«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

8 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжаем тему «Страсти и борьба с ними». В течение уже немалого времени мы говорим о целях христианской жизни. Разговор этот небыстрый, потому что духовная жизнь непростая, она имеет свои правила и законы. Наша программа – о страстях и борьбе с ними, как она понимается святыми отцами. Необходимо понимать, что это целый комплекс и правильных понятий, и правильного отношения к жизни; недостаточно просто обозначить тот или иной поступок как грех или обозначить проявление той или иной страсти. Если человек не поймет, какова главная цель его жизни, какой в ней смысл, то разговор будет бесполезен или превратится в спор, в котором человек станет доказывать, что грех – это вовсе и не грех, начнет отстаивать какую-то свою греховную «правду». Поэтому мы и говорим, что цель наших передач – это не какие-то частности, а раскрытие того, в чем заключается следование за Господом Иисусом Христом.

Мы хотим разобраться в том, каким законам подчиняется это следование за Богом. Мы ориентируемся на творения святителя Игнатия (Брянчанинова) и вместе с вами изучаем статью «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» («Аскетические опыты», том I). Еще раз повторюсь: было бы замечательно, если бы вы тоже имели перед собой книгу и следили за текстом. Это дало бы нам возможность постепенно все больше понимать святоотеческий текст, как бы переводя его на современный язык, при этом используя примеры из современной жизни. Собственно, это и есть наша главная цель – научится понимать святых отцов.

В конце предыдущей передачи мы, читая святителя Игнатия, говорили о том, что нужно научиться возлюбить волю Бога превыше собственной. Понятно, что это очень сложно, но без этого никакая борьба со страстями, никакое духовное возрастание невозможно. Не овладев этим духовным искусством, мы будем подобны слепым котятам в темной комнате.

Какие трудности бывают на пути христианина? С этим столкнулось (и будет сталкиваться) много людей. Когда человек из нерелигиозной семьи пытается прийти к вере, начинает ходить в церковь, что он часто встречает в своей семье? Сначала недоумение, потом противодействие, критику и так далее, особенно если христианин ведет себя неправильно. Поэтому давайте вместе со святителем Игнатием проанализируем, как нужно себя вести, когда наши близкие, наши любимые люди начинают противодействовать нам на пути к Богу.

Святитель Игнатий пишет: Когда люди, близкие нам по плоти (имеются в виду наши семейные близкие, друзья), вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией... что в этом случае делать? С таким поведением близких мы сталкиваемся очень часто. Хотя мы и говорим, что у нас большой процент верующих людей (православных, крещеных), на практике мы видим, что близкие люди очень редко спокойно воспринимают наше регулярное посещение храма. Особенно раздражение и негодование с их стороны вызывают наши попытки бороться со страстями.

И вот представим себе: человек попробовал следовать воле Божией, допустим, ходить в храм каждое воскресенье. Это ведь тоже исполнение воли Божией, ведь Господь сказал: «Чти день субботний» (для нас, христиан, это день воскресный). Что делать, когда со стороны близких бывает  противодействие? ...Окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, непретворяющиеся в волков и незащищающиеся от волков зубами. Смотрите, как интересно. Казалось бы, по своему плотскому настроению нужно рассуждать так: «Да я имею право! Я же гражданин Российской Федерации, у меня есть право, зафиксированное в Конституции, свобода совести! Кто помешает мне идти к вере, к Богу?» А на самом деле за счет таких рассуждений лукавый очень быстро создает нам духовных врагов в лице наших семей, самых близких, самых любимых людей. Как к ним в подобном случае относиться? Если по плоти – сразу противостать, начать защищаться, доказывать свою правоту, свое право... Оказывается, надо вести себя по-другому. Святитель Игнатий предлагает нам очень глубокую мысль: должна быть святая ненависть, которую оказывают агнцы волкам. Агнцы – это ягнята. Как они могут бороться с волками? Силой, зубами не могут, но они могут внутренне сохранить силу смирения. Не какими-то драками и разборками, не скандалами доказывают они свою правоту, свое право ходить в церковь, они поступают совсем иначе.

Что такое святая ненависть? Мы привыкли думать, что ненависть – очень плохое качество. Действительно, ненависть не святая – это очень тяжкое состояние, когда человек впадает в страсть гнева и в этом состоянии готов буквально убить своего ближнего, настолько не терпит его рядом, что все в нем вскипает. Святая ненависть не такая, это совсем другое, противоположное состояние. Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков (когда нас пытаются уклонить от истин веры, от стремления вести христианскую жизнь), хотя бы эти человеки и были ближайшими родственниками, в великодушном терпении оскорблений, наносимых ими (не попытка кулаками доказать свою правоту – это далеко не христианство), в молитве о спасении их... Нам предлагается очень глубокая, серьезная работа над собой.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли это правильно. Это не то, когда человек похож на тряпку, когда об него вытирают ноги. Это состояние очень сильного человека, потому что ты способен удержать горение крови и, когда оскорбляют святые для тебя вещи, не пойти кулаками доказывать свою правоту. Это не слабость, а, наоборот, сила. Слабость человек проявляет, если начинает кричать, применять физическую силу. Признаки духовной силы – это правильное поведение человека, когда он молится за близких людей, которые стали ему врагами. Это не означает, что их надо ненавидеть, бросать... Нет, конечно.

Святая ненависть к ближним заключается... отнюдь не в злоречии (ругани) и не в однородных злоречию действиях (гневе, разбирательствах, распускании рук, скандалах, обидах), которыми выражается ненависть естества падшего, ненависть богопротивная. Нет, не так нам нужно поступать. Нам нужно поступать по-христиански. Тут применяется терпение, молитва, исполнение тех заповедей, которые Господь дает по отношению к врагам. Когда в Евангелии мы читаем, что «враги человеку домашние его», простой разум сразу начинает нам говорить: «Как так? Неужели мне враг мой ребеночек, которого я только что держал на руках?» Христианство представляется каким-то безумным. Да не об этом же речь! Когда наши ближние становятся нам врагами? Когда они пытаются встать между человеком-христианином и Богом. Знаете, какие бывают безумные мужья? Они говорят женам: «Выбирай, я или Бог!» Представляете, до чего доходит? Сейчас, в наше время, нередко случается, что человек бывает вынужден встать перед таким выбором. Понятно, что это полное безумие. Да, это правда: у мужей действительно бывает такая ревность к Богу, к Церкви. Наши сестры очень часто сталкиваются с этим. И сколько же нужно действительно христианского мужества и веры, чтобы спокойно ответить такому разгоряченному мужу: «Ты мне дорог, но Бог тоже для меня важен, нужен мне».

Когда наши ближние, как враги, встают между Богом и нами, к ним нужно относиться так, как Бог заповедал относиться к врагам: люби врагов, благослови проклинающих, молись за приносящих тебе всяческие скорби. Вот это и советует нам святитель Игнатий в своих удивительных и точных словах.

Не думайте, сказал Спаситель, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф.10, 34 – 35). Мы знаем, что Церковь всегда стоит за мир (за мир во всем мире). Но здесь Господь говорит не об этом, а о том, что Он приносит меч разделения. Этот меч – истина, тот самый Дух Христов, который заключен в заповедях, Евангелии, в вере, аскетической христианской жизни, попытках жить по-христиански, христианском благочестии, каноническом строе Церкви. Это и есть то, что разделяет людей. Очень важно понять, что Церковь отделяет добро от зла, истину ото лжи. Это одна из главных задач Церкви – учить народ тому, что такое ересь и что такое правильная вера. Меч Христовой истины как раз так и делает – он разделяет. И как бы печально и грубо это ни звучало, Христос это делает не для того, чтобы досадить нам, а потому, что по-другому невозможно. Невозможно соединить вместе черную и белую краску – получится что-то серое, далеко не чистый белый цвет. Так же невозможно соединить истину и ложь; должно быть разделение, отделение одного от другого: греха от добродетели, лжи от истины.

