Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В предыдущей передаче мы разбирали всего одну строчку в статье святителя, где он описывал, что значит пребывать в постоянном покаянии. Что такое сокрушение духа, борение с помыслами, с чувствами, свидетельствующими о присутствии страстей в нашем сердце: это и умеренное ограничение плоти, наших чувств, и смиренная молитва, и частая исповедь. Нам дан дар покаяния, мы должны о нем знать и его использовать. А что будет, если человек его не использует? Попробуем продолжить чтение святителя Игнатия и вместе с ним разобраться, почему это – дар и нужно или не нужно им пользоваться. Хотя, наверное, все поняли, что нужно.
Братия! мы потеряли произвольным грехом святую непорочность; неприкосновенную не только делу греховному, но и познанию зла, – непорочность, в духовном сиянии которой мы явились в бытие из рук Создателя.
О чем здесь речь? Святитель Игнатий имеет в виду все человечество; и в первую очередь, конечно, Адама как праотца всех людей. В словах «непорочность, в духовном сиянии которой мы явились в бытие из рук Создателя» речь, конечно, идет о райском состоянии Адама, о том времени, когда он находился в раю и был непорочен, потому что таким создал его Господь. В нем были добродетели, была чистота и не было никакого намека на зло. В нем было все чистое от Бога, незапятнанный образ Божий. В нем была свобода, разум, святое рассуждение. Но, к сожалению, Адам не воспользовался теми дарами, которые у него были, и согрешил. Святитель Игнатий говорит, что мы наследники всего того, что было привнесено в существо человека после грехопадения (есть такое выражение, что мы все согрешили в Адаме). Это страсти, грехи и последствия их – страдание и смерть. Это духовная грязь, которая в нас тоже есть, с которой мы, к сожалению, живем и к которой привыкаем. И очень часто мы не то что не видим эту греховность, страстность, грязь, а даже любим ее; более того, думаем, что это и есть смысл жизни. Страшно смотреть на окружающий мир. Куда он катится! Ставятся ложные цели, согласно которым человек должен обязательно быть успешным, богатым, сытно есть, дорого одеваться, ездить на дорогих машинах, жить в роскоши... И люди тратят силы, время для того, чтобы достигать этих ложных целей. Это ужасно! Ибо происходит перевертыш, когда грех считается (условно) добродетелью и человек ставит целью своей жизни удовлетворение своих греховных помыслов.
Святитель Игнатий пишет, что все мы потеряли, к сожалению, эту святую непорочность в результате совершения произвольного (добровольного, осознанного) греха. Адам ведь не случайно взял и надкусил плод с древа познания добра и зла. Здесь произошел целый процесс (позже, когда мы будем говорить об основах веры, разберем это более подробно); Адам и Ева захотели «стать как боги». Они сами захотели этого, а не просто их обманули («поскользнулся, упал, очнулся – гипс»). Нет, сами захотели! Поэтому святитель Игнатий и говорит, что мы потеряли греховным произволением святую непорочность, неприкосновенную не только делу греховному, но и познанию зла. Это ведь было тогда, когда в раю не было зла, как не было его и в самом Адаме. Он был бы недоступен злу, если бы сам не подпустил его к себе.
Мы потеряли и ту непорочность, которую получили при воссоздании крещением. О чем здесь речь? Да, был период, когда человек был непорочен, в раю. Потом он согрешил, стал порочным. Мы проходим таинство Крещения (я с этого начал и, наверное, буду это регулярно повторять, но это важно; важно, чтобы человек подходил к крещению с оглашением, потому что если этого нет, то он не понимает смысла таинства, не понимает, какое сокровище получает). Таинство Крещения смывает все грехи, и человек снова становится непорочным. Мы, конечно, не становимся такими непорочными, как Адам в раю, у нас все-таки нет таких условий, чтобы жить в условиях рая. Мы живем в окружении бесов, среди грешников, сами будучи грешниками. Мы живем в культуре, которая буквально пронизана грехом. Поэтому нужно понимать, что если человек не готов к крещению, не готовился, то он и не оценит его. Но крещение тем не менее очищает человека от всех грехов.
Мы запятнали на пути жизни различными грехами наши ризы, убеленные Искупителем. О каких ризах идет речь? Это образ христианской души, которая отреклась от греха, от сатаны. Напомню, что перед погружением в святую воду, в купель крещения человек отрекается от сатаны, от его дел, от грехов, и когда он погружается в святую воду – воду крещения, Господь очищает его от всех грехов. Ризы, убеленные Искупителем, – это душа, очищенная крещением. Если помните, после крещения, после миропомазания священник берет крест и вместе с крещающимся обходит небольшим крестным ходом купель или икону, лежащую на аналое (на специальном столике), с таким песнопением: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Переведу своими словами: «Сегодня мы во Христа крестились, Христом облеклись (оделись)». Так понимается, что Христос является одеждой нашей души (такой красивый образ). Святитель Игнатий пишет ту правду, что мы запятнали на пути жизни различными грехами наши ризы. Понятно, что мы выходим из купели крещения и, к сожалению, начинаем снова грешить.
А как очиститься? Святитель Игнатий пишет: Осталась нам еще одна вода для омовения – вода покаяния. Не случайно в древности святые отцы писали о таинстве Покаяния как о втором крещении. Второй раз креститься мы не можем, крестимся один раз и навсегда. Нет такого, чтобы человек повторил крещение, прошел его дважды, трижды. Бывают такие безумные истории, когда человек по незнанию (а священники – потому что не разбираются в людях) два, три раза крестится. Но это – больше исключение из правил, грех людей, которые так поступают. Кто-то даже намеренно так делает, думая, что он очистится. Ведь обмануть Бога невозможно, а человек думает, что обманет, крестившись во второй раз.
Так вот, получается, что у нас есть возможность снова очиститься – это покаяние. Почему вода? Тоже интересный образ. И почему крещение? Крещение без воды не совершается. Водой в покаянии является сокрушение, внутренние слезы (у кого-то они внешние, но я вам говорил, что ориентироваться на них не надо, их не надо выдавливать из себя, если они не текут). Здесь имеются в виду душевные чувства, переживания, то сокрушение, которое есть при покаянии. Это и есть слезы, или вода покаяния.
Что будет с нами, когда мы пренебрежем и этим омовением? Имеется в виду: когда мы, люди, перестанем принимать этот дар покаяния, который дает нам Бог, и жить по нему. Придется нам предстать Богу с душами, обезображенными грехом, – и грозно воззрит Он на душу оскверненную, осудит ее в огнь геенны. Строгие слова. Можно сказать, жестокие, но это слова правды. Неужели, братья и сестры, при наличии серьезной беды вам скажут: «Да нет-нет, все нормально, все хорошо. Живи как жил раньше?».. Вот, скажем, живете вы в аварийном доме, пришли специалисты, строители, обследовали все и сказали: «Да все хорошо, живите дальше». А на самом деле небольшое дуновение ветра – и этот дом развалится, задавит вас. Что бы вы выбрали? Наверное, правду? И решили бы, что нужно бросать этот дом, переезжать. Лучше в палатке жить, но быть живым, чем в доме, который скоро развалится и может тебя погубить. Или с болезнью. Ты хочешь лечиться, но тебе говорят: «Да все хорошо». А ты тяжело болен. Это же нечестно! Пусть лучше будет правда.
А мы, современные христиане, почему-то начинаем этой правды бояться, причем святые отцы и пастыри Церкви говорят: «Братья и сестры, ад существует!» А мы отвечаем: «Нет, нет, не надо на эту тему, это ввергает нас в уныние». А зачем же вы в Церковь пришли? Чтобы только «барбарисками» питаться? Так такого ведь в Церкви нет. Вы пришли для того, чтобы спасаться. Церковь – это больница, и в этой больнице есть условия для выздоровления, есть диагнозы. Так вот, нам поставлен диагноз. Пришел человек с тяжелым заболеванием, и врач ему говорит: «Если не будешь лечиться, то будут следующие последствия». Так же и здесь. Но там мы все нормально, адекватно воспринимаем и благодарим, что к нам честно отнеслись. Так почему же, когда мы слышим слова святых, которые говорят про геенну, про суд, про ответственность, про ад, который, к сожалению, наполнен нерадивыми христианами, и про то, что мы легко можем туда попасть, нас это пугает? Потому что лукавому не надо, чтобы мы это знали. Ему надо, чтобы нас просто гладили по головке – и никто ничего не говорил про ад, про ответственность и про покаяние. Это же для него беда страшная! Ему надо, чтобы слово «покаяние» даже не звучало в нашей жизни. «Занимайтесь чем угодно, во всем помогу, – он даже так говорит, – но лишь бы не спасались, не думали об аде, о суде, о рае, об ответственности».
Получается так: рай человечество потеряло в лице Адама, сами мы теряем чистоту крещения и не пользуемся, что называется, последним шансом – очиститься покаянием. Так чего же нам ждать? Ждать Суда Божия. Но ведь мы предупреждены, а есть такая пословица: «Предупрежден – значит вооружен». Вот, мы вооружены этими святыми, важными знаниями, и надо об этом постоянно помнить. Человек может подумать: «Бог есть любовь, как-нибудь “прокатит”, Он все равно простит». Дорогие мои, Господь очень честен с нами. Он честен полностью, ничего от нас не скрывает. Да, конечно, Он – любовь. Но это любовь, которая сочетается со справедливостью. Это любовь не слепая, не «слюнявая», как нам, может быть, кажется. Это любовь очень мудрая, чистая, святая. Это любовь, которая нам дает все, что нужно для жизни, для спасения, но если человек не обращается к ней лицом, то она не навязывается ему. Если человек не хочет идти к Богу, ко Христу, это уже его выбор. Если человек, христианин не хочет слушать о покаянии и хотя бы пытаться так жить, то он сам избирает этот путь. Бог любит свободу человека, не насилует его никогда... Обращаешься к Нему – будешь пользоваться дарами Его любви. Не обращаешься – тогда, значит, ты сам отвернулся. Это надо понимать и помнить. Как ни ухитряйся, все равно предстанешь перед Богом. А что будет с нами, когда мы предстанем с душами, обезображенными грехом? Если человек не кается? Если человек покаялся, то очистился от греха. Господь Сам говорит, что не помянет потом этих грехов. Нужно об этом помнить.
Святитель Игнатий цитирует пророка Исаию, из Ветхого Завета: Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло. Тогда придите и рассудим. И дальше пишет: Чем же оканчивается этот суд Божий, суд покаяния, на который Бог непрестанно призывает грешника во время его земной жизни? Тут имеется в виду суд, когда человек сам себя судит. Не осуждает себя на казнь, на смерть, а рассуждает о себе: согрешил я или нет? Грех или нет то, что я делаю? Не грех ли то, что я чувствую? То есть человек сам себя укоряет, сам себя судит. Это суд своей совести, своего ума, который уже знает, как отличить грех от добродетели. Это суд, на который Бог непрестанно призывает грешника во время его земной жизни.
Чем заканчивается этот суд? Когда человек сознает грехи свои, решится на искреннее покаяние и исправление, то решает Бог суд Свой с человеком следующим решением... Немного упростим это. Когда человек начинает каяться, осуждать себя за грехи, приносить покаяние Богу, это святитель Игнатий называет судом человека над собой. И что Бог решает на этом суде? Опять цитируется пророк Исаия: Если будут грехи ваши как багряные, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю (Ис. 1, 18). Смотрите, как удивительно. Если человек сам себя осуждает за грехи, просит милости, прощения, то получит это прощение, Бог это обещает. Что значит «багряные» или «красные»? Представим образно, отойдем от этих ярких цветов. Представьте, что у человека была белая одежда. Он крестился, и душа у него была одета в белую одежду. Своими грехами он запятнал ее. Как скатерть после долгой пьянки бывает вся в каких-то пятнах, в кетчупе, разлитых напитках – как поросята пробежали. Вот образ того багряного и красного. А как говорит Господь? «Покаешься, и Я это убелю (то есть Сам очищу). Ты только покайся, только признай эту свою неправоту. Я Сам очищу». Обещает это, понимаете? А мы принимаем разные уловки лукавого или сами начинаем хитрить: «Не пойду на исповедь, не буду каяться. А вдруг это не грех? А я его еще пока люблю. А вдруг Бог не простит?» Да все Он простит! Он хочет прощать грешников! Нам не надо обманываться, что это не про нас, что это будет только для праведников. Это для каждого человека, потому что каждый человек, каждый христианин Богу дорог. Он ждет покаяния каждого человека.
Если же христианин окажет пренебрежение к этому последнему, многомилостивому призванию Божию, то возвещается ему от Бога окончательная погибель. Представляете, как страшно? Разберем эти горькие слова. Дары даются – бери, пользуйся, учись. Есть время, силы, есть у кого поучиться (имею в виду святых отцов). Церковь обладает такими знаниями, она обладает даром очищать человека от грехов, учить его вере. А если человек этого не захочет, если он начнет бегать от Церкви, от Бога, то его ждет окончательная погибель, потому что после кончины уже нет изменения. Это такая обманка, которая, к сожалению, встречается и в церковной литературе, у современных проповедников: представление о том, что когда ты умрешь, Христос тебя помилует, скажет: «Вот, брат, в рай иди. Ты вроде неплохой парень». Нет такого! Откуда мы это взяли? Святоотеческое, церковное учение о загробной участи человека говорит: с тем, что ты набрал в этой жизни, приобретя определенный опыт, ты и идешь туда, на Суд Божий. И там нет кардинального изменения, нет такого, что здесь ты был убийцей, а там станешь ангелом непорочным, любящим всех людей. Каким здесь был, таким и там будешь. Более того, если здесь ты не получил навыка общения со Христом через покаяние, молитву, таинства, то далеко не факт, что там ты увидишь Христа на Суде и скажешь: «Господи, я всю жизнь там с Тобой жил». Помните, как говорится в Евангелии: не всякий, говорящий «Господи, Господи» попадет в Царствие Божие? Господь говорит: «Не знаю вас. Вы Меня не звали к себе, не просили милости, не призывали Меня день и ночь, не каялись». Это очень серьезно, и нечего тут гадать. Мы должны принять как основу основ, что изменение возможно только здесь, на земле. Потом, когда душа разлучается с телом, изменения уже невозможны. Только здесь мы можем поменять свою жизнь, исправить грехи, замолить их, принести Богу покаяние, а Он нас очистит. А иначе человеку возвещается от Бога окончательная погибель.
Благодать Божия, говорит Апостол, на покаяние тебя ведет (Рим. 2, 4). Это из Послания апостола Павла к Римлянам. Замечательные слова! Мы должны помнить и понимать, как действует благодать. Это отдельная, очень глубокая и серьезная тема. Но ее все равно надо касаться, и в наших передачах мы периодически будем это делать. Благодать Божия (как говорят святые отцы и апостол) ведет тебя к покаянию. То есть благодать – это не наслаждение, особенно первое действие благодати, которое мы как грешники ощущаем. Она действует, ведя человека к покаянию, то есть когда человек начинает осознавать всю меру своего грехопадения, множество своих грехов, ужас от этого. Когда он приобретает страх перед Богом, перед своей гибелью в аду. На самом деле эти ощущения не комфортные, ты не будешь наслаждаться этим. Такие ощущения, может быть, незнакомы человеку. Оказывается, желание спастись, желание исправить свою жизнь – это вообще первое действие благодати. Поэтому святитель Игнатий и цитирует апостола Павла, который говорит, что благодать Божия ведет к покаянию. Поэтому когда у нас есть такие мысли, что надо каяться, надо исправить свою жизнь, вы, братья и сестры, понимайте, что это не просто так, не само по себе появилось в вашем сознании. Это как раз и есть действие благодати.
Ведь благодать действует не только на святых. Мы можем сказать: «Вот они чудотворцы». Куда нам до чудотворцев? Мы не будем ими никогда. Но это ведь не самоцель жизни христианина – стать Марией Египетской или преподобным Серафимом Саровским. Это уникальные люди. А у нас с вами путь простой, средний, путь мирянина, который верит в Господа Иисуса Христа и идет путем спасения. Но осознание необходимости покаяния – это дар, к нему надо относиться с великой благодарностью Богу. Если бы этого дара не было, если бы на нас не действовала благодать именно так, как она действует, то тогда мы бы вообще не задумывались ни о чем. Не думали бы о спасении, о том, что надо спасаться. Это очень и очень серьезно. Давайте еще раз об этом задумаемся, будем помнить и ценить те дары, которые Бог дает нам ежедневно, ежечасно, где бы мы ни находились, чем бы ни занимались. Надо не отвергать эти дары, не выбрасывать их из сердца и ума, не превращать в повод для уныния, печали, а благодарить Бога за то, что Он не оставляет нас – несчастных и падших людей.
Заканчивая очередную передачу, дорогие братья и сестры, мне хочется поблагодарить тех зрителей, которые пишут письма с вопросами. Вопросы ваши очень серьезные, глубокие, бывает, даже непростые, над которыми надо будет подумать. Я принял такое решение: мы закончим изучать статью о покаянии (может быть, еще один или два урока), обсудим те мысли, которые нам предлагает святитель Игнатий для того, чтобы мы правильно настроились, – и я начну отвечать на ваши вопросы. Поэтому, если у вас будет желание, пожалуйста, пишите на адрес: kanev@tv-soyuz.ru. Все ваши вопросы автоматически приходят на мою личную электронную почту. Я их получаю, собираю и буду отвечать на них.
Спаси вас Христос!
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!