«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

13 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В прошлой передаче мы касались вопросов внимания о молитве и разбирали письмо нашей очень интересной, внимательной к себе сестры, которая поднимала проблемы потери внимания при молитве и потери духовного строения. Я предлагаю продолжить разбирать ее письмо, тем более что эти проблемы связаны. На самом деле они касаются всех, это не только ее проблема.

Сестра пишет так: «Вот Бог дает иногда понимание каких-либо вопросов духовной жизни, а потом как будто из головы все выветрилось. Вроде бы читал и забыл». Действительно, так бывает. Вспомните притчу о сеятеле. Я очень надеюсь, что после просмотра наших передач вы начали изучать Евангелие, но напомню.

Господь в Евангелии рассказывает притчу о том, как вышел сеятель сеять (хозяин, у которого наступило время засевать урожай, начинает это делать). Как это делали раньше у нас на Руси?  Можно вспомнить такие картинки: идет крестьянин, у него торба на шее, и из нее он веером разбрасывает по полю семена. На Ближнем Востоке сеяли немножко по-другому. Там нет таких бескрайних полей, как у нас. Нужно было с одного плодородного участка переходить на другой через горы, через дорогу, через камни, чтобы их обрабатывать (или засевать, или урожай собирать).

И что делает рачительный хозяин? Он вешает на осленка два мешка с семенами и водит его. (В этих мешках делаются дырочки.) Таким образом, семена падают и на дорогу, и на каменистую почву, и в кусты, и на плодородную почву. Поэтому слушатели Господа понимали: это не просто хозяин засыпал семена на дорогу, это естественная бытовая история.

И что получилось? Те семена, которые упали на дорогу, склевывают прилетающие птицы, и семена не дают плодов. И потом Сам же Господь толкует эту притчу и говорит, что это за птицы такие. Это бесы, которые приходят к человеку, услышавшему слова о спасении, крадут эти самые слова, и человек остается ни с чем. Вот такой процесс существует (не только тогда существовал, но и сейчас тоже). Это можно встретить повсеместно – когда человек внутренне плотской, любит страсти, и что бы ты ему ни говорил о спасении, он просто не слышит. Но это одна история, одна грань, что мы так способны. Способны терять такие знания, даже не принимать их.

Сестра пишет нам, конечно, о других вещах. Это тоже бывает: наш ум часто рассеян. Что такое рассеянность? Это когда мы не можем сосредоточиться. Например, мы стоим на литургии, Евангелие нам прочитали, а вспомним ли мы вечером, что нам читали? Представляете, бывает так, что человек с трудом вспоминает, а может быть, и не вспоминает, что это за история такая… Или человек читает какое-то святоотеческое писание или Божие слово: вроде бы все понял, а потом вспомнить не может. Почему так? Тоже воздействие лукавого на нас. Как он воздействует? Как раз через рассеянность, через ум. Чтобы мы потеряли настрой, чтобы эти знания, полученные из святоотеческой литературы, не принесли нам плода, чтобы мы не начали руководствоваться этими заповедями или советами. Идет борьба за ум, за внимание.

Также часто жалуются люди, пришедшие к вере уже в возрасте: «Вот я прочитал, понял, а потом забыл, не могу вспомнить». Тут, дорогие мои, есть очень интересный святоотеческий совет – не расстраиваться. Способность забывать, рассеиваться, легко расстраиваться – это свойства нашего падшего поврежденного ума, человеческой природы. Что делать? Во-первых, не печалиться. Это свойство нашей падшей природы, поэтому надо продолжать заниматься, изучать святых отцов, обязательно изучать Евангелие, повторять это. Тем более что это надо делать по кругу. Что значит «по кругу»? То есть прочитал ты все Евангелия, снова вернись к началу, продолжи дальше изучать.

И со временем ум начнет меняться. Так обязательно будет. Как пишут святые отцы, это этап, необходимый для укрепления духовной жизни человека. То есть ум будет меняться. Ум у нас такой, что очень легко меняет понятия. Каким образом это происходит? Допустим, человек жил раньше так, как живут все вокруг. И вот Господь дал ему искру веры. Он поверил, пришел в Церковь, начал изучать и видит, что то, что он раньше любил, – это грех. И он с верой это принял. Всё, понятия поменялись. Другое дело, что он потом не сможет легко измениться, нужно время, борьба за то, чтобы изменилось сердце человека, то есть изменились желания, чувства. Это тоже есть и происходит. Главное – не сдаваться и продолжать трудиться.

Вот почему современные исследователи человека (философы, например; и коммерсанты тоже, а также политики, военные) говорят о возможности менять сознание человека? Я имею в виду не способность мыслить, а способность, например, черное воспринимать как белое. Есть целая методика (уже отработанная), как с помощью определенных манипуляций изменить сознание человека, который имел твердые понятия о чем-то, чтобы он признал черное сначала допустимым, потом возможным, потом неплохим, а потом и хорошим.

Почему говорю, что коммерсанты так поступают? Потому, что наша реклама, которая есть на светском телевидении, на самом деле построена на знании. На знании человека, на его способности и желании грешить. И таким образом можно потихонечку, с помощью средств массовой информации, с помощью фильмов, высказываний знатных, уважаемых людей менять понятия, что, собственно, к сожалению, и происходит. Происходит на наших глазах; я боюсь, что будет и дальше происходить. Но эта тема очень сложная.

Давайте сейчас все-таки придем к духовной жизни, рассмотрим, почему происходит так, что мы теряем эти полученные понятия. Сдаваться не надо! Да, мы способны умом принимать новые, важные понятия; особенно если человек делает это с доверием к святым отцам. Но что делать, если он забыл? Не печалиться, снова продолжить изучать. Есть такой святоотеческий пример, очень утешительный для нас с вами…

К одному из святых отцов пришел человек и говорил так же, как эта сестра, как многие из нас: «Вот я все читаю и забываю. Что же делать?» И как говорит святой отец? У тебя есть некий грязный сосуд, например, кастрюля… Если оставить ее такой, какая есть, что будет? Пропал полезный предмет. А если начать ее мыть? Один раз сполоснул – не отмыл; потом щеткой потер – не отмыл, затем еще каким-нибудь средством. И потихонечку, от раза к разу эта накипь, нагар на этой кастрюле сходит, правда? Ведь в бытовой жизни так происходит? Мы же не выбрасываем кастрюлю с пригоревшим супом или кашей. Мы, естественно, боремся за предмет, за вещь полезную.

Так же происходит и с умом. Лукавый легко может нас расстроить и сбить с правильного настроя (или тем более взять из нашего ума какие-то знания с помощью нашей рассеянности, невнимательности), но когда человек имеет внимание (вот он прочитал, но забыл; вернись к этому тексту, снова прочитай), раз от раза происходит тренировка ума. Это действительно очень похоже на такое бытовое действие, как отмывание какой-либо посуды. Поэтому не сдавайтесь, братья и сестры, это на самом деле очень серьезно и важно. Если вроде бы читал и забыл, читай снова, не расстраивайся.

Лукавому очень нужно поставить, поместить, загнать нас в состояние печали, чтобы человек не думал: «Ну что я от себя хочу? Я обычный грешник. Ну, забыл, но я же хочу узнать. Пойду узнаю снова». А он что говорит? «Ты бесполезный, ничего не можешь, у тебя ничего не получается. Бросай это занятие, иди смотреть «Дом-2», точно запомнишь, кто с кем там переспал». Эти же знания легко заходят! Какие лекарства, какие особенности лечения – все человек помнит. А Евангелие спроси – забыл. Так это как раз признак того, что память на все ненужное, греховное лукавый даст, а на то, что нужно, конечно, забирает. Тут важно понять, что сдаваться не надо. Если это условие невидимой духовной брани, в которой мы находимся, то ее надо терпеливо продолжать. Не сда-вать-ся!

Сестра описывает пример, с которым я (как приходской священник) тоже регулярно сталкиваюсь. «Был у меня случай, на исповеди говорила о проблеме с дочерью и попросила совет. Священник сказал, как поступать. Прошел буквально день, и не могу его слов вспомнить». Совершенно обычная история. Казалось бы, у человека что-то болит. Вот ты пришел к врачу, у тебя что-то болит внутри, ты беспокоишься, тебе некомфортно, больно. И ты спрашиваешь: «Доктор, скажите, пожалуйста, что делать?» Мы же дотошно вспомним (да?), что говорит нам врач, запишем. А пришли с душевной болезнью (проблема же с дочерью; что хорошего, что мы живем немирно, у нас постоянно какие-то скандалы дома; это же плохо – не можем любить, терпеть друг друга), пришли за советом, как спастись, священник советует, а мы уже не помним. Вот тот самый процесс.

Что нужно было бы сделать? Как вы думаете, братья и сестры? Вот человек к священнику подошел и, к сожалению, потом забыл. Хотя это, конечно, очень печально, потому что эти советы надо бы все-таки помнить, может быть, записывать, если знаете за собой такое свойство.

Я тоже с таким сталкиваюсь. Человек спросил совета (на исповеди или в беседах), в тот момент думаешь, как правильно посоветовать, вспоминаешь святоотеческие советы, Евангелие, говоришь человеку. А он через две недели приходит и говорит: «А помнишь, ты что-то такое мне говорил, а я вот подзабыл маленько». А я же тоже не помню. На тот момент это было важно, ты сказал. А сейчас я тоже не помню. Сколько таких историй у нас происходит! И получается, что у священников порой возникает такой вопрос: а ценишь ли ты то, что я тебе говорю? А сколько таких историй, когда с человеком поговорили, настроились, он даже что-то записал, а потом приходит – и как будто вообще ничего не было, как будто даже не разговаривали. Хотя на тот момент он искренне кивал головой, понимал.

Так вот, это бывает. Не потому, что человек плохой и священники у нас какие-то «кривые», плохие. А потому, что лукавый есть! И этот процесс существует. Поэтому надо быть очень внимательным, и если мы идем за советом, то давайте к этому совету прислушиваться и его фиксировать, записывать.

Но что делать, если ты забыл, так получилось? Сестра написала так: «Так и не подошла переспросить, завертелась». Правильно! Это и нужно лукавому – чтобы мы завертелись. Завертелись в суете, в своей бытовой жизни и не спросили. А вот представьте: вы искали, например, внимания какого-то профессора медицины, пришли к нему, получили совет и забыли. Трудно нам представить такую историю. Так вот, к священнику (в отличие от профессора, он более доступен) можно подойти и честно сказать: так и так, вот так получилось; вот я такой немощный человек; снова повторите, пожалуйста... А иначе получается, что мы действительно завертелись.

Одно из искушений, которое есть у мирских людей (у нас с вами, живущих в миру), – это как раз многопопечительность. Что такое попечение? Это забота, забота о бытовой жизни. Многозаботливость, говоря по-русски, – когда не просто суета сама по себе наваливается, а тебе это наваливают. Как в топку подбрасывает кочегар углей, чтобы паровоз бежал быстрее… Нам лукавый подбрасывает: вот это надо сделать, вот это надо успеть, вот то успеть... И мы находимся в состоянии суеты, постоянно не успеваем, нервничаем, находимся в стрессе.

А кто обязал нас жить именно в таком сумасшедшем ритме? Зачем он нужен? Это же мы сами его выстроили. Причем ты наметил себе, например, двадцать дел на день, но время-то у тебя не резиновое, все равно рабочие возможности, рабочий день у тебя ограничен, правда? И ты все равно сделаешь, допустим, пять дел, а не десять и не двадцать. Но мы же планируем себе двадцать, поэтому живем в состоянии суеты, стресса, не успеваем ничего, нервничаем, все люди вокруг нас виноваты. Зачем мы это сделали? Зачем попали в этот круговорот? А это нужно лукавому, он подбрасывает: это нужно сделать, это, это...

От нас зависит. Суета находится не внешне, внешней суеты нет. В природе нет суеты, она действует так, как Бог ее установил: в свое время весна, лето, сутки идут двадцать четыре часа... А мы говорим: «Вот, времени не хватает, оно сжимается». Так это мы его сжимаем этой суетой.

Как бороться с суетой и многопопечительностью? Давайте будем планировать не так, что мы должны сделать двадцать дел, а давайте спланируем: я должен сделать что-то одно. Вот ты это сделал спокойно, у тебя осталось время, спланируй сделать и другое. И так же сделаешь пять этих дел, которые и так сделал бы. Но ты их сделаешь со спокойным состоянием, правда? И не будет этой горячки, этой нервозности. А это сразу скажется и на качестве духовной жизни, и на молитве (потому что молитва у нервозного человека невнимательная), и на оценке своих поступков (потому что ты будешь меньше психовать, нервничать, раздражаться). Давайте обратим на это внимание.

Вот сестра пишет: «Суеты во мне много». Да не только в сестре, это мы такие закрученные сейчас. Наши предки не жили в суете. Понятно, что наша страна была аграрной, но они не жили в суете и много что создавали. Потому что человек спокойный, размеренный находится в силах, а человек в стрессе бессильный, он очень часто не может делать то, что делали даже наши предки, которые жили спокойно, рассудительно. Современный человек везде теряет силы и не может сосредоточиться. Потом мы не можем встать, пойти в храм в воскресенье, заставить себя готовиться к исповеди, к таинствам, не можем читать, потому что ум уже не работает вечером. Бывает же у нас такое? А все из-за того, что мы попали в этот круговорот суеты. Давайте попробуем это исправлять, это от нас зависит. Не брать на себя много, делать все, что должен, но делать это спокойно.

Дальше сестра пишет, что кроме этих проблем (суеты, невнимательности, того, что ум забывает важные вещи) «еще есть нелюбовь к моей пожилой бабушке. Вроде бы ничего плохого она мне не сделала, а вот мешает мне. Мысли у меня против нее злые, ничего делать для нее не хочу, раздражает она меня». И спрашивается: «Почему я такая злобная, любви у меня ни к кому нет? Как мне с собой бороться?»

Вот смотрите, сестра. Я в этом плане очень хотел бы поддержать Вас, Вашу способность быть к себе внимательной. Вы немножко путаете понятия, не зная, что так должно быть, что страсти будут проявляться, что при молитве будут искушения в виде рассеянности, что при чтении будут такие искушения. Но они же и связаны с тем, о чем Вы говорите: «нелюбовь к моей пожилой бабушке, которая ничего плохого не делает».

Христианская жизнь – это практика. Мы живем не теоретически, а практически, так ведь? И конечно, Господь будет Вам давать условия, возможности бороться со страстями. И, как правило, для нас – людей, живущих в миру, такими учителями являются наши близкие. Они могут быть верующими или неверующими (это неважно), но практика христианской жизни – это практика служения ближним.

 Это звучит хорошо: пойдем служить ближним! А что такое «служить ближним»? Это же проливать пот и кровь ради них. Понимаете? Давайте опять же скажу человеческим языком. Это значит: если ты, служа ближним, делаешь это по вдохновению (тебе сегодня хочется), то для духовной жизни это малопродуктивно. Потому что (помните?) Господь говорит в Евангелии: «Если вы любите любящих вас, какая от этого благодать? Так язычники поступают и не имеют ничего полезного для спасения». А когда человек это делает через насилие над собой, когда он видит, что в нем просыпается эгоизм, что он не хочет служить этой бабушке, которая безвредный человек,  это как раз условие для того, чтобы человек начал действенную практическую борьбу с собой.

Эта бабушка (не она сама, а ее физическое присутствие) как раз и помогает Вам выявить Ваши недостатки. И это очень хорошо. Смертельное заболевание лучше увидеть на начальных стадиях его развития, не когда оно уже четвертой степени и бесполезно что-либо делать. Почему эти злые мысли против нее? Потому, что эти злые мысли дает лукавый. «Ничего делать для нее не хочу». Правильно! Вот если попросит человек, которого вы уважаете (например, священник скажет: сестра, помоги это сделать), побежим с радостью. А бабушка скажет то же самое, мы говорим: «Вот на мою голову свалилась такая беда…»

Так вот, дорогие мои. Для борьбы со страстями гораздо полезнее и важнее то, что мы делаем через силу, потому что здесь тщеславие нас уже не подпитывает, не дает нам такого вдохновения, что мы на крылышках полетели делать добрые дела. Гордыня тут скрипит, потому что она хочет отдохнуть, а тут человеку надо служить. Но это и ценно, это и есть правильные попытки духовной жизни, когда мы делаем это через насилие, через жертву, через себя, через свое «я». Кто раздражает нас? Тот, кто от нас что-то требует, просит. Лукавому, конечно нужно, чтобы Вы раздражались, были злой.

Сестра! Не Вы такая злая, это мы все такие. Этот гнев (раздражение), о котором Вы говорите, свойствен всем нам – эгоистам, себялюбцам, потому что мы не терпим других людей, мы не хотим служить по-настоящему. А Господь нам говорит: «Надо служить». Поэтому Он дает нам окружающих, дает людей, которые будут от нас чего-то хотеть и которым мы должны послужить.

Вопрос заканчивается так: «Как мне бороться?» Понимать, что тут происходит, что это за процесс такой (что за процесс, когда мы суетимся, не можем внимательно молиться, не можем сосредоточиться на чтении, когда нас раздражают все близкие) – очень хорошие условия для спасения. Что делать, сестра? Как с собой бороться? Понимать, что это нужно делать! Служение бабушке есть служение близкому. Представьте, что это не бабушка, а, например, Пресвятая Богородица Вас попросит; что Вы – такой счастливый человек, у которого дома живет Пресвятая Богородица (к примеру, понятно). Вы же, наверное, по-другому бы реагировали на просьбы, правда?

Тут надо настроиться и терпеливо работать. От разового исполнения какой-то просьбы бабушки, конечно, это не получится, но если мы будем себе напоминать, если будем тут же молиться, замечая эти проявления гнева, будем каяться Богу, что мы эгоисты, благодарить Бога, что Он через эту ситуацию показал, что мы такие себялюбцы и эгоисты, то раз от раза это служение будет становиться не таким разрушительным для Вас. Необязательно оно станет приятным, но Вы будете видеть в этом смысл.

Даже при физическом лечении: какое лекарство нам приятно или какие процедуры приятны? Но если мы понимаем, что должны на эти процедуры пойти, чтобы жить и быть здоровыми, то должны понимать: если хотим бороться с гордыней, мы должны служить ближним. Поэтому какой процесс? Сначала будет долго неприятно, а потом постепенно человек научится, начнет потихонечку понимать тему смирения. Желаю Вам, дорогая сестра, не сдаваться и продолжать трудиться.

Сестра также пишет, что и с дочерью бывают такие же проблемы и ссоры. Это наша общая ситуация, когда мы задерганные, с помощью лукавого в суете живем. Конечно, нас все раздражают, потому что у нас нет внутренних сил. Желаю Вам, сестра, все-таки пересмотреть эту суету, делать то, что получается, все-таки не забывать, что нужно время для отдыха, иначе получается, что без сил Вы будете только злиться и злиться. А надо немножко отдохнуть, подумать и ум в порядок привести. Желаю Вам не сдаваться, трудиться. И желаю Вам Божией помощи в этом очень важном деле. Еще раз благодарю Вас, дорогая сестра, за письмо, вроде бы небольшое, короткое, но позволившее нам сделать целых две передачи о внутренней жизни христианина.

Еще, дорогие братья и сестры, я прошу: если будет желание и какие-то вопросы, пожелания, пишите на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. Спасибо вам за терпение.

Помоги вам всем Господь!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы