«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. О покаянии

15 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры!  В течение нескольких передач мы разбирали статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» и приступили к изучению статьи «О покаянии», которая готовит нас к пониманию темы борьбы со страстями. Несколько передач назад я говорил, для чего нужны такие длинные подходы к изучению страстей, и сегодня еще повторю, потому что наш цикл становится очень длинным и, быть может, кто-то не слышал первых передач.

Борьба со страстями – очень глубокая, многоплановая тема. Здесь важно не только понимание, является тот или иной поступок грехом или нет. Необходимо еще правильное видение того, какова цель христианской жизни. Эта цель – в том, чтобы стяжать вечную жизнь, быть со Христом после смерти и научиться быть со Христом уже здесь, на земле. Об этом и говорит святитель Игнатий в первой статье своих «Аскетических опытов».

Изучая вторую статью из этого труда – «О покаянии», мы должны понять, что нужно получить навык правильного душевного устроения, когда христианин действительно пытается жить по-христиански, а не просто как-то об этом говорит, но ничего не делает для этого.

В прошлых передачах я просил вас писать письма с вопросами. И одна телезрительница в письме порекомендовала мне несколько исправить стиль изложения. Она пишет: «Вы зря говорите “мы”; говорите или “они”, или “я” (то есть о себе)». Но ведь мы все родились от Адама, все несем на себе печать первородного греха. Поэтому когда я говорю «мы», конечно же, имею в виду вообще всех людей, включая и себя. А женщина огорчилась за сильных мира сего, расстроилась, что когда я говорю «мы, современные христиане», то задеваю даже и каких-то знатных и высокопоставленных духовных особ. Но, дорогие мои, в первую очередь мы все – люди, и какое бы положение ни занимал человек в Церкви, государстве или обществе, он в первую очередь тоже – наследник грехов Адама. Священное Писание по этому поводу нелицеприятно (то есть не обращая внимания на положение человека) говорит: «Всяк человек – ложь». Поэтому я не буду менять свой стиль изложения, буду по-прежнему говорить «мы», потому что это касается всех нас, особенно тех, кто хочет подробнее узнать о борьбе со страстями и попытаться что-то с собой сделать.

В предыдущей передаче мы остановились на той мысли святителя Игнатия, что наша жизнь коротка. Бог дает нам очень многое для спасения, но человек вследствие своего повреждения (слыша Евангельские чтения, творения святых отцов, мы все-таки должны говорить, что речь идет не о ком-то, а о нас) забывает об этом.

Теперь приступим к изучению статьи «О покаянии». Святитель Игнатий пишет: В каком мы страшном ослеплении! Как очевидно доказывается этим ослеплением наше падение! Мы видим смерть наших братий; мы знаем, что и нам непременно и, может быть, очень скоро предлежит она, потому что никто из человеков не остался навсегда на земле; мы видим, что многим и прежде смерти изменяет земное благополучие, что превращается оно часто в злополучие, похожее на ежедневное вкушение смерти. Несмотря на это столько явное свидетельство самого опыта, мы гоняемся за одними временными благами, как бы за постоянными, за вечными. На них одних обращено все наше внимание! Забыт Бог! Забыта величественная и вместе грозная вечность! Покайтеся!

Разберем этот фрагмент статьи. Святитель Игнатий бесконечно прав, когда говорит, что мы (то есть христиане; про еретиков, которые очевидным образом пребывают в заблуждении, говорить не будем) находимся в ослеплении. В чем эта слепота? С одной стороны, мы знаем, что смерть есть, что она, быть может, очень близко, рядом. Нам никто не гарантирует, что мы будем жить долго. Вспомните евангельскую притчу о богаче (мы ее уже как-то упоминали, но, наверное, будем еще много раз вспоминать, и сейчас она очень к месту). У богача уродился очень большой урожай, и он думает, куда его деть. И решает, что нужно его запасти для себя, для своего веселья, для увеличения своего богатства и весело, беззаботно, роскошно прожить дальнейшие годы. А Господь ему говорит: «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя (то есть ты умрешь в эту ночь). Для кого ты оставишь это богатство?»

Такое ослепление свойственно не только богатым людям. По сути, таким же может быть и нищий, который занят только тем, что добывает на пропитание и тем самым заботится лишь о временных благах. Это ослепление человека-грешника свойственно всем нам. И мы можем ставить себе такой духовный диагноз: помним мы о смерти или не помним. Это очень важно. Если человек не помнит о смерти, то он настраивается на временную жизнь как на вечную. Например, зачем человеку излишек богатства (тридцать три машины, пятьсот рубашек и миллион пар обуви)? Он все равно все это не использует, не износит. Зачем ему это надо? Понятно, что он с собой в гроб ничего не положит, оставит на земле. Сколько таких историй, когда оставленное наследство было причиной конфликтов среди детей. Мы регулярно с этим сталкиваемся. Даже небогатые люди, оставляя детям только одну квартиру-хрущевку, уже заранее зарождают конфликты среди детей, которые пытаются эту стариковскую квартиру поделить и не могут это сделать нормально. Таких примеров  много. Получается, что мы действительно находимся в ослеплении.

Как из этого состояния выйти? Напоминать себе о смерти, о покаянии. Если мы этого не делаем, то получается, что мы живем для страстей, для того, чтобы они усилились в нашей жизни. Святитель Игнатий, когда пишет о признаках нашего ослепления, говорит, что ведь действительно никто еще не остался на земле навсегда. Мы знаем, помним об этом, но не применяем к себе, не думаем: «А если завтра или уже сегодня я умру?»

Дальше святитель пишет, что многим и прежде смерти изменяет земное благополучие. Этому ведь тоже есть многочисленные примеры, когда человек, у которого был успех, который занимался каким-нибудь бизнесом, законным или не очень (сейчас это не так важно), приобрел какие-то богатства, потом становится банкротом. Или, например, если посещает человека тяжелая болезнь, то никакие богатства не могут спасти его от смерти.

Обратим внимание вот на эти слова, что превращается оно (благополучие) часто в злополучие, похожее на ежедневное вкушение смерти. О чем идет речь? О том, что человек, получив какие-то блага, использовал их во грех, почему и приобрел какие-то тяжелые болезни и мучается теперь от них. Или, наоборот, попал в места не столь отдаленные и страдает там, потому что нарушил закон. Все это – следствие ослепления. А если бы человек помнил о смерти, о вере, о Евангелии, то, наверно, не грешил бы – и не было бы таких последствий. Так вот, несмотря на это столько явное свидетельство самого опыта, мы гоняемся за одними временными благами.

Каков диагноз этой гонки за благами? Забыт Бог. Представляете: в среде христиан забыт Бог, когда у человека, называющего себя христианином, богом становится чрево или кошелек, роскошь, слава или еще что-нибудь из грехов. Забыта величественная и вместе грозная вечность! Покайтесь!

Особенно мне хочется обратиться к тем нашим братьям и сестрам, которые настороженно относятся к теме покаяния. Путь ко Христу лишь один, это путь через покаяние. Другого пути нет. Нельзя прийти ко Христу через танцы, песни, веселье, всякие развлечения и так далее. Настоящее примирение со Христом обретается только через покаяние, потому что через грех человек отпал от Бога, а через покаяние может к Нему вернуться. Образно говоря, других «дверей» к Богу нет, дверь лишь одна. Поскольку лукавый хорошо знает, что этот сильный, мощный путь очищения человека от грехов – единственно возможный в деле спасения, то, естественно, он будет устраивать духовную войну против христиан, против покаяния. И тогда говорят, что покаяние – это когда злые священники внушают нам чувство собственного недостоинства, чувство вины, что это плохо, и начинают «анализировать» христианство с точки зрения Юнга, Фрейда и т.д. Это лукавые идеи, рожденные современной философией разврата и потребления, когда кающийся человек воспринимается как какой-то ненормальный, ущербный, нерадостный, несчастливый. А ведь мы не заглядывали в его душу. Если он плачет о грехах, примирился со Христом, то именно он счастливый человек. А не тот, который страдает от того, что его не заметили, обидели, недолюбили, не дали больше благ, не сделали так, как он хотел. Счастье в другом: в том, чтобы найти Бога, Христа.

Не следует прислушиваться к лукавым мыслям, что покаяние не нужно, что оно устарело, ввергает в уныние. В уныние ввергается тот человек, который не знает, что это такое. Когда ребенок, который как-то напакостил, оскорбил, обидел маму, нарушив ее волю, потом  просит прощения и мама его прощает, как он себя чувствует? Он чувствует себя униженным, оскорбленным, ощущает, что его достоинство задели? Нет, он чувствует себя счастливым, потому что прощен.

Если мы сделаем из христианства какое-то комфортное обслуживание современных людей, чтобы они и грехами наслаждались, и о рае мечтали, тогда это будет вообще не христианство. Христианство другое, давайте ничего не придумывать. Оно такое, каким его открывает Господь в Евангелии. А Он говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» Оно рядом.

Изменят, братия, непременно изменят нам все тленные блага (то есть это закон): богачам изменит их богатство, славным их слава, юным их юность, мудрецам их мудрость. Только одно вечное, существенное благо может стяжать человек во время странствования земного: истинное Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. Почему изменят? Только что мы говорили о смерти. Она очень быстро прекращает все неправедные цели и задачи человека. И богач умрет, и нищий умрет, и никто с собой ничего из вещественного не забирает на тот свет; забирает только навыки, которые он приобрел. Если человек приобрел навык к чревоугодию, блуду, разврату, славе, власти и так далее, то он с этим и приходит соответственно и получает то, что заслужил.

Славным слава изменяет уже здесь, в этой жизни. Мы можем найти множество примеров, когда человек был известен, а потом пропал с экранов, про него все благополучно забыли; или то же самое произошло после смерти человека. Человеческая память в этом смысле ненадежный источник, ненадежный носитель. Юность проходит быстро, мимолетно: был юн, прошло несколько мгновений (образно говоря, по ощущениям), и у человека уже наступила зрелость, а там и старость наступит. И мудрецы, мудрые и знатные, со временем тоже становятся вовсе немудрыми, особенно когда живут по страстям.

О каком сокровище говорит святитель Игнатий? «Одно вечное, существенное благо может стяжать человек: истинное Богопознание, примирение и соединение со Христом». Примирение со Христом – это очень глубокая тема, это означает не просто принять крещение, а потом раз-два в год сходить на исповедь. Тема примирения со Христом касается изменения жизни человека. По христианину должно быть видно, что он настоящий христианин, а не просто крещеный. Огромный процент населения России – люди, считающие себя православными, а спроси основные заповеди или основы веры, получишь очень интересные и разнообразные ответы.

Поэтому я очень серьезно и занялся на приходе катехизацией (как сам это понимаю), начал проверять прихожан, потому что даже легкая проверка выявляет среди христиан прямых еретиков (например, ариан и приверженцев оккультизма). Почему? Потому, что их никто не учил. Люди отчасти не виноваты в том, что они не знают основ веры. И как много внимания нужно духовенству обратить на своих прихожан! Сколько нужно и индивидуально работать, и проповедовать, и учить, чтобы люди правильно знали веру… А то человек может ходить в храм и даже причащаться (как было у меня на приходе) и не знать самого простого. Когда в беседе я спросил: «Где находится Бог?» (для христианина это простой вопрос; Бог – Дух, Он везде находится), – то прихожанка, ходившая в храм еще в советское время (в некотором смысле даже исповедница, пострадавшая за веру, потому что ей не давали продвигаться по работе из-за того, что она ходила в храм), сказала: «Бог на Венере находится». Представляете? Мне так любопытно стало... Я спрашиваю: «А как Он, например, узнает, что у нас происходит?» Она отвечает: «Ангелы докладывают». Представляете? А если человек верит неправильно, то он обязательно будет и жить неправильно. Это как с правилами дорожного движения, о которых я много раз упоминал: если ты их неправильно выучил, то ездишь не на зеленый свет, а на красный...

Так же происходит и с верой. Почему я и думаю: если Бог даст, после нескольких наших циклов, разборов статей святителя Игнатия приступим к изучению основ веры, чтобы люди, которые захотят бороться со страстями, могли проверить себя с точки зрения этого знания.

Мне было неудивительно, что у этой прихожанки, дорогого мне человека, в жизни есть огрехи. И мне стало понятно – почему. Если она верит, что Бог находится далеко (да, Он есть, она в Него верит, но Он находится далеко, как она говорит, на Венере), тогда Он не знает, что ты думаешь, чувствуешь, говоришь. Понимаете? А если мы, как христиане, верим правильно, то понимаем, что Бог находится везде и хорошо знает жизнь всех людей, Ему это ничего не стоит, ибо Он – Всемогущий Бог... Это я, ограниченное существо, не могу так, ангелы не могут, а Бог может. Он Вездесущий, то есть находится одновременно везде, и Всеведущий, то есть знает нас лучше, чем мы сами себя знаем. Я порой могу ошибаться, думая о себе: вот я хороший какой! Как в евангельской притче о мытаре и фарисее. Фарисей ведь искренне считает себя хорошим (какой самообман!) А сам тут же осуждает других.

Так вот, Бог хорошо знает, кто мы на самом деле.  Мы же понимаем, как следует вести себя на людях, но часто совсем иначе ведем себя дома, когда нас никто не видит. Порой это бывают, по сути, совсем разные люди, с разным поведением, хотя личность одна. А теперь представьте, как должен чувствовать себя христианин, если он думает, что Бог его не видит. Да делай что хочешь, правда? Вот так и происходит. А если мы верим, что Бог видит нас каждую секунду нашей жизни, то это уже совершенно другое отношение. Благо человек потом понял свою ошибку, признал ее и пытается искренне трудиться. И это хорошо.

Кстати, в связи с этим есть еще одна история. Как-то был у меня такой миссионерский задор – ходить по предприятиям и рассказывать о Боге. Правда, это было давненько. И была такая интересная история, когда меня и моего помощника пригласили на оперативку в больницу. Собрались врачи, и мы решили рассказать об одном из замечательных свойств нашего Господа – что Он Всеведущ. После того как мы рассказали, что Бог, как любящий Отец, всегда и везде с нами, было страшно смотреть, как изменялись лица людей, незнакомых с христианством. Наша беседа вызвала вопросы: «А что, Бог знает даже прошлое? То, что мы раньше натворили, или что мы делаем, когда нас никто не видит?» Мы с радостью сказали: «Да, конечно!» В итоге нас больше туда не приглашали. Они были недовольны тем, что услышали: что Бог, оказывается, знает все.

Дорогие мои, примирение со Христом – это попытки человека увидеть, что в нем не соответствует вечности, вере, пути христианина, и попытки изменить себя, (безусловно, с помощью Божией). Без Бога это не получается. Это не только – ты сам напрягся и каким-то волевым усилием что-то из себя выдавил, стал лучше. Вовсе нет. Это другой процесс, о нем мы будем говорить дальше. И святитель Игнатий об этом дальше пишет. Это не какой-то однократный поход в церковь для того, чтобы поставить свечку или заказать сорокоуст. Речь идет о внутреннем изменении человека, когда он постепенно избавляется от греха, когда его мысли меняются в евангельском духе, когда на какие-то печали и скорби он начинает реагировать по-евангельски, а не так, как обычно (тебя оскорбили, и ты дал человеку в глаз, оскорбил его так, что согрешил гораздо сильнее его). Примирение с Богом – это очень глубокая тема. Предлагаю подумать о ней, поискать об этом у святителя Игнатия. Я думаю, что дальше мы, если Господь даст, будем этого касаться.

Заканчивая очередную передачу, братья и сестры, я снова предлагаю вам (кому интересно, у кого есть вопросы) писать мне на наш электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru. И хочу немножко рассказать, как эта система работает. Конечно, это не моя личная электронная почта. Это почта телеканала «Союз», с которой автоматически письма пересылаются на мой личный адрес. Я не указываю свою почту не потому, что вас боюсь. Я в ней работаю, и когда приходит много писем, то получается большой хаос. По мере того как эти письма приходят, я их собираю «в стопочки», и когда будет определенная тема, буду эти вопросы зачитывать. Поэтому не огорчайтесь, что сразу не получаете какой-то ответ, это все будет постепенно, по темам.

Наверное, я сделаю еще так. Мы заканчиваем читать очередную статью святителя Игнатия. И сделаем отдельную передачу с разбором вопросов и ответами на те вопросы, которые подходят по теме этой статьи. Поэтому не огорчайтесь. А то бывают такие вопросы: «А можно ли Вам писать? Точно ли это Вы?» Братья и сестры, не сомневайтесь, письма точно приходят ко мне. Каждый вопрос, если он приличный (а то бывают вопросы оскорбительного характера, мы такие, конечно, не будем разбирать), если человек действительно хочет получить ответ, мы обязательно будем разбирать.

Помоги нам всем Господь!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы