрыться; конечно, не закроешься, если ты семейный человек. Но внутри-то можно за собой следить, молиться. После причастия молиться легче, потому что Христос здесь, с тобой, не надо кричать, звать Его. После причастия человеку легче бороться, когда у него не то что страсти проявляются так, что он уже не осознает себя, а когда именно легкое раздражение, увлекся какими-то разговорами дома, еще чем-то, начал унывать, запечалился немножко... Теперь это легче побороть, если тут же начать молиться, потому что Христос-то еще с тобой, ты Его еще не выгнал окончательно из своего сердца.

Это очень важная практика, братья и сестры, чтобы нам понять, что не так. Надо быть крайне внимательными. И за трапезой смотреть, чтобы не объесться. Тем более если эта непонятная мне практика, когда после причастия христианин пошел баловаться алкоголем (или еще что-нибудь). Это вообще странно. Зачем тогда причащался?  Готовился к Пасхе, а потом, в  праздник, напился и вообще все растерял, нагрешил. Это признаки того, что грех в нашей жизни, в нашем сердце действует сильнее, чем стремление к спасению.

Дорогая сестра, спасибо Вам за очень хороший вопрос. Он заканчивается еще следующим вопросом: «Можно ли прийти на первую исповедь к Вам (то есть ко мне) Если Вы живете в Екатеринбурге, то я в первую очередь приглашаю Вас сначала пройти наши курсы. Если Вы их пройдете, а потом захотите пообщаться, конечно, мы пообщаемся, потому что мы никому не отказываем.

Спасибо вам, братья и сестры, за интересные вопросы, которые позволяют более внимательно отнестись к святоотеческому учению, снова вспомнить основы нашей веры и нравственной жизни. Если у кого-то будут еще вопросы, если что-то непонятно (например, если я отвечаю слишком невнятно), то прошу вас писать на нашу почту. Бог даст, разберемся и ответим на ваши вопросы.

Желаю всем вам, братья и сестры, Божией помощи. Помоги нам Господь!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы