«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы.

15 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Мы разбираем вопросы, которые вы присылаете на адрес электронной почты, периодически появляющийся на экране (kanev@tv-soyuz.ru). Я приглашаю желающих присылать письма. У нас так сложилось, что передачу мы создаем вместе с вами. У меня был изначально один план ведения этой передачи, но так получилось, что пошло много откликов, много вопросов, и оставить их без внимания нельзя. И мне хотелось бы пообщаться с вами посредством телевидения и попробовать разобраться в некоторых вопросах духовной жизни.

Наша телезрительница пишет, что замечает в себе разные страсти, пытается с ними бороться, пытается замечать различные грехи. Сначала она замечала страсти простые. А какие страсти простые? Это те, которые очень ярко видны. Это страсти, связанные с телом: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев. Они очень заметны. Постепенно она начала замечать, что у нее есть гордыня. Раньше она этого не замечала, очень хорошее наблюдение. Гордыня есть у всех, но не все ее в себе видят.

Она говорит: «Я уже начинаю замечать, отчего это происходит. Я знаю, что такое покаяние, но на деле выходит, что когда каюсь на исповеди и делаю это очевидно, от чистого сердца, это неправда, я же не изменила себя. Мне даже понятно, что не нужна поспешность, все придет постепенно; и Господь всегда рядом». Но тем не менее сестра очень сильно огорчается. Давайте разберем.

Хорошо, что человек уже знает основные понятия, что борьба с грехами – это дело непростое, это долго… Допустим, заметили в себе осуждение, искренне покаялись и думаем, что этого у нас уже никогда не будет. Это неправильно. Сестра правильно говорит, что все это длительно по времени, но надо добавить еще одно понятие, которое у нее здесь потерялось.

Дело в том, что Господь желает, чтобы мы были опытными в борьбе, чтобы мы больше чувствовали, что мы нуждаемся в Нем. Не только когда нам плохо, не только когда нам надо что-то от Него получить, а всегда, каждый день, каждый вздох. Но такого не бывает, конечно, мы забываем об этом. Но это в идеале, чтобы каждый вздох мы чувствовали, что Христос нам нужен. А когда ты это поймешь? Когда поймешь, что тебе нужны врачи, лекарство, что ты хочешь жить и лечиться? Конечно, когда заболеешь.

А мы рождаемся уже духовно больными людьми. У нас эти страсти есть. Мы, может, пока их в себе не видим, но, дай Бог, увидим. Это очень хорошо, если мы стали страсти замечать. Для чего тогда исповедь, если мы после исповеди не исправляемся? Исповедь дана нам как поддержка. Вспомним святоотеческое понятие: когда Господь прощает грехи? Есть три условия: это знание греха, искреннее раскаяние и желание грех не повторять. Не обещание, что не повторишь. Как ты можешь обещать, что не повторишь? Мы находимся в процессе этой борьбы.

Настолько человеческая природа соединилась с грехом, настолько грех в нас проник, настолько отравил человеческую природу, что разового желания бороться с грехами  недостаточно. И если каяться в грехах не только на исповеди, но сразу,  когда заметил в себе грех, то постепенно будет происходить процесс оживления души. Он постепенный.

Представьте очень серьезное отравление организма, например, радиацией или какими-то отравляющими веществами. Вот поврежден организм. Человек живой еще, но очень больной. И нужно долгое время, когда организм будет восстанавливаться. Нужно пить таблетки, соблюдать режим, беречься. Постепенно будет улучшение. Так же и с душой происходит.

Поэтому отчаиваться, печалиться не надо, что ты исповедовался, а через несколько дней снова нагрешил. Это процесс, это борьба. Это такой закон, направленный на то, чтобы мы все более и более познавали, что нуждаемся в Боге. А иначе получается как у сестрички: замечаю в себе, сходила на исповедь, от чистого сердца покаялась, но это неправда. Нет, это правда на сегодняшний день.

Правда в том, что ты насквозь больной человек, еле живой, и вдруг у тебя от помощи Божьей родилось чувство, что ты не хочешь с этим грехом дальше жить. Это уже признак оживления, его надо рассматривать как положительный, а не как отрицательный. Вся дальнейшая жизнь должна быть на это направлена, на то, что мы живем, изменяемся, сами себя знаем плохо. Мир вокруг меняется. Лукавый никогда не меняется, остается злым духом, который желает нас погубить. Мы находимся в этой обстановке страданий, скорбей и страстей.

Поэтому думать, что ты должен измениться?.. Про это как раз сестричка говорит: «Гордыня моя выпячивается». Это тоже свойство гордыни, когда человек начинает относиться к себе как к некому хрустальному кубку. Вылили мутное, что в нем было, и он должен стать кристально чистым, блестеть, сверкать и отражать в себе солнечные лучи. Всё не так. Исповедь здесь больше похожа на перевязку раненого бойца. Его ранило, он приполз в медроту. В медроте ему перевязали раны, смазали их йодом, наложили пластырь, бинт, и он пошел дальше воевать. Вот все больше похоже на эту обстановку, чем на картинку с хрустальным красивым кубком, которую я до этого нарисовал. Мы должны готовиться к серьезной, долгой, терпеливой войне. Готовиться искренне к исповеди, по-настоящему, не формально,  заставлять себя. Это трудно, братья и сестры.

Когда человек уже давно ходит в церковь и за собой не следит, не возобновляет знания о страстях, они затираются бытом, привычкой, тем, что человек думает, что он уже знает все. А на самом деле как на войне можно знать, откуда пуля прилетит? Надо быть всегда настороже, всегда очень внимательным к себе. Так же и в духовной жизни.

Сестра в этом письме себя обвиняет, что она вечно Христа распинает, что не научилась Его любить. Это правда. Мы не умеем Бога любить. Мы не умеем любить ближних и себя.

Она спрашивает: «Как научиться Бога любить? Как научиться не предавать Христа?»

Очень часто в церковной жизни можно услышать: «Мы Бога любим. Надо Бога любить». А умеешь ли ты Его любить? Что такое Бога любить?

Представьте, что появляется человек и говорит: «Я тебя очень люблю», – и бьет тебя палкой по голове. Понравится такое? Нет. Мы скажем: «Ты что делаешь?» И убежим в лучшем случае. А он говорит: «Да я тебя люблю», – и еще раз бьет тебя по голове. Он так понимает любовь. А мы по-другому. И нам это не нравится… Любить Бога – это не просто что-то слюнявое и эмоции какие-то, часто тщеславные и гордостные. Бог Сам в Евангелии говорит, что значит любить Его. Это не эмоции, не охи-вздохи, не самообман и прелесть. Он говорит: «Кто меня любит, тот…» Что? Надеюсь, братья и сестры, вы в ответ мне скажете: «…заповеди Мои исполнит». Так Христос говорит. То есть исполнение заповедей есть проявление любви.

А если человек кается в грехах, пытается выбраться из паутины, в которую он попал, падает, встает, мучается, скребется, он исполняет заповедь? Да, исполняет заповедь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Это заповедь, с которой Христос вышел на проповедь. Это Его первые слова, призывающие нас к спасению. А первое – это всегда фундамент. Все остальные заповеди на этом вырастают.

Сестричке и нам с вами, братья и сестры, хочется посоветовать меньше фантазировать, меньше представлять, как должна вестись духовная жизнь, надо просто у святых это брать, святителя Игнатия изучать, например. Он об этом замечательно говорит. Есть статьи святителя Игнатия о любви к Богу. Почитайте, чтобы понимать, как Бог видит наше к Нему отношение, это же тоже важно. Чтобы не получилось, как в этом грубом примере, когда человек говорит, что нас любит, и палкой бьет.

Есть статья святителя Игнатия о любви к ближнему. Тоже замечательная статья, которая раскрывает вопрос, как любить ближнего своего, как этому учиться. Не знаю, в рамках передачи нужно или не нужно будет разбирать эти статьи. Если будет интересно, братья и сестры, делайте заявки, будем разбираться. Эти статьи тоже почитаем, если Бог даст нам здоровье, время жизни и возможность общаться через телевидение.

Если человек искренне кается на исповеди, он моментально не исправится, но он прощен или нет? Он прощен, братья и сестры. Вот в чем суть вопроса. Он на сегодняшний день прощен. Но борьба не закончилась. Я приводил пример касательно этой ситуации. Что значит прощение и что значит очищение? Представьте (повторю слово в слово одной из передач), ребеночек пришел в грязной одежде с улицы. Понимает, что напакостил, говорит: «Мама, прости, я больше не буду». Вы его простили. Но одежда осталась грязной, надо ее стирать.

Так же и с прощением. Человек в процессе наблюдения за собой заметил проявляющиеся грехи, смог соблюсти все три правила, то есть увидел грех, раскаялся и, желая на сегодняшний момент бороться, получает прощение. Он прощен. Он поддержан Богом. Эту поддержку мы получаем для нас неощутительно, иначе, если начнем ощущать, мы в такую прелесть впадем! Не дай Господь.

Эта помощь есть всегда. И мы, меняясь, не замечаем этих изменений.  Если соблюдаются эти правила видения грехов, раскаяния и есть желание их не повторять – человек получает прощение. Но страсти-то не очищены. И если раз от раза человек начнет каяться в этих страстях, то они начнут слабеть – это закон. И этот закон описан у святых – человек сам начнет меняться при помощи Божией. Еще раз скажу: часто незаметно для себя. Почему святые отцы видели себя грешниками? Они искренне говорили, а не так, чтобы покрасоваться, посмиренничать; говорили по-настоящему. Почему лютый грешник себя грешником не видит, а святой человек (по нашим меркам, вообще безгрешный) себя грешником видит? Взгляд меняется на себя.

Опять же пример приведу общеизвестный. Представьте столовую, или кафешку, или ресторан, в котором год не меняют скатерть. Как она будет выглядеть? Она будет просто грязная. А можно какое-то одно пятно от кетчупа отличить от пятна от борща? Невозможно, потому что все это будет сплошной помойкой. А легкое пятнышко на чистой скатерти ярко заметно. Вот так же и у святых получается, и тяжкие грешники, кто не кается,  в себе ничего не видят, потому что там сплошной мрак, ужас, тина, паутина, помойка и так далее. А у святого человека со временем борьбы Господь очистил душу, и тот легкое проявление греха (помысел или проявление страсти легкое в виде простительных грехов – они же тоже люди и остаются людьми) замечает. Для них это яркое впечатление, они каются реально, по-настоящему. А мы, получается, живя в грехах, не каемся, не замечаем их; более того, даже часто оправдываемся. Вот в этом проблема.

 Поэтому мне хочется поддержать сестру и всех наших зрителей, кто тоже так же рассуждает, как она пишет: «для меня это страшно и приводит в отчаяние». Не надо входить в отчаяние, Вам надо обратить внимание на страсть гордыни, которая говорит Вам, что Вы идеальная. У кого гордыня очень сильно проявляется, она часто проявляется так, что человек говорит: как я мог согрешить?.. Это наша данность. Наша вера говорит о том, почему человек такой – снова повторяем тему об Адаме – почему человек стал таким, какие мы есть. Вспоминаем, для чего Христос Господь приходит. Нас из этой помойки достать. Он любит нас и страдает ради нас, умирает ради нас, очищая людей от плена смерти.

Поэтому, братья и сестры, тут надо понимать, что это отчаяние в борьбе – неправильное свойство. Страсть гордыни часто связана со страстью печали – они страсти-спутники. Когда человек увидел, что в нем не все идеально, он что начинает делать? Вместо того чтобы сказать: «Господи, прости меня, я такой и есть, без Тебя вообще ничего не могу», – он говорит: «Как я так мог, как я так сделал? Я Христа распинаю...» Вспоминать о распятии Христа очень важная тема, но она не для печального человека, она нужна для того, чтобы нам немножко настроиться на исповедь. Но не для того, чтобы человек взял эту мысль и начал себя вводить в состояние отчаяния. Состояние отчаяния, печали противоположно покаянию. Сестричка пишет: «я знаю, что такое покаяние». Но я предположу, что она немножко не знает, что такое покаяние. Потому что настоящее покаяние связано с надеждой, с решимостью бороться, с пониманием, что Господь этого и ждет от нас, чтобы мы из плена-то выходили в этой долгой пожизненной борьбе. А человек думает, что Христос ждет, когда он хрустальный, блестящий придет к Нему на Суд. Да не так все. Поэтому нам надо с вами еще изучить, что такое покаяние практически. Понимаете? Поэтому, дорогие братья и сестры, желаю быть к себе внимательными.

Давайте к другому вопросу перейдем. Вопрос короткий. Наш читатель и зритель пишет: «Как человеку видеть практически, какая страсть в нем главная? Буду рад любому ответу, даже письменному. Может быть, есть упражнение, чтобы это увидеть?»

Письменно не буду отвечать, брат, отвечу сейчас. Конечно, есть упражнение. На самом деле если человек внимателен к себе и хочет разобраться по страстям, то надо обратиться к святоотеческому опыту разделения страстей. Если, допустим, этого не делать, тогда у человека получается хаос. Он не поймет: и тут вроде согрешил, и тут согрешил, и кажется, что это мрак, ужас – и ничего больше, просвета никакого нет. Если к исповеди такой человек готовится, у него исповедь представляет собой кашу – он что вспомнил, то и есть. Если обратиться к святоотеческому опыту, то мы знаем, что грехи делятся на большие группы, которые называются страстями. Например, страсть чревоугодия. И там много разных подразделений, много разных проявлений грехов (блуд, сребролюбие, гнев, тщеславие, уныние и гордыня,  печаль и так далее).

Человек, который хочет разобраться, какая у него страсть главная,  должен познакомиться с этими страстями. Как это сделать? Это есть в святоотеческом учении, есть в пособиях для подготовки к исповеди, есть в книге «Нравственное богословие для мирян». Пожалуйста, обращайтесь братья и сестры, – замечательный сборник проявления грехов.

В древности на Руси и у православных народов были такие пособия, где перечислялись различные грехи. Человек мог их изучать, вспоминать, потому что это очень важно. Поэтому, с одной стороны, это просто, если заниматься этой темой. Просто почему? Человек, например, изучил в себе страсти и начинает наблюдать за собой, какой грех в его жизни к какой страсти относится. Допустим,  есть главная страсть – страсть блуда на сегодняшний момент. Как она будет проявляться? Человек будет замечать, что есть интерес к противоположному полу, человек об этом постоянно думает, у него возникают эти впечатления, он начинает вольно себя вести с лицами противоположного пола. Если христианин в этом к себе внимателен, он же не может не заметить этого. Правда? Это же яркие проявления страстей. Надо просто начать вести дневничок; допустим, сегодня я заметил в себе эту страсть, завтра она проявилась… И параллельно другие страсти нужно за собой видеть, и окажется, что это страсть блуда. Откуда она взялась? Оказывается,  человек очень любит страсть чревоугодия и потакает себе во всем, а эти страсти связаны. И если человек наблюдает за собой, то по прошествии некоторого времени очень легко увидеть, какая страсть в тебе главная.

Для того чтобы это было эффективно, уже много лет назад мы в приходе (это была моя идея) сделали пособие для наших прихожан, чтобы оно помогало им готовиться к исповеди, потому что эта каша мне просто надоела. Я тогда еще один священник был в храме, и когда в первом часу ночи из храма уходишь, это не очень хорошо; район у нас на окраине города, это было весьма некомфортно ни для меня, ни для прихожан, поэтому я в своей приходской практике разделил беседы и подготовку от самой исповеди. Это мне очень понравилось, на самом деле очень эффективно работает, потому что на исповедь мы должны приносить уже готовый результат своей борьбы.

И чтобы помочь нашим прихожанам, я сначала взял у святителя Игнатия раскладку по страстям, но она не работала, потому что народ настолько не подготовлен на самом деле… А эти предлагаемые проявления страстей, которые святитель Игнатий отметил,  больше монашеские. И поэтому пришла в голову очень простая мысль: сделать пособие, где по страстям те проявления, которые в нашей жизни часто встречаются. И я, и мои помощники (слава Богу, такие люди появились) что сделали? Мы взяли книгу «Опыт построения исповеди» с проявлением грехов (она известна – отца Иоанна Крестьянкина)  и наложили на эту сетку страстей, которая есть в святоотеческом учении, и получился очень интересный опыт.

Мы с прихожанином садимся, ведем дневничок и по нему наблюдаем, какие страсти были раньше, какие сейчас проявляются, и человек уже к исповеди подготовлен. Он не кашей исповедуется, а кается именно в конкретных грехах. И такое занятие позволяет человеку наблюдать за собой, готовиться лучше и увидеть, какая страсть сейчас более развита и что с ней делать. Очень интересный опыт, могу по-братски с вами поделиться таким замечательным опытом. Священники в этом участвовали, но поскольку это было давно, правящим архиереем у нас был архиепископ Викентий; он очень внимательно к этой работе отнесся и сам редактировал наше пособие.

Мне оно очень нравится, кому-то из священников  не нравится – на то у нас и практика, чтобы мы могли делиться, общаться. Не нравится почему? Бывает так, что человек, допустим, берет медицинский справочник и находит у себя все болезни,  приходит к врачу и говорит: у меня это, это, это – всё есть. На самом деле что-то другое. Так же и с этим пособием. Бывает, человек сам готовился по нему, приходит к приходскому священнику, который не привык к такой работе с тетрадкой грехов, и у священника ужас, кошмар – столько надо слушать, работать, переживать и так далее. «Издержки производства» бывают, но на самом деле это очень помогает человеку подготовиться и к исповеди, и к другим таинствам.

Я в этом вижу большую пользу. Поэтому если брату это интересно, пришлите заявку мне на почту, я могу поделиться этим пособием. И поработав, понаблюдав буквально месяц-другой по этому пособию, Вы увидите, какая страсть у Вас главная, и дальше уже можно будет смотреть, что с этим делать. Если некоторые слушатели не могут найти это пособие – не страшно; еще раз напомню, что есть книги по подготовке к исповеди. Есть «Нравственное богословие для мирян» – тоже можно и выписать, и найти в Интернете. Самое главное, вы священников своих не оставляйте, чтобы не была у вас работа в одиночку – надо привлекать священников, спрашивать их, просить их внимания. Если вы подготовились и нашли много каких-то грехов, особенно в которых не каялись раньше, попросите внимания священника отдельно. Чтобы вы не стеснялись в общей очереди, как порой кажется, что отвлекаешь внимание… Поэтому отдельно это можно сделать, но не стесняться и не жить в грехах.

Спасибо вам за вопросы, дорогие братья и сестры. Напомню, что если будут какие-то еще вопросы, замечания, предложения – присылайте на наш адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru.

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать