«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. О покаянии

17 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вот уже в течение многих передач мы изучаем статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии». Это «Аскетические опыты», том I. Один из наших зрителей прислал письмо, в котором делится своими недоумениями. Прочитав это письмо, я очень удивился. В чем суть? Цель нашего цикла – попробовать перевести на доступный язык то, что пишет святитель Игнатий языком, безусловно, святым и хотя и близким к нам по грамматике, но далеко не близким по духовной жизни, потому что мы – немощные люди.  Я думал, это происходит примерно так: вы открываете первый том сочинений святителя Игнатия, и мы с вами вместе его читаем.

А оказалось, что какие-то удивительные люди, которые готовили новое издание Полного собрания сочинений святителя, статью «О покаянии» из первого тома убрали. И читатель недоумевает. Это действительно вызывает недоумение. Мы постоянно говорим в наших передачах, что тема покаяния непопулярна, она часто забывается христианами, для многих эта тема порой бывает как красная тряпка для быка. Оказывается, это действительно правда, которую данный факт подтверждает. Оказывается, есть издательство (причем наше же, православное), которое эту статью почему-то просто убирает отсюда или помещает в другие тома. С какой целью это делается – большой вопрос. Я не знаю. У меня нет знакомых, работающих в издательствах, и ответить на этот вопрос я не могу. Вы спрашиваете, почему так. Я не знаю. Могу только предположить, что даже само слово «покаяние» уже, видимо, кому-то помешало.

Почему расположение данной статьи в книгах святителя Игнатия именно такое? Он сам пишет в письмах, что в последние годы жизни те статьи, которые написаны ранее, он сам располагал по порядку. Статья «О покаянии» стоит в этой книге на втором месте, куда он сам ее и поставил. А какой-то человек (надеюсь, ошибающийся) почему-то берет и задумку святителя Игнатия о том, что эта статья должна быть именно здесь, произвольно меняет. Чем это можно оправдать, кроме ненависти к покаянию? Зачем поправлять святителя Игнатия? Издатель убирает эту статью в какое-то другое место – может, не увидят. Я не знаю, в чем причина, братья и сестры. Это очень тревожный сигнал.

Поэтому давайте будем внимательны. Если у вас Полное собрание сочинений, постарайтесь поискать, где эта статья все-таки есть. Может быть, ее не совсем удалили. Видимо, идем к тому, что потом о таких названиях мы даже не вспомним. Очень жаль! Тем не менее давайте попробуем найти. Она есть в Интернете, в старых изданиях (как у меня). Я даже не предполагал (еще раз скажу), что может произойти такой «финт».

Мы закончили на словах святителя Игнатия о том, в чем проявляется действие благодати: в том, что Господь призывает нас к покаянию. Когда это бывает практически? Когда человек начинает думать о том, что он – грешник, начинает хотеть каяться, видит безмерное количество своих грехов, как они нагло проявляются, понимает, как страшно он жил раньше. В нем начинает проявляться страх Божий, страх смерти – такой хороший, важный, нужный (хотя и страшно некомфортный), необходимый для того, чтобы человек начал понимать, что надо менять свою жизнь. Это все – действие благодати.

Святитель Игнатий дальше пишет: Бог видит твои согрешения: Он долготерпеливо взирает на согрешения, совершаемые тобою под взорами Его, на цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя. Представляете? Ведь наш Бог – Всемогущий, Всеведущий. Мы верим во Всемогущего Господа, Который очень хорошо знает нас. Мы часто думаем о себе, что хорошо себя знаем. На самом деле это далеко не так. А вот Господь очень хорошо видит нас: как мы живем, что думаем, что чувствуем. Он же Вездесущий! Мы видим Господа Вездесущего, то есть Он находится везде. Нет такого места на земле, где не было бы Господа нашего.

И вот как говорит святитель Игнатий: Бог видит твои согрешения. Он долготерпеливо взирает на согрешения, совершенные тобою под взорами Его, на цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя. Как важно нам это осознавать! Ведь наиболее мерзкие грехи мы делаем, думая, что нас никто не видит. Мы по-разному себя ведем: в храме благочестиво (как понимаем это слово), дома с ближними можем вести себя иначе, а когда нас никто не видит (как мы думаем), можем вести себя еще совсем по-другому. Но получается, что одни-то мы никогда и не бываем, Господь нас всегда видит. И когда придут помыслы или желание греха, как было бы замечательно, если бы мы помнили, что нас видят. Но мы, к сожалению, это забываем в силу своей рассеянности. А если бы мы, например, собрались сделать какой-то грех и вдруг вспомнили, что нас сейчас видят, осознали бы, что за нами наблюдает кто-то из людей, то ведь мы же греха не совершили бы! Или если вдруг к нам в гости приходит священник или близкий, дорогой человек, мы же наверняка ведем себя совсем по-другому, чем если бы их рядом с нами не было.

Так вот, Господь терпеливо взирает на согрешения наши, на цепь согрешений, из которых сложилась наша жизнь. Замечательные слова! Так и есть. Неправильно думать, что у нас только один какой-то грех (знаете, как на исповеди бывает: люди невнимательные или по уму пока неспособные за собой наблюдать каются в одном-двух грехах, которые нашли у себя за неделю, да и то с большим трудом)... На самом деле, если всерьез к себе обратиться, внимательно понаблюдать за собой, можно увидеть поток грехов. Пусть не все они выражаются в виде каких-то ярких, тяжких прегрешений. А чувства? Мы же обсуждали с вами, что чувства так же напитывают страсть, как и сделанный грех; пусть не так ярко, но тоже напитывают. И какая разница: потонуть человеку с камнем или с мешком песка на шее? Результат-то один и тот же – не всплывешь. Камень – это тяжкий, смертный грех, а в мешке с песком каждая песчинка – это маленький грешок. Но результат-то ведь один и тот же: наберешь, и вес будет очень серьезный.

Именно так и происходит в духовной жизни. Если мы будем наблюдать за собой, то увидим, что часто один какой-то мелкий грех порождает цепь других: стоит человеку принять какой-то греховный помысел, как в нем рождаются соответствующие чувства, а потом и действия; особенно опасно осуждение, в которое вовлекаются несколько человек во время всевозможных разговоров, сплетен и т.п. Вроде бы событие одно, а реально получается – цепь грехов. Поэтому здесь очень красиво и справедливо написано.

Так вот, Господь все видит и терпеливо ждет. Чего же Он ждет? Он ожидает твоего покаяния, и вместе предоставляет твоему свободному произволению (выбору) избрание спасения или погибели твоих. Смотрите, какие глубокие и серьезные слова! Оказывается, спасение или погибель выбирает сам человек. Знаете, бывает, что взрослые люди приходят в храм и говорят: «Пускай дети станут лучше, а я как-нибудь. Ладно, ад так ад, мне уже поздно». Так получается, ты сам выбрал не рай, а ад. Ты так себя ненавидишь, что сам собрался в ад себя отправить? Нет ведь, это просто пустые слова. Или проявление того, что человек верит во Христа неправильно, не по-православному.

Господь ожидает нашего покаяния, но в то же время предоставляет нам свободу, не насилует нашу волю. Мысли о покаянии, чувство сожаления свидетельствуют о том, что у человека просыпается совесть; Бог таким образом пробуждает человека, но ни к чему не принуждает. Оказывается, в нашей воле заглушить совесть, сделать ее молчащей. Она никуда не пропадает, потому что это свойство человеческого естества. Но она просто не работает (как бывает отключена функция в каком-то аппарате). А как мы отключаем совесть? Регулярным грехом. Не слушаем свою совесть, и ее голос становится тихим, незаметным, а потом она уже просто перестает работать, отключается. И человек становится каким? Бессовестным. Мы говорим: «Вот какой бессовестный!» А такими бессовестными по большому счету в той или иной мере являемся мы все, поскольку постоянно согрешаем, и наша совесть нам не подсказывает: ты тут не прав, ты принял не те чувства, не то сказал, осудил, принял какую-то грязь в свое сердце. Не говорит. Значит, наша совесть не настроена.

Но это не означает, что голос совести не восстановится, если человек начнет каяться, тренироваться в этом, если не будет сдаваться, будет смирять свою плоть. Мы духовно-телесные существа. Если человек начинает приводить в порядок тело, разумно ограничивать себя, это обязательно будет влиять и на душу. И на ум будет влиять, и на совесть – она начнет просыпаться, потому что ум будет лучше работать. Поэтому то, что у нас совесть убита, – это не окончательный диагноз. Она заглохла, «отключена», но может восстановиться, если человек будет над собой работать. Избрание спасения или погибели – зависит от человека. Удивительные, глубокие слова!

И благостию и долготерпением Божиими ты злоупотребляешь! – говорит святитель Игнатий, обращаясь ко всем нам. Почему злоупотребляешь? Потому что долготерпение не означает, что у него нет конца. Когда наступает конец долготерпению Божию? Почему Бог терпит нас не бесконечно? Во-первых, когда человек любит зло и делает зло, он становится все более злым, все более страстным, греховным. Если это не остановить, человек вообще превращается в беса, получается бесочеловек, в нем уже не будет никакого просвета. Почему так? Потому что страсть имеет такое свойство – у нее нет такого предела, когда она насыщается и больше не растет. Это такой сорняк, который растет всегда. Страсть не может удовлетвориться. Если человек удовлетворяет свою страсть от года к году, от десятилетия к десятилетию, он сам по себе никогда не станет лучше. Наоборот, он становится все хуже и хуже.

Я десять лет служил в доме престарелых (в пансионате «Семь ключей») и мог видеть, как у немощных стариков, которые уже не могут ходить, очень ярко проявляется, например, блудная страсть. Или когда люди престарелые, лежащие почти на смертном одре, начинают из-за какой-то ерунды чуть ли не драться старческими палками, на которые опираются, когда еле-еле ходят. Эти страсти никуда не деваются с возрастом, они только укореняются. Они могут приобретать другую форму, но все равно остаются.

Господь долготерпелив, но если человек будет злоупотреблять этим терпением, то произойдет то, о чем мы говорили: неожиданная смерть прервет жизнь такого человека, который не хочет спасаться, бороться с грехами, не хочет изживать их, менять образ жизни.

Вот какое слово: «злоупотребление» – употребление во зло. Оказывается, что даже такой дар Божий, как Его терпение, когда Он терпит нас (по любви, конечно), человек может использовать себе во зло (почему и называется «зло-употребление»). Как мы обычно говорим? Злоупотребил спиртными напитками, злоупотребил пищей (человек объелся, пыхтит еле-еле), злоупотребил деньгами, какими-то благами, то есть употребил во зло. Ведь пища – хороша, необходима, если есть умеренно; однако если делать это чрезмерно, то получается злоупотребление. Так же и дар Божий: им можно не воспользоваться или же, пользуясь даром долготерпения Божия, употребить его себе во зло.  

Нет в тебе исправления! – пишет святитель Игнатий. Эти слова, братья и сестры, надо понимать правильно. В прошлой передаче я говорил о самоукорении как о духовном инструменте, когда человек не перед людьми говорит, что он грешник, а сам себе говорит: «Я грешник. Господи, помилуй меня! Нет во мне исправления». Это нужно говорить с надеждой на милость Божию, а не так, что раз все равно нет исправления, то человек и ручки сложил: «Нет исправления; я тону, и все; буду захлебываться». Нет, братья и сестры, это неправильное отношение. Эти слова нужны не для того, чтобы опускать руки, а для опыта самоукорения.

Это нужно еще для того, чтобы бороться с гордыней, потому что эта страсть сразу поднимет голову, как только человек получит хотя бы небольшой успех в духовной жизни. Фарисей, о котором Господь говорит в евангельской притче, с точки зрения обычной человеческой нравственности хороший человек, ничего плохого не делает. При этом он знает, что он хороший человек, но видит, что вокруг плохие. Это гордыня, тщеславие. Чтобы этого не было, христианин говорит себе: «Это я плохой, а все остальные – хорошие». Даже если видишь греховные поступки, проявление страстей у другого человека, все равно говоришь: «Да я хуже. Он, может быть, один раз согрешил на виду у всех, а я постоянно тайно грешу, и Бог видит меня». Это самоукорение необходимо для того, чтобы мы не превозносились, не осуждали, не думали, что нечто из себя представляем. Эти слова нужны не для того, чтобы вы закрыли книгу и перестали смотреть телеканал «Союз», а для того, чтобы приняли этот опыт для себя, сделали его своим.

Нет в тебе исправления! – пишет святитель Игнатий. – Нерадение твое усиливается! Еще один оттенок духовной жизни. Христианин, искренне трудящийся над собой, не видит себя исправляющимся, потому что, перестав следить за другими людьми и начав следить за собой, он начинает видеть, сколько в нем грязи. Сколько этой грязи проявляется в виде мыслей, чувств, каких-то оттенков этих чувств и страстей, в виде того, что он по рассеянности совершил какой-то грех, а затем увлекся той или иной страстью. Сколько всего этого! Просто какое-то огромное болото сидит в нашем сердце. Получается, что чем ближе человек ко Христу, тем больше несовершенства он в себе видит. Но скажу еще раз: нужна надежда на милость Божию.

Еще пример. Когда человек идет из темноты на свет, то чем ближе он входит в зону освещенности, тем лучше видит себя, состояние своей одежды. А если еще и зеркало впереди, так он увидит, какая у него грязная физиономия. Чем ближе человек к Богу, тем менее достойным и святым он видит себя; напротив, искренне видит свое ничтожество, нищету, свое падение. Здесь только и начинается исполнение заповеди блаженств: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Вот где начинается блаженство нищеты духовной – когда человек реально видит, что он вообще никто, земляной червяк, что ничего доброго в нем нет.

И другая сторона – когда человек видит себя исправившимся. Когда он говорит: «Я исправился», – это значит, что человек находится в огромной опасности! Как это ты исправился? Безумие какое! Это, наоборот, страсть гордыни сейчас в тебе поднялась. Даже если Бог в чем-то и исправил, то зачем сообщать об этом другим? Так что слова «нет в тебе исправления» очень важны, они отражают духовную правду борьбы человека с собой, со своими грехами, которую святитель Игнатий тоже прошел, знает ее хорошо. Поэтому он и говорит: «Нет в тебе исправления».

Нерадение твое усиливается! Усиливается в тебе пренебрежение и к Богу, и к твоей собственной вечной участи! Да, правильно, мы часто забываем об этом. Забываем, кто мы, как грешим, забываем, для чего вообще живем (помните статью, с которой мы начали: «О последовании Господу Иисусу Христу»?) Человек об этом забывает. Как ему быть? Как спасаться? Поэтому святитель и напоминает нам, что мы часто бываем равнодушны к своей вечной участи.

Ты заботишься, – пишет святитель Игнатий дальше, – только об умножении грехов твоих, прилагаешь к прежним согрешениям согрешения новые и сугубые! Мы можем сказать: «Вот как он нас бьет!» Да не бьет, братья и сестры. На самом деле святитель Игнатий – человек очень любящий, и эта правда, которую он пишет, живительная, для нас нужная. Если мы не будем отбрасывать эти слова, а, наоборот, подумаем о них, признаем в них правду, то начнем оздоровляться. Ведь в этих словах он говорит нам: ты же погибаешь, стоишь на краю пропасти, опомнись, брат, шагни назад, туда, где нет опасности, повернись к Богу. А если мы не думаем об этом, говорим: «Нет-нет, не надо нам этих слов, они вводят нас в уныние»? А почему? Они и лукавого вводят в уныние, братья и сестры. А он уже делится с нами этим ощущением, чтобы мы закрыли уши, закрыли глаза, выбросили эту книжку (или подобную ей) и вообще перестали думать о том, что нам нужно спасаться. Обязательно нужно, братья и сестры, эти слова читать, думать о них и применять к себе. Если мы это не будем применять к себе, не будем анализировать (а как я отношусь к этим словам? относятся ли они ко мне?), тогда мы очень легко можем заблудиться.

По жестокости твоей, – цитирует святитель Игнатий слова апостола Павла, – по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (день гнева – это Страшный Суд), который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое (Рим.2, 59) .

Давайте разберем эти слова и закончим читать эту статью святителя Игнатия (наша передача как раз подходит к концу, и в следующей мы начнем отвечать на те вопросы, которые вы прислали). Мы видим, что эта цитата из Апостола выражает все те слова, которые святитель написал нам о покаянии, что это он не сам выдумал, на самом деле это есть и в Священном Писании.

Так вот, апостол Павел пишет, что по упорству твоему и непокаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева. Видите, опять говорится о свободе, о том, что мы сами это делаем. Вот мы всё говорим: «Бог наказал нас». Так получается, что ты сам выбрал себе это наказание. Сам человек своими грехами, выбором направления жизни выбирает себе наказание.

Собираешь на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его. Это, братья и сестры, тоже не надо забывать. Ведь Бог судит нас не по словам только, а прежде всего по делам. Мы можем много говорить, что хотим спасаться, что мы верующие люди, христиане, хотим что-то с собой делать. А если ничего не делаем и Бог прекрасно это видит (что мы поговорили хорошо, а ничего в нашей жизни не происходит, не меняется), тогда получается, что судить нас Он будет еще строже. Ладно бы человек ничего не знал о Страшном Суде. Но ведь мы-то знаем!

Так вот, каждому воздаст по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия... Я понимаю, что сейчас мы воспринимаем эти слова немножко не так, не с тем значением, которое вложил в них апостол Павел. Мы думаем: слава – это, например, на сцене петь вместе со звездой... Честь – это чтобы мы были знатными, чтобы к нам как-то по-особому относились. И бессмертие. Мы скажем: «Да не ищем мы бессмертия!» Так вот то и плохо, что не ищем. Что такое бессмертие? Это не означает, что здесь, на земле, не будет этого перехода в жизнь вечную. Под бессмертием имеется в виду та, вечная жизнь.

И слава христиан бывает вся там, когда человек потрудится здесь... Помните, апостол Павел описывает труды своих сподвижников, рассказывает о том, как они были гонимы, побиваемы, в пустынях, в горах, голодные, при смерти. Разве это слава человеческая? Нет, конечно, вовсе не об этом речь. Под словом «слава» имеется в виду слава Христа, когда в человеке, живущем в покаянии, начинает проявляться эта слава, когда он начинает менять свою жизнь, стремится к спасению, к тому, чтобы  в вечной жизни не гореть в аду вместе с сатаной, а быть в Христовой славе. Вот об этом здесь речь, а не о том, чтобы хвастаться своими делами.

Честь – такое слово, которое, к сожалению, уходит из нашего словесного обихода. Под честью мы почему-то начинаем понимать только плотскую невинность. А на самом деле это слово очень глубокое. Честь – это когда человек представляет часть чего-то великого. Помните, у нас было: честь семьи, рода, страны, честь мундира, звания. Это честь не тебе лично, а тому, что ты представляешь. И если бы мы, христиане, задумались об этом, о том, что у нас тоже должна быть честь, потому что мы – часть Христа, то мы и вели бы себя соответствующе. Человек должен не к земным почестям стремиться, а понимать, что он – часть великой Православной Церкви, Главой которой является Сам Господь наш Иисус Христос. Как в Священном Писании говорится о христианах: «вы – часть Тела Христова». И когда апостол говорит о чести, речь идет о будущей жизни.

А тем, которые упорствуют и не покоряются истине (здесь имеются в виду и те, кто не верит в Господа Иисуса Христа, не является членом Православной Церкви или, формально являясь, не следует истине и не живет так, как заповедует Господь), но предаются неправде (под неправдой имеется в виду и ложь в виде неправильной веры, и неправда в виде неправильной, неправедной жизни), – ярость и гнев. И не говорится там, что Бог есть любовь, поэтому Он всех помилует, так что можно веселой толпой следовать с дискотеки прямо в рай.

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое. Вот, братья и сестры, перспектива того дела, о котором мы говорили несколько передач (о покаянии, об этом бесценном даре, который Господь дает каждому без исключения человеку, каждому православному христианину). Давайте задумаемся об этом и будем все-таки пытаться менять свою жизнь, отслеживать страсти, каяться в них и посильно бороться. И пусть Господь поможет нам в этом!

Я вновь и вновь призываю вас, дорогие телезрители, чтобы вы присылали свои вопросы, если они у вас появляются в ходе передачи (все-таки тема сложная). Может быть, что-то непонятно, с чем-то у вас есть несогласие, надо что-то повторить, что-то улучшить в моем «переводе», потому что я тоже ошибаюсь и могу что-то сказать, может быть, не так ловко или привести неловкий пример. Мне все-таки хочется, чтобы были понятны те слова, которые мы читаем. Поэтому присылайте, пожалуйста, ваши письма, ваши вопросы. Я их все получаю, обрабатываю и отвечу, когда наступит подходящее время. В следующей передаче мы уже будем как раз отвечать на вопросы; будем и впредь делать такие блоки: одна тема заканчивается, после чего разбираем вопросы. Мы обязательно рассмотрим ваши вопросы.

Помоги вам Господь на сложном, трудном пути христианской жизни! Спаси всех Христос!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать