«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

9 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи) 

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем цикл передач «Страсти и борьба с ними», и я пытаюсь отвечать на вопросы (очень интересные, глубокие и, честно говоря, многочисленные), которые вы присылаете на электронный адрес. 

Приступим к разбору следующего письма. Сестра пишет о своих проблемах, давайте разбираться в них вместе. «Смотрю на себя и вижу, что пост у меня прошел недостойно, бесполезно. Ничего мною за это время не приобретено; скорее потеряно. Нет желания читать Евангелие, не могу заставить себя молиться. На правилах не понимаю, что читаю. Чувствую лень. Есть и другие грехи, но не чувствую сожаления. Знаю, что грешу, а грешницей себя не считаю и не чувствую на данный момент. Нет сожаления. Это очень опасный период моей жизни?» 

Дорогая сестра, мы уже разбирали вопрос о посте, но разберем еще раз, потому что эта тема интересная. Бывает, нужно много раз повторять, потому что не факт, что Вы могли ту передачу услышать и увидеть. 

Какой смысл поста? Смысл православного поста в том, чтобы человек увидел свои страсти. Не для того, чтобы он мог сказать: «Вот я встал еще на одну ступеньку, добился всего, чего хотел, сделал все правильно». Если Вы с таким подходом подойдете к концу поста, то точно попостились неправильно, потому что пост – это лакмусовая бумажка для проявления страстей. 

Вы не пишете, как постились, но делаете уже определенные выводы, что это бесполезно. А в чем бесполезность? Вы увидели, что Вы грешница, что попостились плохо, что ничего не приобрели. На самом деле это приобретение. Приобретение важного опыта, что мы спасаемся не своими усилиями, не своими добрыми делами, а милостью Господа Иисуса Христа. И этот опыт правильный, [показывающий], что мы ничего не можем без Бога. Правда, Он так и говорит в Евангелии: без Меня не можете сделать ничего доброго. Но часто у верующего человека бывает такой соблазн – начать оценивать себя с точки зрения какого-то результата или выполненного процесса, получения каких-то плодов. Рано еще. Мы должны понимать, что тема борьбы со страстями – пожизненная. Суть поста как раз в том, чтобы мы увидели, что в нас не то. 

Давайте разберем, что Вам показал этот пост, какие страсти тут проявились. Смотрите: «Нет желания читать Евангелие». Что это такое? Это вообще вражье нападение. Евангелие – это основа основ, мы его должны читать регулярно, изучать с толкованием святых отцов. Нужно его понимать, а если непонятно – идти к священникам и искать толкования. Мы должны относиться к этому очень живо; это живое и очень глубокое, интересное, полезное дело – изучать Евангелие. Если человек регулярно читает и изучает Евангелие, то легко увидеть прямую связь: ты что-то прочитал сегодня, и какой-то случай сегодня же и попадет, чтобы можно было это применить к жизни (не всегда так бывает, но бывает). Бывает, читаешь Евангелие, и там есть ответы на наши вопросы, только их надо увидеть. И очень горестно, когда человек не читает Евангелие совсем, не знает его или ни разу в жизни не брал в руки. Или брал, почитал, ничего не понял и закрыл. Для этого есть святоотеческие толкования, их много. Берем, открываем, читаем. Сейчас найти это – вообще без проблем. Можно выписать по Интернету, можно читать в Интернете на компьютере, можно купить в церковных лавках крупных храмов. В конце концов – в библиотеке; у друзей попросить. Неужели в наше время современный человек не найдет толкований? Этого только ленивый не хочет сделать. 

Так вот, есть страсть, которая не дает человеку заниматься духовными делами: нормально поститься, молиться, читать Евангелие, думать и вообще идти к теме покаяния. Эта страсть называется унынием. Есть непонимание, что это за страсть. Мы понимаем: сблудил – понятно, поругался – понятно, убил кого-то (не дай Бог!), украл – понятно. Это на уровне Ветхого Завета, десяти заповедей (не убей, не укради...). А дальше-то, получается, мы страстей не знаем и ходим – такие мнимые праведники. А на самом деле страсти печали, уныния, тщеславия, гордости не знаем. А раз не знаем, то и не боремся с ними, поэтому и не страшно. Вот сестра пишет: «Не чувствую сожаления о грехах». А почему? Знаете, не страшишься тех болезней, которых у тебя нет. А получил человек какую-то болячку, узнал о ней – и ему стало страшно, он начинает лечиться. 

Что делать? Первое: появилась страсть уныния, нежелание читать Евангелие. Лукавому очень нужно, братья и сестры, чтобы мы с вами (вы – дорогие братья и сестры, мы – священники) не любили Евангелие. Мы скажем: «Да не может быть! Мы любим его». Да где же любим-то? Любим – это когда читаем. Вот любит человек Дарью Донцову, он все эти «пятьсот миллионов» книжек перечитал. Любит человек свою жену – он, будучи в отъезде, каждое письмо, каждую строчку и даже то, что между строчек, понимает, любит и перечитывает, сохраняет, потому что это же любимый человек. 

А если Евангелие – не книга для повседневного нашего чтения, хотя бы понемножку? Я не говорю, что надо, как преподобный Серафим, прочитывать это за сутки, но давайте хотя бы немного, хотя бы главу. Нет возможности главу, прочитайте хотя бы часть стихов (одну притчу), почитайте толкование. Посвятите этому время. Чтобы следующий пост не прошел у Вас бесполезно и, как Вы пишете, недостойно, поставьте такую цель: изучить Евангелие. Это Ваш постный труд – маленький, посильный, но крайне важный. Ведь Бог нас будет судить на Страшном суде по Евангелию. То есть это книга нашего суда, а мы ее не читаем. 

Почему так? Потому, что страсть уныния такова (а через эту страсть на Вашу душу действует лукавый) – не хочется, скучно. Смотреть какой-нибудь сериал, «Дом-2», бесконечно сидеть в Интернете, в соцсетях – пожалуйста, сил прибавляется. Только человек сел читать Евангелие– все, скучно, зевота, неинтересно, глаза слипаются. Только отложил, сел за компьютер – снова бодрый. Надеюсь, обращали на это внимание? Откуда это берется? Это и есть воздействие бесов на душу человека. Это не сказки, не какие-то теории, которые касались только персонажей житий святых. Это конкретная жизнь сегодня. Если ты не можешь читать Евангелие, не знаешь его, не знаешь заповедей, как ты будешь жить по этим заповедям? Конечно, никак (это же элементарно)! Смотрите, сестра. Вы говорите: «Как начать духовную борьбу?» Надо начать изучать Евангелие с толкованиями. «Не могу заставить себя молиться» – это тоже признак воздействия той же очень сильной страсти уныния, которую мы подпитываем. 

Часто путают страсть печали и страсть уныния. Это разные страсти. Они между собой связаны, но разные. Давайте кратенько расскажу, в чем их разница. Печальный человек огорчен, недоволен, ропщет, ему все не нравится. Ему не нравится то, что ему дает Бог. Эта страсть тесно связана с гордыней: я себе что-то запланировал, а Бог этого не дает, поэтому я недоволен. Недоволен Промыслом Его о себе, недоволен ближними, погодой (сегодня жарко, завтра дождик – все плохо, все не слава Богу). Ближние не такие, я не такой – всё не так, не по-моему. И такой человек вечно недоволен. 

А унылый человек – как раз противоположность печальному. Это, наоборот, веселый человек, развлекающийся, который легко находит себе досуг. Это человек, который, например, Евангелие не будет читать, но тут же себе найдет миллион интересных, развлекательных дел. То есть это человек развлекающийся. И наш окружающий мир – очень унылый. Человеку предлагается очень много развлечений, много сериалов, развлекательных программ; в большом городе можно найти кучу развлечений. Но суть страсти уныния в том, что она многогранна. 

Одна из ее граней – это развлечение, а другая грань – духовная пустота. И они между собой связаны. И лукавый бросает человека из одной крайности в другую. У него на душе пусто. Евангелие читать не хочу, молиться не могу себя заставить. Что делать? А пусто же. Тащит куда-то человека. Куда? Пошел к друзьям, нахохотался, навеселился, вроде бы успокоился. Приходит домой. Какое у него ощущение? Снова пустота. И вместо того, чтобы начать борьбу, то есть прервать этот круг подпитки страсти (а каждый раз, когда мы ее напитываем, она становится все сильнее, превращается в навык), человек идет к другим друзьям (к этим неинтересно, надо пойти к другим). И пошел дальше: это уже неинтересно, снова пустота появилась, снова пошел развлекаться. Еще раз скажу: а мир наш предлагает очень много разнообразий для подпитки этой страсти. 

Как выйти из этой ситуации? «Не могу заставить себя молиться. На правилах не понимаю, что читаю». Во-первых, надо испугаться, сестра. Страсть уныния тяжела тем, что она, постепенно беря силу над человеком, отрывает человека от Бога в буквальном смысле слова, когда человек потом реально перестает ходить в храм, участвовать в таинствах. Он не может собраться, у него тут же появляется куча проблем (лукавый же подкинет миллион проблем, только предложи ему такой вариант). Человек начинает оправдывать себя. И со временем он начинает впадать в более тяжкие прегрешения и отпадает от Церкви совсем. Это очень страшное заболевание, такая духовная «онкология», которая сначала не проявляется, а потом раз – и четвертая степень. 

Это состояние называется нечувствие. О нем более подробно можно прочитать у святителя Игнатия в томе «Проповеди» («Поучение в Неделю жен-мироносиц»). С этим состоянием нечувствия можно бороться, но надо приготовиться к длительной борьбе и понимать, что сначала это нужно делать вхолостую, скажем так, всухую. Легко молиться, когда Бог тебе помогает, у тебя молитва идет, есть внимание, покаяние; тяжелее, когда ты всухую произносишь слова молитв, они не откликаются в твоем сердце. Но это не значит, что надо их бросать. Это как раз и есть самый пик борьбы. Нельзя сдаваться, нельзя! 

Смотрите, что нужно делать. Нужно понять, что то привычное правило, которое есть в молитвослове, нужно менять (конкретно Вам нужно менять), потому что здесь мы должны бороться вообще за молитву, а не за выполнение буквально каждого прочитанного слова в молитвослове. А может быть, пока отложить молитвослов, выбрать на время короткие молитвы, начать их делать с земными поклонами, что очень помогает сосредоточиться на молитве, оживить молитву. Для того чтобы это началось, помогает и ограничение телесное. 

Попробуйте, например, взять на себя небольшую, но приносящую интересные плоды епитимью в виде отказа, например, от выпечки, сладостей, сахара. Через какое-то время Вы почувствуете, что перестали себя травить, потому что это – отрава. Страсть уныния может прийти из нескольких источников. Один из них – когда человек реально закормил, затравил свое чрево всякими сладостями, сладострастием и у него нет сил бороться. А страсть-то ведь есть! И когда человек начинает брать себя в руки, начинает брать небольшие аскетические правила (отказаться от сладостей нетрудно, никто и не заметит), это очень полезно в том плане, что человек может бодрее себя чувствовать. 

Необязательно ждать поста, услышали сегодня – можно сегодня и начинать. Начнется работа над собой, начнется небольшое аскетическое правильце для тела, борьба с чревоугодием, с которым уныние связано очень тесно. Поменять молитвенное правило, например, на правило с земными поклонами, Иисусовой молитвой или «Боже, милостив буди мне, грешному (грешной)». Или это какие-то короткие молитвы, которые Вам ближе, чтобы молитвенное правило было не просто тупым вычитыванием. Чтобы молитва была молитвой, нужно внимание и покаяние – это два крыла молитвы, как говорят отцы. Нужно действительно поменять правило (отношение). Не надо этого бояться. 

Если мы внимательно посмотрим творения святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова) в письмах, когда они конкретно кому-то их адресуют, они рекомендуют составить какое-то свое правило. Потому что это дело живое. Я не говорю, что молитвослов плохой, он хороший, и молитвы там замечательные. Но когда молитва, условно говоря, на три (на две, на одну) страницы, а Вы находитесь на пике уныния и, прочитав три строчки, не помните, с чего начали молитву, то это не моление вовсе. Надо оставить пока (на время) молитвослов, делать земные поклоны. Причем делать не спеша, не превращать молитву в физкультуру, а со вниманием к себе, с покаянием просить именно того, что Вам надо сейчас. Параллельно надо и начать изучать Евангелие. 

«Чувствую лень. Есть и другие грехи, но не чувствую сожаления». Понимаете, уныние страшно как раз тем, что не дает человеку увидеть и другие грехи; как бы пелена, туман ложится на ум. Что делать? Я это уже рекомендовал и еще буду рекомендовать, потому что это общие ошибки. Надо взять более подробное пособие для подготовки к исповеди. Их много; например, можно взять книгу «Нравственное богословие для мирян», где очень много примеров грехов (есть и другие пособия), и попробовать увидеть себя с точки зрения страстей, посмотреть на себя внимательно. И тогда, поверьте, не будет такого: «не знаю своих грехов и не сожалею о них». Ты увидишь реальную обстановку. Увидишь, что страшно становится от того, какой ты, что представляешь собой сейчас. Неужели человек, который увидит, что он болен, будет говорить: «Да, я больной. Ну и ладно, так и буду»? Да в больницу побежим, еще всех обгоним! Так же и здесь: увидим, какое наше состояние, тогда и сожаление появится. Увидим, что мы вообще, можно сказать, находимся на грани духовной смерти, испугаемся; ведь страх Божий нам нужен. 

Вот Вы спрашиваете: «Это очень опасный период моей жизни?» Сестра, я Вам честно скажу: «Это очень опасный период Вашей жизни. Очень! Можно очень легко духовно умереть». Сколько у нас таких примеров? Человек так активно начинал ходить в храм, вроде бы к таинствам готовился, участвовал в них, а потом потихонечку, не замечая эту страсть уныния, подпитывая ее всевозможными проявлениями, теряется из Церкви и пропадает. Это очень-очень печально. 

Дальше сестра пишет: «Начались святки (понятно, что письмо прислали после Рождества; я тогда не смог отвечать, отвечаю сейчас), и мы всей семьей заболели. Эта болезнь дана не просто так (так пишет сестра). Как понять, для чего это дано? С чего начать? Как себя оживить и начать сподвигать на борьбу? Понимаю головой, что грешница». Смотрите, сколько вопросов сразу. 

Итак, для чего это дано? Я не знаю, для чего дано, но могу предположить. Очень часто такому унылому человеку нужно потрясение, чтобы взбодриться и выйти из этого морока, тумана, лени, отравления этой страстью. Что мы любим больше всего? Тело свое мы любим больше, чем душу. Если бы душу любили, мы, конечно, не писали бы, что страсти у нас вроде есть, но мы это только головой понимаем. Мы бы это чувствовали, болели бы об этом, переживали. Раз тело больше любим, то Господь нам и попускает какую-то телесную болячку, чтобы мы, пострадав немножко, ограничив себя в развлечениях, перестали подпитывать эту страсть и взбодрились. 

С чего начать, я уже говорил: поменять молитвенное правило, сделать себе небольшие ограничения (аскетическое правило) в пище, ограничив сладости, выпечку и сахар, и настроиться на длительную борьбу, изучив, какие страсти есть в тебе. И просить Господа в своей покаянной молитве, чтобы Господь дал покаяние, укрепление в вере, силы бороться со страстью. И терпеливо (именно терпеливо) заставлять себя. 

Сначала это будет очень тяжело. Сначала будет хотеться сладостей, потому что тело привыкло так себя травить. Не будет хотеться читать Евангелие, тем более делать поклоны. Но постепенно, если это продолжать, будет процесс оживления, когда на какую-то долю секунды 

(может быть, на какое-то мгновение) сердце оживет – и ты согласишься: да, я грешник. Да, Господи, я хочу спасаться! На какой-то момент родится внимание. И если это искренне делать, то я абсолютно уверен, что в какое-то ближайшее время Вы почувствуете, что действительно надо исправляться, надо бороться, и продолжите это делать. Главное, не надо сдаваться. 

Как себя оживить и поднять на борьбу? Да понять, что умираешь уже! Очень часто люди, которые вели разболтанный образ жизни (пили, курили и так далее), заработав какую-то серьезную болячку, оставляли все сразу, потому что жить хочется. Вы поймите, что это состояние – страшное, это смерть. Евангелие ненавидим, молиться не хотим, с Богом общаться не хотим – понимаете, это очень страшно. 

Дальше сестра пишет (получается, много вопросов в одном письме): «Как быть, если я постоянно ссорюсь с дочерью, злюсь, если она мне говорит что-то поперек моего характера. Еще я болезненно отношусь, когда она ссорится с братом (видимо, с сыном этой женщины). Я заступаюсь за него. Между нами начинаются ссоры, мы все переругаемся. Как мне научиться спокойно относиться к ссорам детей? Как научиться не злиться и не орать? Как отучить детей обзывать друг друга? Возрастание духовное пока только в мечтах». 

Сестра, мечтать вообще нельзя. Мечты – это такое опасное действие ума, в котором можно просто запутаться. Это тот же туман, то же уныние, когда человек мечтает: «Кабы я была царица, весь бы мир накормила...» Надо не этим заниматься. В этих вопросах, особенно что касается детей, я не особо разбираюсь. У меня нет практики, поэтому я не считаю себя вправе что-то конкретное советовать. Но точно понимаю и знаю на примере наших прихожан: если христианин начнет по-настоящему заниматься собой, начинает исправление с себя, то по-настоящему видит, что в нем есть гордыня, и эта гордыня не дает принять своих близких такими, какие они есть. 

«Орать и злиться» – это может быть и продолжением Вашей страсти. Раз уныние действует и Вы за собой не следите, то любой раздражитель вызывает гнев. Если Вы начнете (давайте начнем с малого) бороться за себя (повторюсь: посильное телесное ограничение, изучение Евангелия, изучение веры, обязательно повторение основ веры, изучение страстей и уже осознанное отношение к ним, попытки покаяния в виде молитвы, измененное молитвенное правило), это должно привести к тому, что Вы начнете лучше себя видеть. Начнете лучше себя видеть – поймете, что Ваши дети – это продолжение Вас. Не Вашего характера (Вы пишете: «поперек моего характера»), а продолжение Вас. Но если они – продолжение Вас, а Вы начнете бороться с собой, то это обязательно будет влиять и на них. Конечно, не сразу, не как по волшебству. Но нужно терпеливо настраиваться на борьбу. 

Дорогая сестра, желаю Вам заняться главным, потому что решение этих вопросов (как не злиться, не орать, не обзываться) будет последствием решения самого главного вопроса – отношения к вере, к Богу, к спасению. Если главные вопросы Вы решите, то постепенно разберетесь и с остальным. В рамках нашей получасовой передачи трудно уложиться в ответ на такое длинное письмо и такое количество вопросов. Поэтому я желаю, дорогая сестра, все-таки разобраться с самым главным. Спасибо Вам за доверие, за такое глубокое и непростое письмо. Видно, что Вы писали от сердца, хотите разобраться. Я желаю Вам не сдаваться, трудиться. И желаю Вам Божией помощи, чтобы со всем этим разобраться и все изменить со временем. 

Еще, дорогие братья и сестры, напоминаю, что если есть желание пообщаться таким образом, то можно присылать письма; может быть, какие-то замечания, недоумения, рекомендации на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru. Желаю вам от Господа всех благ. Помоги нам всем Господь! 

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать