«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Цели христианской жизни

14 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжаем наши беседы «Страсти и борьба с ними». И сейчас перейдем к очень важной теме: «Цели христианской жизни». Для чего мы пришли в церковь? Многие неудачи духовной жизни происходят от того, что человек поставил неправильную цель. Да, собственно, в любом деле нашей жизни (на работе, в учебе, лечении, воспитании детей), если мы ставим неправильную цель, соответственно, получаем неправильный результат. Если мы хотим выехать из пункта «А» в пункт «Б», важно понимать, где этот пункт находится, куда мы хотим попасть, чтобы не приехать в пункт «С» и не удивляться, что ж так получилось-то.

Если в нашей обыденной жизни это важно, то насколько важно в духовной жизни! Так вот, в теме «Страсти и борьба с ними» мы должны понять, какова цель нашей жизни. В нашей христианской жизни мы должны помнить, что является главным. Вообще духовная жизнь – это просто громадная область, где очень много разных тем, оттенков. И очень много духовных писателей об этом писали. Но в чем суть-то? В чем цель? Что самое ценное в жизни христианина? Кто-то говорит: хождение в церковь; кто-то говорит: посты, молитвы; кто-то говорит, что служение ближним. Нет, дорогие мои. Самое ценное в христианской жизни – это Христос, то есть Бог, а все остальное – это прилагательные к этой самой дорогой цели христианской жизни.

Так вот, цель христианина – быть со Христом. Он – самое главное сокровище. И, раскрывая эту тему, мне хочется с вами разобрать статью святителя Игнатия «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Это «Аскетические опыты», том 1, самая первая статья. Святитель Игнатий не случайно ставит именно эту статью самой первой.

Прежде чем мы начнем ее изучать, отвечу на такой вопрос, с которым сталкиваюсь регулярно: полезно ли читать святителя Игнатия? Дорогие мои, полезно ли изучать правила дорожного движения водителю? Нет сомнений. Полезно ли врачу изучать человеческое тело, его болезни, действие лекарств? Да просто необходимо, правда? Полезно ли экономисту знать законы экономики, математику и ее законы? Я думаю, вряд ли мы будем спорить с такими простыми истинами.

Так вот, христианину знать правила духовной жизни жизненно необходимо. И читать святителя Игнатия не просто нужно и можно, а важно, жизненно необходимо. Вот почему я сам лично привязался к святителю Игнатию, к его трудам. Святитель Игнатий интересен тем, что он, будучи человеком высокообразованным, с мирской точки зрения (он знал несколько европейских языков, без словаря переводил с греческого, с латыни, был хорошо начитан и образован) обладал (хотя даже неудобно говорить «обладал», мы можем сказать «обладает», потому что слышим его голос в его писаниях) замечательным умом. О духовной жизни, о таких на самом деле очень сложных, обтекаемых вещах он говорит точно и четко – это показатель большого опыта и большого ума, когда человек может кратко рассказать о важных и сложных вещах. Тем более святитель Игнатий не просто умом это познает, он пропускает то, о чем пишет, через себя, через опыт своей жизни.

Поэтому его писания – это инструкции, как я и говорю своим прихожанам, с которыми мы беседуем; эти писания надо читать как инструкции. Ведь если ты получил какой-то новый аппарат и не прочитал инструкцию, а начинаешь тыкать на кнопки – не удивляйся, что сломаешь его в ближайшее время. Хорошо, если не взорвется. Так же и в духовной жизни: если ты не знаешь основных правил, если ты не изучал их, не удивляйся, что у тебя жизнь не такая… Как бы ты ни прикрывался фиговыми листочками своих рассуждений, дела показывают, что все не так хорошо.

Святитель Игнатий как раз и учит очень точно, очень четко. Его понятия, записанные в его трудах, замечательно усваиваются умом. Если человек не понимает (есть такие люди, которые говорят: я не понимаю, читаю, сижу, сижу, буксую, буксую, а ничего не понимаю) – это признак того, что ум к духовному не настроен. Значит, надо настраиваться, не сдаваться, надо трудиться. Поэтому отчасти наша передача может послужить каким-то зернышком к тому, что, может быть, у вас появится любовь к чтению святоотеческих писаний.

Если, допустим, мы пытаемся читать и не понимаем, это на самом деле нехороший признак, это признак того, что ум наш не ухватывает, не понимает духовных понятий. В этом есть важная закономерность духовной жизни. Человек должен быть настроен к вере, он должен ее изучать, и потихонечку ум начинает перестраиваться, ты начинаешь это все усваивать, начинаешь понимать Евангелие, святоотеческие писания. Это сразу не дается, не надо расстраиваться, что у тебя не получилось. Можно, допустим, те же труды святителя Игнатия начинать с писем или с его жизнеописания. Безусловно, и с молитвы к нему, и не только к нему, а к любому духовному писателю, святому, чтобы он, помолившись у Престола Господа, испросил бы нам разума, что очень важно.

Так вот, надо ли это изучать, полезно или нет? Да, конечно, полезно. Слышал неоднократно, что про писания святителя Игнатия говорили люди, даже священнослужители, что он очень унылый. Дорогие мои, это очень плохой признак. Не книг святителя Игнатия, а нас, воспринимающих. Если нам говорят о пути к спасению и у нас это вызывает уныние, то беда не в писании, а в нас. Надо пересмотреть себя, пересмотреть свой образ жизни, пересмотреть свои приоритеты ценностей. Это плохой признак, это признак того, что ты ушел не туда, что ты в темноте, на ощупь идешь куда-то. Если тебя призывают к свету, а ты говоришь, что свет противный, режет глаза, дайте мне поскорее залезть в мою канализацию, то тут не солнце виновато, тут виноваты твои глаза, которые привыкли видеть постоянно грязь и темноту и не хотят света. Так вот,  условимся, что святителя Игнатия читать можно и нужно. Тот, кто говорит, что это не нужно, заблуждается, и слушать его не надо.  

Итак, давайте приступим к нашему занятию «О цели христианской жизни». Допустим, человек поставит своей целью, приходя в церковь, искать радость, и только радость. Но если он увидит, что у него и у ближних есть грехи, увидит грешащего священника, длинные службы, посты, разве это приносит радость? Ну, порадуется он денек-другой или год-другой, а потом в итоге ничего уже не радует, эффект новизны пропал.

Ищет, допустим, человек любви среди близких, среди людей – и не найдет ее, потому что мир устроен по-другому. Мир во зле лежит, а мы ищем какой-то человеческой любви. И, не имея правильных понятий, человек ставит не ту цель, сталкивается с тем, что эта цель неосуществима; соответственно, он теряется, пропадает. Какова же цель христианина?  Христос – вот цель христианина. Давайте разберем творение святителя Игнатия, которое называется «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Казалось бы, вот цель христианина. Статья не короткая, но очень важная.  

Итак, святитель Игнатий пишет: Кто Мне служит, Мне да последует. С первых же строк он цитирует Христа, не какого-то другого человека, доброго и хорошего, не замечательного писателя, а говорит словами Христа: «Если ты хочешь Мне служить (а мы же все говорим: конечно, хотим Христу служить), Мне да последуй». То есть должно быть  последование Христу.

Каждый христианин обетами, произнесенными при Святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.

Смотрите, какие глубокие слова! Они наталкивают на какую мысль? В прошлой передаче я говорил о том, что у нас, к сожалению, нет оглашения в храмах. И человек, принимая крещение, не понимает, что происходит. У меня был опыт в первый год моего служения, я был в командировке в одном из храмов области, и моя задача была крестить людей, совершать требы. На тот момент, как мы понимали (это был 1998 или 1999 год), во время крещения пытались что-то человеку объяснять. И самый ответственный момент в начале крещения, когда человек дает эти самые обеты, о которых пишет святитель Игнатий, всегда становился весьма смешным для человека. Когда священник говорит: «Сейчас мы будем отрекаться от сатаны».

Человек за священником повторяет: «Отрекаюсь от сатаны и всех его дел». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него». И тут веселье начинается. Это очень часто происходит, почти в каждой группе (а тогда крестились еще группы). Я за год окрестил около тысячи человек, которые потом в церковь не пришли, что и дало мне толчок для того, чтобы на приходе начать развивать оглашения и следить за этим. Так вот, в каждой группе находился человек или даже несколько, которых это очень смешило. А почему смешило? Потому что человек не понимает, что происходит. Он понарошку отрекается от сатаны, понарошку играет как бы в присоединение ко Христу.

Давайте разберем, что происходит на крещении. Перед тем как человек станет христианином, священник просит отречься от сатаны, от служения ему, от его гордыни. Если человек приходит осознанно к крещению – как приятно крестить такого человека! Это совершенно другое впечатление, ты не чувствуешь себя обслуживающим персоналом, а чувствуешь себя реально пастырем. Потому что ты год с ним провозился, допустим, но доволен (а в Древней Церкви от трех до пяти лет готовили человека), и этот человек уже тебе родной, ты его хорошо знаешь, вместе с ним изучал его жизнь, помогал ему, как-то его настраивал. И этот человек осознанно понимает, от чего он отрекается: не просто от какого-то абстрактного сатаны, от конкретного духа, который его мучает и с которым еще нужно будет бороться. Но ты служил ему своими грехами, своей гордыней. И когда этот человек осознанно отрекается, понимая, что он делает, это очень трогательно.

И почему смешит эта история людей, не подготовленных ко крещению? Потому что они не понимают, что происходит. Ими, по сути, сам лукавый смеется над всей этой профанацией. Смотрите, что происходит дальше. Человек сказал словами «отрекаюсь»; и говорит это трижды. Очень важен такой повтор – трижды; человек осознанно это должен сделать. Не просто ему сказали, как маленьким детям говорят: «Скажи вот это слово», – и он повторяет, а мы все смеемся, потому что он, может быть, как-то неловко повторяет, наивно, делая ошибки. Нет, здесь совсем по-другому. Здесь человек проявляет свою свободу трижды. Это значит, ты подтверждаешь каждым повторением, что ты реально хочешь отречься, что ты это хочешь сделать, что ты будешь это делать.

И потом священник задает по-другому поставленный вопрос: отрекся ли ты от сатаны? Не просто «отрекаешься» – это как бы в будущем, а сейчас ты уже отрекся, сделал это дело, внутри ты порвал эту связь? И человек говорит: «Отрекаюсь». Тогда священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Ведь недостаточно только словами говорить. Сколько мы обещаем словами и не делаем? Надо делами подтверждать свою веру, ведь она без дел мертва, правда? И вот человек совершает такое (на самом-то деле не смешное) действие, он вот этого духа злобы вызывает на войну по большому счету.

И вот представьте: мы с вами люди гордые, нам плюнь в лицо, что мы будем делать? Подставим ли мы другую щеку? Вряд ли. Начнем доказывать, что нас оскорбили, пойдем в суды или дадим в лицо обидчику. Так вот, гордый падший дух очень оскорблен вот этим самым действием: плюновением и дуновением. Этим мы показываем ему презрение. Дальше человек, поворачиваясь к алтарю, к иконе Христа, отвечает на такой вопрос священника: «Сочетаваешься ли ты со Христом?» Что значит сочетаваться? Значит соединяться.

В нашем современном русском языке тоже есть такое слово. Когда мы говорим о браке мужчины и женщины, мы говорим: они сочетались в браке, то есть соединились в браке. Человек, желающий добровольно быть со Христом, отвечая на этот вопрос священника, и становится со Христом. Потом он крестится, потом получает прощение грехов, потом получает дары в таинстве Миропомазания, но он уже Христов, он уже сделал свой выбор. И это вовсе не смешно. Это похоже на воинскую присягу, когда военнослужащий раз в жизни присягает служить Отечеству. Это похоже на очень трогательные слова венчания или бракосочетания, когда юноша и девушка, мужчина или женщина, подготовившись к этому таинству, обещают хранить верность друг другу. Это же тоже должно быть один раз и на всю жизнь, навечно. Так же и крещение: оно одно, оно не повторяется больше. Мы веруем в единое крещение во оставление грехов. И это точно такая же клятва верности Христу. Если мы после этой клятвы живем не так, как заповедует нам Бог, заповедует Церковь, то это страшная беда.

Так вот, святитель Игнатий нам и говорит, что своими обетами, произнесенными при крещении, мы это уже сделали. Мы обещали быть рабами Христу, Его служителями. Мы можем сказать, что мы в детстве крещены, нас как бы не спрашивали. Ничего подобного. Церковь крестит детей по вере родителей и восприемников. То есть, соответственно, родители, как могли, дали нам самое ценное – веру. Другой вопрос, что нас, может, не учили этому, не показали пример жизни во Христе, но мы с детства посвящены, получается, Христу.

Как мы можем говорить, например, что не хотим быть русскими? Хотя у нас папа и мама русские и мы по-русски говорим. Это немного на безумие похоже, правда? То есть в нашей жизни данность – то, что мы на папу и маму похожи, что мы люди, что мы имеем свою какую-то национальность, свою культуру, свою историю. От этого не уйдешь, мы это все наследуем от родителей, от своих предков. Так же и веру. Если в детстве нас посвятили Христу, то это уже данность, избранность. Не надо говорить, что, мол, меня не спросили. Родители дали нам гораздо больше, чем язык, культуру или даже внешний вид. Они нам дали веру, посвятили нас Христу.

Итак, дальше святитель Игнатий пишет: Назвав Себя Пастырем овец, Господь сказал, что овцы глас этого Пастыря слышат и идут за Ним, поскольку знают глас Его.

Тут, конечно, Христос называет Себя Пастырем, а овцами называет нас. Тут очень важно понимать, что есть разный способ пастырства. Если брать сельское хозяйство, коров пасут по-другому, чем овец. Когда пасут коров, пастух идет сзади с кнутом. А овец пасут по-другому: пастух идет впереди. Поэтому когда мы называем себя «овцы стада Христова», то надо понимать, что это не просто мультяшные овечки собрались, а что нужно идти за Христом, Он впереди идет. Как услышать голос Христов? Где он?

Глас Христов – учение Его, глас Христов – Евангелие. Шествие вослед Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его.

Звучит красиво, да? Христос говорит нам до сих пор, Его голос можно услышать; конечно, не физически, а выраженный в словах Священного Писания. У многих ли из нас Евангелие является настольной книгой?

Я пришел к вере в середине 90-х годов. Тогда Евангелие невозможно было купить, духовная литература не продавалась. Помнится, мне моя мама выписала Евангелие от протестантов, я учился еще в школе. У меня до сих пор оно лежит, но это, естественно, синодальный перевод. Они там не добавляли ничего, слава Богу, но не каждый мог заполучить Евангелие.

А сейчас, в отличие от наших предков, которые жили сто, сто пятьдесят лет назад, двести, мы абсолютно грамотны, Евангелие стоит недорого, но у всех ли оно есть? Читаем ли мы его регулярно? Тоже большой вопрос. Изучаем ли его? Потому что читать Евангелие без толкования – это тоже неправильно. Получается, как мы можем идти за Пастырем, если мы Его голос не слышим, если Евангелие для нас не ценность?

Допустим, молодой человек уехал из дома, и его любимые родители пишут ему письмо. Наверное, оно будет очень дорого сердцу этого молодого человека. Или жена написала мужу, который находится далеко, в долгой командировке... Наверняка эти строки (может быть, простые слова) очень много говорят человеку. Это святыня, и он хранит их где-то у сердца. А почему слова Бога у нас не святыня? Почему Евангелие у нас может быть запыленным, лежать на какой-нибудь двадцать пятой полке?

Нет, дорогие мои, давайте менять отношение. Это голос Христа. Не узнаем Его, откуда мы узнаем заповеди, если мы о них не читаем? Вообще в идеале христианин должен очень хорошо знать Евангелие. Говорят, что протестанты хорошо знают Евангелие, а православные только целуют его. Дорогие мои, почему мы сдали свои позиции? Мы должны знать Евангелие, мы – грешники, немощные, но мы обладатели такого духовного багажа! Это наши предки в виде святых, которые оставили толкования. Бери, изучай, не ленись, отбрось ты этот смартфон, в котором ковыряешься.

Дальше. Чтобы последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие и возможешь жизнью своей последовать Христу. Кто, родившись по плоти (имеется в виду физически родившись), внидет в пакибытие (то есть в вечную жизнь), при посредстве Святого Крещения сохранит состояние, доставленное Крещением (а это состояние безгрешности, чистоты от грехов), при посредстве жительства по Евангелию, тот спасется.

Смотрите, нам обещается спасение. Поэтому, настраиваясь на духовную жизнь, давайте и будем помнить, что спасение – это не нечто невозможное. Оказывается, что пишет нам святитель Игнатий? Что посредством крещения, сохранения правильного духовного состояния, жительства по Евангелию и правильной веры во Христа можно человеку спастись, чего я всем нам желаю. Помоги нам всем Господь!

Ведущий Андрей Канев, протоиерей
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать