«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. О покаянии

23 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжаем изучать статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии» («Аскетические опыты», том I) в рамках цикла «Страсти и борьба с ними». В предыдущей передаче мы говорили, что святитель Игнатий с сокрушением говорит о том, что люди (христиане) неправильно выбирают цель жизни: вместо того чтобы готовиться к встрече со Христом, к вечной жизни, они чрезмерно увлекаются земными благами. Остановились мы на словах о примирении и соединении с Богом, что даруются Христом. Мы говорили о том, что эту тему надо глубоко изучать, думать об этом и искать ответы на вопросы: «Что такое примирение с Богом, со Христом? Почему это примирение даруется Самим Христом?» Очень важно понять, что спастись можно только через Христа; никак иначе. Невозможно спастись добрыми делами, богатством, служением в Церкви. Только вера во Христа спасает. Если человек верит во Христа, пытается идти за Ним, изучает Писание, то он примиряется со Христом, примиряется с Богом.

Дальше святитель Игнатий пишет: Но для получения этих верховных благ (имеется в виду духовных благ, примирения со Христом), надо оставить жизнь греховную, надо возненавидеть ее. Покайтеся!

Это очень проблемная тема, когда мы говорим о борьбе с грехами. Понятно, что грехи мы любим. Понятно, что эти семена страстей находятся в нас с рождения, даже с зачатия. Понятно, что когда мы начинаем взрослеть, то окружающий мир и лукавый, который всегда рядом с нами, взращивают в нас эти страсти. Мы их действительно любим, потому что любое проявление страстей дает человеку наслаждение. Лукавый как бы впрыскивает этот «сладкий» яд, эту «анестезию», когда человек сам хочет грешить. Лукавый только подталкивает, а решение (согрешить или нет) мы принимаем сами. Почему это проблемная тема? Потому что если бы христиане начали изучать ее, начали пытаться изменить свою жизнь, то у нас наверняка была бы совсем другая картина и в храмах, и в стране. Если бы человек стремился к вечности, он бы совершал меньше грехов, а если бы и совершал, то оплакивал бы их и старался не грешить.

Оказывается, необходимо не просто иногда каяться в грехах, а совсем оставить греховную жизнь. Это означает, что нужно так выстроить свою повседневную жизнь, свое отношение к ближним, чтобы это было похоже на борьбу с грехами. И более того, надо возненавидеть грехи, жизнь греховную. А для этого, братья и сестры, их надо для начала узнать: какие они, что из себя представляют. Одна из главных проблем как раз в том, что приходящие на исповедь люди часто не знают, в чем каяться. Это действительно так, об этом я могу сказать как практикующий священник. Я думаю, что и вы, если по-честному отнесетесь к своей подготовке к исповеди, наверное, сможете подтвердить это. Человека что-то беспокоит, он приходит на исповедь, а сформулировать это точно не может. Я понимаю, что так происходит потому, что его никто не научил. Он не знает, что такое грех, какой поступок греховен, а какой нет. Где он этому научится? Мы сейчас мало читаем, у нас мало свободного времени, чтобы читать и думать. И человека вроде бы тянет в церковь, он приходит на исповедь, а сказать ничего не может. Или называет какие-то незначительные грехи. Но при этом может, например, тридцать три жены сменить и не считать это грехом.

Здесь мы сталкиваемся как раз с проблемой незнания. Поэтому эту тему обязательно нужно изучать, она не секретная, об этом много говорится в творениях святых отцов, а также в популярных пособиях для подготовки к исповеди. Невозможно возненавидеть то, чего не понимаешь. Возненавидеть надо конкретные дела в себе. Когда христианин начнет духовную борьбу, он рано или поздно ясно увидит эту подвластность своего сердца, своей души, своей воли грехам. Представьте: вы хотите заняться каким-нибудь делом, но тут приходят какие-то товарищи и насильно ведут вас на дискотеку. Вы отбиваетесь, не хотите, внутренне не согласны, а вас берут и буквально насильно тащат на эту дискотеку. Конечно, вы возненавидите этих людей, нарушающих вашу волю, желание, планы. Так же и грех. Если мы будем его изучать, то увидим, насколько человеческое естество (мы сами, наше сердце) пропиталось грехами, как лукавый буквально насилует его. И то греховное, что раньше доставляло нам наслаждение, со временем перестанет радовать.

Я не говорю, что это какое-то сиюминутное действие – пальцами щелкнул и стал ангелоподобным. Да нет, всю жизнь надо бороться. Надо настроиться на долгий и терпеливый труд, на всю жизнь. Не будет у нас, братья и сестры, такого времени, когда мы сможем, как хлебопашец, который убрал несколько гектаров хлеба, сказать: «Все! Я все сделал, урожай собран». Давайте настроимся на долгий и кровавый бой, причем не с ближними, а с самим собой, со своим сердцем. И чем больше вы увидите насилие над собой (когда не хочешь делать, а сердце твое обманывает тебя, влечет), тем сильнее будет в вас ненависть ко греху. А мы не знаем этого, живем как живется; думаем, что все хорошо, хотя на самом деле все далеко не хорошо.

Покайтесь!   Узнайте себя, кто вы есть. Давайте ответим на вопрос: «Что значит покаяться?» Ответим словами святителя Игнатия. Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои, – отвечал некоторый великий святой отец на такой вопрос, – и уже более не возвращаться к ним. Вот что такое покаяться! Это, братья и сестры, сказано как будто специально для тех православных христиан, кто считает, что покаяние – это что-то чуждое современной христианской жизни. Смотрите, какие условия того, покаялся ты или не покаялся: сознаться... Кстати, даже среди ищущих христиан, которых, к сожалению, не так много, есть люди, которые спрашивают: «А покаялся я или нет?» Это на самом деле вовсе не смешной, а очень серьезный вопрос, потому что человек себе не доверяет, ему нужно проверить себя, удостовериться в этом.

Итак, каковы признаки подлинного покаяния? Сознаться. А как ты сознаешься, если не знаешь, в чем согрешил? Если ты приходишь на исповедь и говоришь: «Грешен во всем», – это вовсе не покаяние. Что значит «во всем»? Приди к врачу и скажи: «Я всем болен», – что будет? В какую больницу он тебя отправит? Понятно, что врачу мы говорим: у меня это болит, вот это болит. То есть называем конкретные симптомы. Так же и на исповеди мы должны конкретно называть свои грехи, а не просто констатировать, что мы грешники. Это и так известно; для того чтобы это понять, вовсе не надо приходить на исповедь. На исповеди, как в больнице, мы называем конкретные грехи, которые нас мучают, пытаемся почувствовать, осознать, какая именно стрела лукавого нас ранила, что у нас духовно болит, чем мы мучаемся, в чем пленники. А для этого надо знать, какие бывают грехи, страсти, как они проявляются. Но просто знать свои грехи мало. Бывают люди, которые хорошо знают, что согрешили, но не хотят в этом сознаться, скрывают свои грехи, не хотят их исповедовать (то есть признать) даже перед Богом, а тем более перед священником. Надо сознаться.

Мало того что нужно знать свои грехи и сознаться в них, нужно еще раскаяться, это третий момент. Бывает, что человек знает свои грехи, называет их, но не раскаивается, то есть не хочет с ними бороться, у него нет чувства стыда за то, что он сделал.

И еще: необходимо оставить грехи, нужна решимость бороться. Тут, братья и сестры, тоже требуется понимание. Есть разные грехи: есть грехи смертные (мы об этом будем говорить позже, если Бог даст), есть условно-простительные (если говорить просто, скажем так: легкие; они легкие не по весу, а по степени повреждения нашей души). Есть грехи, которые легко и часто проявляются в нашей жизни (например, раздражительность), а есть, например, убийство. Понятно, что или раздражился, или убил человека – это разные грехи; это совершенно разные вещи, хотя и происходят из одной страсти – страсти гнева. Призыв не повторять грехи касается всех грехов, но в первую очередь смертных. А что касается грехов, которые мы обычно называем повседневными, то, приходя на исповедь или мысленно каясь в молитве, надо каждый раз снова и снова настраиваться на то, чтобы с ними бороться, обещать это Богу. Даже если лукавый снова тебя обманет, надо снова встать и настроиться: «Я постараюсь это сделать с Божией помощью. Господи, помоги!»

Снова перечислим условия для правильного покаяния: правильная вера во Христа (это начальная основа), знание своих грехов, сознательное исповедание их, раскаяние (то есть внутреннее переживание стыда за эти грехи) и решимость не повторять их.

Таким образом многие грешники претворились в святых, многие беззаконники в праведников. Братья и сестры! Это опять же к вопросу: нужно нам идти путем покаяния или это лишь путь древних египетских монахов? Нет, это путь каждого христианина без исключения; мирянин он, современный монах или занимает какое-то высокое положение в обществе – неважно. Мы все должны идти этим путем.

Покаяние – это не просто занудное (как кому-то кажется) копание в своих грехах. Если опять использовать сравнение с больницей, то в больнице мы имеем отличных врачей, прекрасное современное оборудование, замечательные лекарства, умелый медперсонал. Ты опасно болен. Но у тебя есть возможность сделать все для своего излечения, для этого есть все условия. Для христианина важно так же думать о Церкви, о покаянии: Христос – самый лучший Лекарь; покаяние – это дар, который изменяет людей; изменяет здесь и сейчас. Если человек начнет искренне каяться, будет стремиться изменить свою жизнь,  она у него непременно изменится, потому что Бог принимает кающихся. Он осуждает тех, кто не кается, и принимает кающихся. Для этого Он и пришел в мир. Сын Божий стал Человеком для того, чтобы на Кресте освободить нас от плена зла и смерти, дать возможность грешнику покаяться и получить прощение.

Это не просто слова, это практика. Поэтому тут важно, настраиваемся мы всерьез на эту практику или пропускаем все мимо ушей. Так нельзя, дорогие мои. Это действительно практические, нужные, живительные слова, сказанные для каждого из нас. Церковь – это больница. И Бог, как самый лучший Врач, дает возможность каждому раскаяться и получить прощение во всех грехах, какие бы он ни сделал. Но нужно соблюдать условия, как нужно соблюдать условия лечения в больнице.

Покайтеся! Отвергните от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь (тут имеются в виду тяжкие, смертные проявления грехов), но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – все, все, воспрещаемое Евангелием.

Дальше святитель Игнатий говорит, что недостаточно просто один раз покаяться, один раз признать, что ты в чем-то был не прав. Здесь мало одного лишь осознания своего греха. Представьте: например, с человеком случилось несчастье – он стал убийцей, и он это осознал, он больше не станет этого делать. Но этого недостаточно. Нужно еще отвергнуть пагубные развлечения и плотские наслаждения. Интересно, что хотя святитель Игнатий уже упомянул блуд, который считается главным плотским грехом, он затем вновь, отдельно говорит о плотских наслаждениях. Почему? Этот термин мы тоже должны понимать. Наслаждения плотские – не только блуд, разврат. Есть несколько страстей, которые непосредственно сюда относятся. Например, чревоугодие. Человек любит себя, свое тело; любит себя упокоить, понежить, покормить вкусненько, сладенько, любит комфорт, любит, чтобы его никто не беспокоил. Это тоже плотские грехи, наслаждения плотские, а вовсе не только какой-то откровенный разврат, о чем и пишет святитель Игнатий.

Казалось бы, что плохого в развлечениях? Но развлечения развлечениям рознь. Если вы со своим ребенком пошли в выходной день на каток, это неплохо, гораздо лучше, чем сидеть дома в своем гаджете и ни с кем не общаться. Под развлечениями тут имеются в виду не только какие-то концерты, дискотеки и прочее в таком роде. Что такое «развлечься»? Тебе нужно сосредоточиться, а ты развлекся, отвлекся от главного. Понятно, что христианину бывает необходимо и отдохнуть, не всегда он может быть как натянутая струна. Но важно понимать, что если ты развлекся, то обязательно потерял дух, настроение. Это можно легко увидеть. Например, человек регулярно читал святоотеческую литературу, потом на какое-то время бросил, снова к ней обратился и начинает смотреть на это новыми глазами, как будто обратился к новому тексту, который ни разу не читал. А сколько раз так было у нас с Евангелием? Вот, например, за богослужением прочитали Евангелие, потом вечером заставляем себя об этом вспомнить и не сразу можем это сделать. Почему так получается? Потому что мы уже развлеклись, отвлеклись. Увлеклись какими-то грехами, впустили в себя это развлечение. И уже не можешь сосредоточиться.

Или, например, музыка. Увлекся человек музыкой (допустим, популярной песней), потом пытается молиться, а сосредоточиться на молитве уже не может, потому что эта мелодия крутится у него в уме. Лукавый как пластинку заезженную включил, «склеил магнитофонную пленку», и все время мелодия у тебя в сознании крутится, не можешь сосредоточиться. Вот и развлечение. Казалось бы: что такого? Подумаешь, музыку послушал...

Давайте о практике поговорим. Занимался я оглашением одной женщины. Получилось это долго (по разным причинам: то я не мог, то она не могла). Мы прошли основы веры, все было искренне. А потом, спустя какое-то время, она подходит и спрашивает: «А почему язычество-то плохо? Ведь они тоже в Бога верят, даже в богов. Это же хорошо». И думаешь: «Боже мой! Мы же это проходили, куда все делось?» А произошло скорее всего то, что человек чем-то увлекся и даже основные понятия потерял, уже язычество стало для него нормальным, хотя (сами понимаете) это же полное безумие!

Дорогие мои! Нужно понимать, что «все нам дозволено, но не все полезно». Это очень важные слова апостола Павла. Все надо анализировать. Если что-то тебя развлекает и уводит от Бога, от правильного духовного настроения, тогда с этим надо бороться, нужно понимать, что это тоже грех. Имеется в виду, что грех – это не только что-то страшное, но и что-то вполне простое, происходящее в повседневной бытовой жизни. Например, человек решил проверить свою электронную почту. Начал проверять, потом ухватился за новости, потом какое-то видео посмотрел. И вскоре оказывается, что он сидит и всех осуждает, нахватавшись всяких новостей и забыв уже о том, что он вначале хотел. Пошел молиться, а у него  «политинформация» в голове.

Мы всегда должны быть внимательны. Мы находимся не в состоянии мира и благополучия, а в состоянии духовной войны. Она идет всегда, хотя в этой войне и не слышно разрывов, самолеты не летают, танки не ездят, пушки не грохочут. Это не означает, что войны нет, она есть – это невидимая брань. Лукавый – «шахматист», он не придет к нам просто так. Бог не попустит того, чтобы он явился к нам в своем настоящем образе и начал нас соблазнять. Он это делает через наши мысли, чувства, привычки, наше невнимание, рассеянность. Развлечения, дорогие братья и сестры, страшны тем, что человек перестает за собой следить.

Еще одна аналогия. Пограничник охраняет границу, он стоит с автоматом и должен не пропустить врага. Он развлекся, отвлекся (например, начал книжку читать). Но в этот момент он же не смотрит на участок границы, который охраняет. И враги, видя, что он сел и читает книжку (пусть даже самую безобидную), не исполняет свои главные обязанности, приходят, захватывают его, а потом и всю охраняемую им территорию. Так же и с умом. Ум должен быть сосредоточен на себе. Как бы ни казалось это сомнительным эгоистичным людям, незнакомым с этой темой, мы в первую очередь отвечаем за себя. И ответ дадим не за соседа, не за Россию-матушку, а за себя, за свою душу. Поэтому мы вооружены умом, который должен смотреть на себя: что там у меня внутри, о чем я думаю, чего хочу, что делаю? Должен быть постоянный контроль. Ум – это пограничник, граница – наше сердце, наша душа; ее нужно охранять.

Задача лукавого – развлечь наш ум, увлечь его мечтаниями, мыслями, спорами с какими-то людьми, доказательствами своей правоты, высокими рассуждениями, лишь бы человек не смотрел за собой. Если он начинает смотреть за собой, то начинает понимать, как легко лукавый действует в уме через помыслы, чувства, как поднимает всю эту муть; и тогда человек начинает бороться. А развлекся – и все, пал. Поэтому развлечения, дорогие братья и сестры, – это не только дискотеки, это именно внутренний отход от главной задачи нашей духовной жизни.

О плотских грехах я уже сказал. Наслаждения плотские – это все, что касается плоти: и чревоугодие, и сребролюбие, и блудная страсть.

И мечтания преступные, и помышления беззаконные. Почему святитель Игнатий говорит о них? Потому что в Евангелии Господь тоже говорит о помыслах. Помните, Он говорит: «Кто смотрит на женщину с вожделением»... К женщинам это тоже относится, если кто-то из них смотрит с вожделением на лиц противоположного пола. Что такое «с вожделением»? Например, мы голодны и смотрим на яблоко в саду у соседа. Мы можем просто смотреть: ну, яблоко висит – и пусть себе висит, это не мое. А когда человек смотрит с вожделением, значит, он хочет присвоить это, вкусить. Согласитесь, что это другое чувство, другое внутреннее ощущение. Даже если он этого не сделал, желание протянуть руку и сорвать яблоко, съесть его и есть вожделение (то есть желание греховное). Это Господь тоже рассматривает как грех, потому что страсти начинаются не тогда, когда мы уже что-то делаем. Они начинаются с помыслов, мечтаний. Понимаете, насколько важно нам быть внимательными к себе, чтобы не допускать преступных мечтаний (то есть мечтаний о грехах, которые лукавый первоначально представляет нам такими привлекательными, интересными, вожделенными)? И помышления беззаконные... Это то, что воспрещается Евангелием.

Прежнюю и греховную жизнь, – пишет дальше святитель Игнатий, – омойте слезами искреннего раскаяния. Здесь тоже надо пояснить, что значит «слезами». Недавно слышал от современного проповедника, что на исповеди нужно обязательно плакать. Это заблуждение. Слезы у человека могут быть, а могут и не быть – не это главное (что такое «духовные слезы» – мы рассмотрим в другой передаче). Главное – раскаяние, то есть неравнодушное наблюдение за собой. Не может быть спокойного, нейтрального отношения к собственным грехам. Раскаяние – это когда человеку стыдно перед Богом; он сожалеет, что совершил те или иные грехи. И это дает ему возможность, видя свое падение, снова и снова обращаться ко Христу и получать от Бога прощение. Этой строкой святитель Игнатий говорит, что нужно не только смотреть на свое прошлое (которое тоже нужно анализировать), но еще и наблюдать свое сегодняшнее состояние.

Давайте, дорогие мои, правильно настроимся на духовную жизнь, используем то время, которое нам дается, для того, чтобы внимательно вглядеться в себя, проанализировать свое состояние с точки зрения учения Церкви о грехах, о страстях, будем изучать святоотеческие писания. Давайте изучать Евангелие (опять напомню о необходимости его изучения) для того, чтобы через призму Евангелия смотреть на себя и на свой внутренний мир.

Заканчивая нашу очередную передачу, снова напоминаю о своей просьбе: если есть какие-то вопросы, истории, связанные с проявлением грехов, которые хотелось бы обсудить, прошу присылать письма. Мы обязательно посвятим одну или несколько передач ответам на ваши вопросы, непосредственному общению с вами.

Помогай нам всем Господь!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы