Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Итак, следующий вопрос от нашего зрителя: «Дурные помыслы – это страсти? И как от помыслов избавиться?» Получается, два вопроса.
Давайте разбираться, что такое страсти, откуда они взялись в человеке? Для этого надо вспомнить об Адаме, о том, как Господь его сотворил и каким он был до грехопадения. Если мы откроем первые главы Библии, увидим, как Господь творит мир для Адама и как творит Адама. И в Адаме нет никакого зла, он совершенно добрый (если так просто говорить). Но кроме естественной доброты, в которой он создан, у него еще есть внутренние душевные силы. Эти силы называются силами добродетели. Это не просто – пошел и сделал доброе дело, а это желание расти дальше, двигаться к Богу.
Бог сотворил Адама не то что абсолютно совершенным (такого не бывает, абсолютно совершенный только Сам Бог), Адам должен был все-таки пройти путь совершенствования. Но по сравнению с нами Адам был совершенным человеком. В нем не было зла, не было греха до того момента, пока он Бога не предал. И силы добродетели (реальные силы) подвигали его, он хотел быть с Богом дальше, стремился сохранить свою чистоту. После грехопадения эти внутренние душевные силы изменились. Они остались, но направление их изменилось: с «плюса» на «минус», с «белого» на «черное».
И получается так, что добродетели, которые были заложены в Адаме, стали страстями. Была у него умеренность – стала чревоугодием; было целомудрие, но стало блудом; была любовь – стала гордостью и так далее. Все страсти, которые в нас есть, – это внутренние позывы, внутренняя сила, что тянут человека к греху. Поэтому вся аскетика, вся духовная жизнь христианина, нравственное учение святых отцов Церкви о том, чтобы уменьшить эту силу в себе, не дать ей проявляться и с Божией помощью восстанавливать, заменять ее на добродетели. Как говорится в Священном Писании: «Не сотвори зла, но сотвори благо». К этому мы и должны идти.
Так вот, с чем можно сравнить эти страсти, эту силу? Можно сказать: «Да мы ее в себе не чувствуем!» Конечно, мы ее не чувствуем, потому что еще не разбирались в этом вопросе и еще плохо себя знаем. Представьте, например, некий подвал, в котором хранятся пороховые бочки, и каждая бочка – это какая-либо отдельная страсть. Следует сказать, что у каждого человека в сердце (сердце – это, образно говоря, такой подвал) есть полный набор этих самых «бочек». Не надо думать, что если сегодня меня не мучит какая-то страсть (например, сребролюбия), то у меня ее нет. У каждого все есть, мы рождаемся с полным таким «боекомплектом». И лукавому нужно взорвать эту «бочку из подвала», чтобы эта взрывная сила, пары этого взорвавшегося «пороха» отравили нам жизнь – и мы сделали какой-то грех, исполнили эту страсть.
Получается, что страсть – это сила греха, которая сидит в человеке. Грехи – это то, как эта страсть проявляется. Грехов достаточно много, но они не в хаосе, они относятся к той или иной страсти. Эти грехи часто бывают между страстями взаимосвязаны, но их все равно можно определить к той или иной страсти.
И смотрите, как строится духовная жизнь, как лукавый пытается бороться с человеком. Ему нужно, чтобы мы не просто впали в какую-то духовную грязь, а чтобы сами захотели этого. А как сделать, чтобы человек сам захотел грешить? Особенно если он уже пытается бороться. Как это действует, работает? Работает это таким образом: Господь нам дал ум; в каждом человеке есть ум, есть сердце. Под сердцем понимается центр души человека, где рождаются его чувства. И когда у нас что-то закипает внутри, мы можем сказать: «Да, вот где-то здесь (в области сердца) у нас что-то закипает». Похвалят нас, и сладость тщеславия тоже ощущается где-то здесь, в районе, который почти совпадает с нашим физиологическим сердцем. Там как раз и хранятся все страсти – все эти «бочки с порохом, ядом», с этими страшными «реагентами».
И лукавому нужно сделать так, чтобы я сам захотел эту «бочку» поджечь. Для этого ему нужно захватить наш ум, и это делается через помысел. Что такое помысел? Даже в современном русском языке есть слово «помыслил», то есть «подумал». Тогда помысел – это мысль. Наш ум схватывает ложную мысль, не оценивает ее как хорошую или плохую, начинает ее обдумывать, начинает потихонечку вживаться в эту мысль. Эта мысль падает в сердце, потому что у нас все взаимосвязано, все, что мы думаем, мы обязательно прочувствуем (у нас это все связанный механизм). Соответственно, эта греховная мысль попадает в «подвал» как какая-то горящая стрела (зажигательная пуля), и страсть взрывается, мы делаем какие-то глупости, безобразия, а потом думаем: «Да неужели это я сделал?» Вот пожалуйста: ум помрачен этим туманом, этим дымом, осколки во все стороны, все пострадали. А кто виноват? А виноват и лукавый, который предложил мне эту мысль, и я сам, потому что ее принял и развил.
Давайте разбираться дальше: почему наш ум ловит эти мысли? Мы с вами (вообще все люди на земле) – духовно-телесные существа. Мы так сотворены. С одной стороны, мы представляем мир материальный, у нас есть тело, вся наша физиология похожа на весь биологический мир здесь, на земле; в нас те же химические элементы, происходят те же процессы биологического, биохимического обмена. Но мы отличаемся от всего животного мира тем, что у нас есть бессмертная душа. Мы устроены по-другому, чем все животные в мире.
И наша бессмертная душа была устроена Богом таким образом, что Адам мог спокойно общаться с ангельским миром, мог общаться с Богом. Даже в Священном Писании говорится, что он видел Его в раю. То есть это было совсем другое качество общения с духовным миром, чем сейчас у нас. Эта способность воспринимать духовный мир сохранилась у человека и после грехопадения, несмотря на то, что он весь изменился. Но изменилось наше окружение: если раньше в раю Адам беседовал с ангелами и был недалеко от Бога, то сейчас мы (все люди) находимся в области страданий, греха, зла, потому что земля изменилась, изменилось окружение. То место, где раньше был рай, стало «тюрьмой особого назначения», где мы и пребываем.
Соответственно, какие духовные существа обитают вокруг нас? Нетрудно догадаться, что это вряд ли райские жители. Понятно, что это падшие ангелы. А раз у нас осталась способность воспринимать духовный мир, то мы и ловим эти мысли, не напрягаясь, хотя и делаем это неосознанно... Как в сотовом телефоне (сразу прошу прощения у людей, которые в этом разбираются, я не инженер и тонкостей не знаю; знаю только примерно, как это работает) есть некоторая антенна, которая ловит волны, невидимые нашему глазу, уху, нашим чувствам; идет сигнал – и срабатывает входящий звонок.
Так же и здесь. Лукавый (он же тоже духовное существо, несмотря на то, что падшее; природа-то духовная у него осталась) может направлять нам эти мысли в ум; не все мысли мы придумываем сами. Если себя проанализировать, посмотреть, то мы думаем то об одном, то о другом – весь наш ум занят какой-то мыслительной шелухой. И эту шелуху, эту мыслительную суету отчасти создает лукавый этими помыслами. Он бросает эти помыслы, чтобы нас зацепить. А он же нас хорошо знает. Он знает, кто мой папа, кто мой дедушка, кто прадедушка. Я прапрадедушку не знаю, а он-то хорошо знает; он же неумирающее существо, он хорошо знает наши особенности. Например, если в семье есть склонности к каким-то грехам, то понятно, что если дедушка был гневный или гордый человек и папа такой же, то и сын, и внуки будут очень похожи на них. Лукавый знает наши семейные и личные слабости, и он запускает соответствующую мысль. Если мы не контролируем себя, не следим за умом, то можем очень легко обнаружить эту мысль в себе, по наивности принять ее за свою и начать ее развивать. Святые отцы определяют целый процесс – как это происходит: мысль сначала принимается человеком, сослагается с ним (то есть принимается как своя), обдумывается, потом идет ее прочувствование – и уже рождается греховное желание, взрыв страсти и исполнение того или иного греха.
Поэтому дурные помыслы – это не страсти, но это, скажем так, посылки лукавого, чтобы ту или иную страсть поднять и взорвать в нас. То есть помыслы – это не сами страсти, а только те мыслительные стрелы, которые должны эту страсть поднять, взорвать.
Можно подумать: а знает ли лукавый наш ум, может ли его читать? Святоотеческое учение говорит, что лукавый не знает, о чем мы думаем. Но мы такие несложные существа, что нетрудно предположить, о чем мы думаем. Например, человек взгрустнул – у него вид как у мальчика Пьеро. Ему весело – он улыбается. То есть наш внутренний мир на лице написан, и я думаю, что лукавому не составляет труда это узнать. А если человек следит за собой? Тогда лукавый действует таким образом. Раз он не знает, что сейчас у человека внутри, тогда он посылает целую серию каких-то помыслов.
У одного из святых отцов древности описан такой эпизод. В древности очень дорого стоила металлическая посуда, металл был дорогой. Было время, когда в Египте железо было дороже, чем золото. Воришки, заходя в дома, пытались найти металлическую посуду. Как они это делали? Света нет, фонарика нет, зажигать лампадку нельзя, потому что могут увидеть хозяева, соседи или сторож. И эти воришки брали в сумку крупный песок, заходили в темное помещение, где, как предполагали, есть какие-то ценности, и начинали рассеивать этот песок. Понятно, что если песчинка падает на ткань, звука нет, если стукнется о дерево – звук один (глухой), а если о металл – звонкий звук. И вот они рассеивают песок по всей комнате вслепую. И слышат, когда идет нужный звук, находят так посуду или какой-то бытовой элемент, который можно украсть.
Так же и лукавый. Он не знает, что мы думаем, но рассеивает помыслы. И он видит: попались; человек изменился, начал задумываться, что-то уже делать не так. И тот начинает подбрасывать, подбрасывать... А дальше человек уже начинает сам желать греха и делать его. И, соответственно, нести ответственность за этот поступок.
Итак, мы выяснили, что страсти – это силы греха, заложенные в нас вследствие грехопадения; помыслы – это только мысли, которые должны родить, поднять, взорвать в нас эту страсть.
И следующий вопрос: «Как от помыслов избавиться?» Избавиться от помыслов у нас не получится. Давайте сразу будем трезвыми, будем понимать, что мы находимся в области борьбы и должны получать опыт борьбы. И мечтать о том, что, походив несколько лет в храм, избавишься от помыслов, не получится, потому что есть условия борьбы. Это все равно что попасть на фронт и говорить: «Что сделать, чтобы пули не летали? Когда мир наступит?» А до мира еще далеко.
Что делать? Конечно, есть опыт Церкви по борьбе с помыслами, и понятно, что человек новоначальный от помыслов избавиться не может. По крайней мере, не от помыслов вообще, а от зависимости от помыслов, от того, чтобы эти помыслы не пробуждали в нем те или иные грехи, не поднимали те или иные страсти. Но это не так безнадежно, как звучит. Все-таки надо трудиться.
Что делать? Братья и сестры, путь такой: если человек начинает изучать страсти и грехи (как они в нем конкретно проявляются), то со временем он начинает отличать, что тот или иной поступок относится к той или иной страсти, и начинает раскаиваться, желать избавиться от этого. В прошлых передачах мы говорили о том, что есть три условия истинного покаяния: видение греха (когда человек изучает эти страсти в себе), раскаяние (не равнодушное наблюдение за своими грехами, а именно раскаяние, чтобы было покаянное чувство) и желание исправляться, бороться. И если человек от года к году начинает терпеливо трудиться, то со временем начинает замечать, как проявляются сначала грубые страсти (грубые грехи); потом он начинает замечать, как в нем проявляются греховные чувства; а со временем начинает различать мысли. Раз ты уже знаешь, что хорошо и что плохо, то на уровне мысли это тоже приходит со временем. Опытному человеку легко отличить, благой помысел или коварный.
Что еще нужно для этого? Для этого еще нужна молитва. Мы как-то уже говорили, но еще повторим (и я думаю, повторим много раз, потому что это важно – повторять важные, нужные вещи), что нам нужно бороться за свой ум. Это делается с помощью молитвы. Это тема Иисусовой молитвы, тема внутреннего делания, которая касается не только людей, живущих в монастыре, а вообще всех людей; и мирян тоже касается. Если мы хотим бороться с помыслами, надо эту тему изучать.
Смотрите, в чем суть. У нашего ума внимание только одно. Где наше внимание, там наш ум. Если мы, например, находимся в мечтаниях, наш ум там. То есть я сейчас не анализирую свое нравственное состояние, свое сердце, свои чувства. Я мечтаю неизвестно о чем (об отпуске, о пенсии, об урожае, о чем угодно), а не думаю, что я сейчас говорю, что сейчас кипит в моем сердце, какие там чувства.
Молитва позволяет человеку сосредоточиться на себе, именно находиться в себе самом. Человек молится, и он в себе сосредоточен. В этот момент лукавому очень трудно украсть внимание. Но он это будет делать обязательно. Сколько раз человек говорит: «Вот сейчас я внимательно помолюсь». Пытается, а у него ничего не получается. Это нормальный процесс, процесс борьбы. Не надо отчаиваться, а терпеливо снова трудиться дальше, потому что путь умного делания непростой. Но это не означает, что этой темой не надо вообще заниматься.
С этим еще связан вопрос меры ответственности по принятию помыслов. Особенно у аввы Дорофея можно почитать о том, как развиваются эти помыслы. Наиболее ярко он об этом говорит на примере страсти гнева. Когда принимается только помысел, с ним бороться легче, чем когда человек уже принял греховные чувства. А где наступает мера ответственности за принятие помыслов? Смотрите, дорогие мои. От нашего ума (этой некоей антенночки, этого «сотового телефона») не зависит, принять или не принять сигнал (сотовый телефон всегда находится на связи, если он не отключен)...
Вот наши уши – мы их не можем отключить. Мы слышим, как соседи воюют, выясняют друг с другом, кто кого больше любит, с трехэтажными «выражениями любви». И ты не можешь это не слышать. Глаза можно отвести, можно что-то не вкусить (не попробовать на вкус), а уши не отключишь. Так вот, ум тоже не отключишь. И получается, от нас не зависит, принять или не принять помысел. Но от нас зависит, начинаем ли мы это раскручивать в себе, начинаем ли это принимать и рассматривать или нет.
Если человек осознал грех (например, пришла мысль осудить кого-то – начальника или товарища, но он тут же выгнал ее: «Да я сам хуже его»), то в этом случае греха даже нет. То есть пришел враг – ты его отогнал. Чтобы вы понимали, что на исповедь не надо нести всю массу греховных помыслов, которые есть. На исповедь выносятся (я бы рекомендовал так делать) те помыслы, которые очень долго и настойчиво пытаются тебя подловить, и ты увлекаешься ими, мучаешься. Бывает же такое, что день-два мучаешься одними и теми же помыслами (обиды, например). Вот зацепила какая-нибудь страсть (они все такие липучие), и человек не может, как от репейника, от этого избавиться: только оторвал, она снова и снова липнет.
Что в этом случае делать? Да, в этом случае надо прийти на исповедь, потому что лукавый с помощью этих помыслов поймал какую-то твою слабость, держит тебя на крючке и периодически начинает дергать. Когда помыслы пришли, а ты тут же, помолившись, раскаялся и отогнал их (раскаяние – это универсальный способ получить прощение за свои грехи, в том числе избавиться от помыслов, от их воздействия), еще нет твоей ответственности. Ты не виноват, что эта болячка появилась у тебя в уме. Но если тут же раскаяться и молитвой отогнать помысел, убрав внимание с помысла на молитву, то в этом случае ответственности у христианина нет, потому что он борется.
Иной раз, когда я рассказываю эту тему прихожанам, сравниваю борьбу с помыслами (с самым началом греха) с действиями пограничника. Представьте: военнослужащий, пограничник стоит на границе и видит, что через границу начинает идти вражеское войско. Что он делает? Звонит и поднимает тревогу. Войска приходят и выгоняют врагов со своей территории. В этом случае он молодец или проигравший? Мы все говорим: «Он герой». Потому что поступок действительно геройский, человек выполнил свой воинский долг. А если этот человек, стоя на посту и увидев вражеское войско, ничего не делает и сдается в плен? В этом случае мы говорим, что он поступил неправильно, это преступление, он предатель.
Так вот, если христианин, осознав, что пришел помысел (он еще не пересек границу, в сердце еще не влез, чувства еще не родились, только ум осознал, увидел, как пограничник, что враг у ворот), начинает тут же призывать Бога как самого главного Руководителя и Помощника (и Господь помогает ему избавиться), то в этом случае такой человек – герой. Он не предатель или грешник. То есть человек поступил правильно, так и нужно делать.
А если человек увидел эти помыслы, ничего не делает и потом начинает грешить, в этом случае получается, что он ответственен за то, что в нем есть процесс роста этого греха (принятие, обдумывание, принятие как своего, желание и появление того или иного греха).
Дорогие мои, так получилось, что вопрос вроде бы короткий, но глубокий. И то, что я вам нарисовал, – буквально поверхностные вещи. Если глубоко разбираться, то это все гораздо глубже, серьезнее. То, что особенно касается помыслов. Но бороться с этим надо и рассматривать это надо. Особенно это касается тех людей, которые уже давно в Церкви и замечают, что каких-то внешних проявлений грехов у них очень мало и они бывают редко. Такой человек думает: «А что делать? С чем идти на исповедь?» Вот «проблема»: не с чем на исповедь сходить! Обратите внимание на чувства. Это значит, что вы просто не обращаете внимание на свое внутреннее состояние, судите внешне. Обратите внимание на внутреннее, и тогда будет понятно, что у нас есть обширнейшая область борьбы, когда мы начинаем смотреть за своим сердцем, своими чувствами, за своим умом. И мы поймем, что на самом деле без Бога мы ничего не можем.
Спасибо зрителю за такой обстоятельный и интересный вопрос, который нам позволяет немножко увидеть духовную борьбу с помыслами, страстями. Еще раз приглашаю вас, братья и сестры (у кого есть желание), писать на электронную почту. Бог даст, мы рассмотрим эти вопросы.
Помоги вам Господь, дорогие братья и сестры!
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!