Когда в семье один человек заражен любовью ко грехам, а другой тянется ко Христу, то разделение обязательно случится. Да, они могут жить под одной крышей, вести совместное хозяйство, могут даже нормально общаться, но внутреннее духовное разделение между ними все равно будет. И порой оно приводит к тому, что христианам приходится немало претерпевать. И даже сейчас, казалось бы, в спокойное, тихое время, есть многочисленные примеры, когда христиане (в основном христианки) терпят очень серьезные гонения от своих ближних.

Дальше святитель Игнатий цитирует преподобного Иоанна Лествичника, который тоже комментирует Евангелие. Он говорит, что Господь пришел разделить боголюбивых от миролюбцев; плотских от духовных; славолюбивых от смиренномудрых; угождается Бог разделением и разлучением, когда оно совершается ради любви к Нему. Это не отвлеченная теория, а самая настоящая практика! Если мы соберемся бороться с грехами по-настоящему, то обязательно столкнемся с неизбежностью такого разделения. Надо быть к этому готовыми. Святитель Игнатий и другие отцы говорят, что без этого невозможно. Один из пунктов самоотречения – отречение и от мира тоже. Плотская любовь к ближним, когда она человеку дороже спасения, – тоже признак зависимости от мира.

Все это не означает, что надо перестать заботиться о ближних: бросить родителей, детей отдать в детский дом и т.д. Забота о ближних – наш крест. Разделение, о котором говорит Господь, – это глубокая внутренняя работа. Господь предупреждает нас о том, что оно неизбежно.

Пойдем дальше. Как относиться не к ближним, а вообще к окружающим, ко всему миру, который вокруг нас? Пророк назвал землю местом «пришествия своего» (Пс.118, 54), а себя пришельцем и странником на ней. И цитируется царь Давид: «Странник я у тебя и пришлец (путник), как и все отцы мои» (Пс. 38, 13). Очевидная, осязательная истина! Истина, забываемая человеками, несмотря на очевидность свою! Я – пришлец на земле (странник, путешественник): вошел я рождением; выйду смертью. Я – преселник (переселенец) на земле: переселен на нее из рая, где я осквернил и обезобразил себя грехом. Здесь святитель Игнатий применяет немножко поэтический язык. Под «я» он, конечно, имеет в виду не себя самого (не он был в раю, а Адам), а все человечество. Он говорит это как бы от лица Адама, но к нам это тоже относится. Мы сами не были в райском саду, не совершали греха отречения от Бога, но мы наследники Адама (об этом тоже не надо забывать).

Переселюсь и с земли, из этого срочного изгнания моего, в которое я помещен Богом моим, чтобы я одумался, очистился от греховности, снова соделался способным для жительства в раю. Один из важных принципов – отношение к окружающему. В предыдущей передаче мы говорили о том, что у людей есть склонность привязываться к земле, к ее богатствам, ставить достижение их целью своей жизни, впадать в различные страсти. Но если мы вспомним истинную, настоящую цель христианина – вечность, то станет понятно, что ко всему окружающему надо относиться как путешественник. Помните, мы говорили, что должны правильно пользоваться имуществом, которое нам дается; что жизнь дается нам временно; у каждого она своя по продолжительности (у кого-то короче, у кого-то длиннее), и мы не знаем, когда призовет нас к себе Господь?

Это отношение странника очень глубокое. Давайте еще подумаем о нем, каждый для себя. Не привязались ли мы к чему-то? А если нам уходить завтра? Что жалко оставлять? Давайте подумаем: что жалко нам оставлять? И окажется, что одно жалко, другое жалко... Близких жалко оставить, дача или дом не достроены, работа интересная, ты начал какой-то новый проект.... И окажется, что таких земных привязанностей у нас очень много. Речь идет не о том, чтобы мы стали бомжами и кочевали от одной помойки к другой. Речь идет о внутренней свободе: мы работаем, занимаемся земными делами, но сердце наше должно быть свободно. Ты благословись у Бога, помолись, начинай и делай свой проект, но будь готов к тому, если не доделаешь его, не привязывайся к нему. Так же и с близкими нашими,  дачами, землями, домами, с чем угодно. Храмы недостроенные, неустроенная приходская жизнь... Умирать собирайся, а пшеничку сей (но умирать собирайся!).

Для чего Бог послал нас на землю, для чего мы родились? Оказывается, не только для того, чтобы помучиться, пострадать. Главная цель: чтобы я одумался (чтобы мы оценили правильно свои поступки, чувства, мысли, нашли истинную цель жизни, тот самый тернистый путь к Богу), очистился от греховности (оказывается, все скорби, страдания, сложность христианской жизни нужны для того, чтобы очиститься) и снова соделался способным для жительства в раю. Вот для чего мы живем! Для того, чтобы снова попасть к Богу, в рай. Это не просто какая-то морковка перед осликом, чтобы он бежал бодрее. Это действительно истинная цель, потому что если не рай, то тогда получается ад (альтернативы-то нет). Выбор невелик: или ты стремишься к райским блаженствам, ко Христу, к Богу, к вечной жизни в раю, или попадаешь в ад.

Ни о рае, ни об аде забывать нельзя. Хотя очень часто приходится слышать от современных христиан: «Да не надо об аде говорить, не надо о вечных муках. Лучше о любви, счастье, веселье, радости!» Дорогие мои, если мы будем помнить только про радости, а сами ничего не сделаем для спасения, даже не будем иметь точных понятий о вере или будем иметь ложные, то о каком же рае мы сможем мечтать? Об аде нельзя забывать. Свобода – это не полная вседозволенность, а выбор между двумя направлениями жизни: к Богу или от Бога. Существование ада – это не вымысел Церкви для манипуляций людьми, а реальность. Об аде говорит Сам Господь в Священном Писании. Скажу больше: это реальность, которую некоторые начинают предчувствовать уже здесь, на земле, в своих страданиях, до которых они доведены собственными грехами. За упорную, окончательную неисправимость я и должен низвергнуться навечно в темницы ада, подтверждает наши слова святитель Игнатий.

Я – странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным. То есть человек идет в детский сад, затем в школу, учится, получает профессию, служит в армии, женится и т.д. Это и есть странничество по положениям земным. Я – пришелец и странник, как и все отцы мои. Отцы мои были пришельцами и странниками на земле: вступив на нее рождением, они удалились с лица ее смертью. Исключений не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложенному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего. Очень важно понимать, что это – одно из важных духовных упражнений, чтобы настроиться на христианскую жизнь, на то, чтобы начать интересоваться темой христианской веры, борьбы со страстями, осознать, что мы конечны, что здесь нам дана свобода и срок земной жизни, который мы должны пройти правильно, ничего не упуская. Этими словами святитель Игнатий не хочет загнать нас в уныние, а просто направляет на путь трезвомыслия. Если человек прожил всю жизнь в мечтах, он упустил возможность спасения, которая дается каждому желающему. Господь пришел на землю, чтобы спасти всех, кто хочет этого, а идти или не идти за Ним – зависит от нас.

Дорогие мои, заканчивая передачу, я напоминаю свою просьбу об отзывах, о том, чтобы вы присылали вопросы, какие-то свои истории. Возможно, что-то требуется пояснить. Вдруг Бог даст нам мудрости, и мы вместе с вами (и вместе со святыми, конечно!) разберемся в той или иной ситуации… Замечательно, что вы уже начали отзываться. Уже приходят очень глубокие письма с серьезными вопросами. Я благодарю вас, дорогие мои, но отвечать на них мы будем постепенно, в наших будущих передачах. Может быть, подготовим отдельную передачу с ответами на вопросы. Итак, прошу ваших отзывов и жду вопросов.

Помоги нам всем Господь!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы