«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

20 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем разбирать те вопросы (порой очень глубокие, серьезные), которые вы присылаете на адрес электронной почты.

Один из наших зрителей в комментариях к видео на YouTube написал так: «Как тяжело понимать святителя Игнатия и как тяжело выполнять то, что он советует!»

Я еще раз хочу сказать вам, дорогие мои, почему мы плохо понимаем того же святителя Игнатия или святителя Феофана, других святых отцов. Проблема в том, что мы живем мирским умом. У нас есть определенные понятия, ориентиры в жизни: что хорошо, что плохо. Без них человек не живет, даже в самом диком племени есть какие-то понятия: что хорошо, что плохо. Но эти понятия современного мира о том, что хорошо, что плохо, не христианские. Наш ум привык жить так, как живет все человечество вокруг. А ценности современного мира, современной культуры далеко не евангельские, поэтому когда мы начинаем прикасаться к Евангелию, начинаем изучать святых отцов, наша первая реакция – ничего не можем понять.

У меня в этом плане был такой пример (немножко расскажу для иллюстрации). Так получилось, что я очень рано научился читать. Моя подруга детства (она уже была школьницей) научила меня читать. А у родителей была библиотека, и в ней (как сейчас помню) стояли четыре тома «Войны и мира» Льва Толстого. Я решил почитать – толстая же книга, а я уже читать умею в свои пять лет. Открыл книгу, там первая фраза по-французски. Открыл вторую страничку – там тоже по-французски. Я понял, что книга мне недоступна, закрыл и встретился с ней только в школе. И как бы не получилось у нас так же со святыми отцами: открыл, ничего не понял, закрыл, и все.

Давайте все-таки поговорим по поводу святителя Игнатия. Я, конечно же, рекомендую вам, братья и сестры, очень внимательно относиться к творчеству святителя Игнатия. По поводу этого творчества даже в церковной среде идет борьба. Она выражается в том, что есть часть мирян, часть духовенства, которая говорит, что святителя Игнатия читать не надо, он унылый, невеселый. Но это же не «Веселые картинки», не «Мурзилка», не журнал «Крокодил» или Comedy Club. Для чего мы приходим в Церковь? Мы же приходим не веселиться, церковь – это не клуб для тех, кому за тридцать (за сорок, за пятьдесят...). Это не танцы, не веселье, не дискотека. Это место, где мы должны получить спасение. Мы должны этому научиться, мы должны там освящаться, каяться, избавляться от грехов.

Так вот, приходя в Церковь, к вере, мы должны брать правильные ориентиры, а они – у святых отцов. И в трудах святителя Игнатия они как раз очень четко обозначены. Я много раз говорил и буду говорить, что читать святителя Игнатия просто необходимо, потому что он дает четкие понятия. У него замечательный ум. По образованию он военный инженер, поэтому во многих его произведениях очень четко выстроена логика повествования; не просто какие-то эмоции, а четко выверенная логика повествования. Он жил не так давно, в XIX веке – это достаточно недавно. С тех пор не очень сильно изменился русский язык, но изменились мы, то есть сейчас мы – современные люди – не умеем долго читать, долго сосредотачиваться...

Другой вопрос: а будешь ли ты понимать спасение вообще? Спасаться будем или не будем? Если человек говорит: «Я хочу узнать основные вопросы духовной жизни», – то надо просто брать и изучать. Каким образом это делать? Снова повторю, как исправляется ум человека. Если человек начинает изучать труд и он ему непонятен, перечитай снова, выпиши вопросы и иди к священнику. Священник говорит (допустим): «Я не знаю, думай сам». Но это редко бывает, обычно священник начинает что-то объяснять. Человек начинает понимать. И раз от раза ум начинает укрепляться: понял одно, понял другое. Не надо святоотеческие творения читать как Дарью Донцову – за один вечер один том. Надо читать потихонечку; может быть, по страничке, по полстранички, но прочитать и подумать над мыслью. И те знания, тот опыт, те переживания, которые святые отцы вложили в свои творения, будут тебе понятны. Просто перестроиться надо.

Еще есть один способ, как подойти к изучению святоотеческого наследия (например, святителя Игнатия). Надо начать с его жития (жизнеописания). Он жил, как я говорил, недавно, поэтому все основные этапы его жизни известны. Сразу после кончины его близкие (его брат, его духовные чада) собрали о нем материалы, они изданы и в многотомнике «Собрание сочинений святителя Игнатия».

Но что бы я хотел порекомендовать? Если говорить о святителе, я хотел бы порекомендовать книгу, вышедшую совсем недавно: «Покаяния и молитвы учителю изрядный», куда включено «Полное жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова)». Это современное издание, книга выпущена в 2018 году. Хорошая печать. Бывает, что в некоторых достаточно дешевых изданиях бумага некачественная, поэтому люди со слабым зрением плохо видят текст. Здесь хорошая бумага, хороший текст, очень много иллюстраций, вводящих нас в те времена и позволяющих, например, познакомиться с личностями, с которыми встречался святитель Игнатий, или с местами его жизни. Но самое ценное в такой книге, конечно, не картинки, а текст. И изучая эту книгу, мы познакомимся с этим человеком, узнаем, кто такой святитель Игнатий. Начинать изучение его трудов можно с этого, поэтому я вам всячески рекомендую обзавестись этой книгой, она очень утешительная, познавательная.

В свое время я, честно говоря, очень сильно гонялся за первым изданием (не этим, а еще репринтным), а когда нашел, был очень рад. Действительно, было утешительно прочитать не просто краткое житие, а именно полное жизнеописание. Из этого становится понятным, почему святитель Игнатий столько боролся за просвещение, столько писал в то, казалось бы, благополучное время. Мы же как думаем? Мы думаем, что XIX век – это какой-то век церковного расцвета. Надо твердо понимать, что христианам никогда не было легко; и святитель Игнатий страдал от братии за свои правильные понятия (и сейчас это, к сожалению, происходит, когда мы не ценим этих трудов). Братья и сестры, я вам всячески рекомендую «Полное жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова)». Замечательная книга, ее можно иметь в виду и в качестве подарка себе и близким.

Второе, с чего вам нужно начинать после жизнеописания (когда вы познакомились со святым человеком), – конечно же, молиться ему. Когда мы начинаем изучать творения святителя Игнатия или другого святого отца, нам никто не мешает перед чтением обратиться к нему и сказать: «Святитель отче Игнатий, моли Бога о нас! Помолись Господу, чтобы Он позволил мне, недостойному грешнику, понять то, что ты написал». Нам ведь никто не мешает это сделать.

И третье, что я бы порекомендовал: начать изучение трудов святителя Игнатия с писем. Есть отдельно изданные письма святителя Игнатия к мирянам, к его духовным друзьям. Тоже очень замечательное чтение; через них открывается душа святителя, его чувства, мысли. Такое неформальное, душевное общение, духовные советы очень важны; начинаешь хорошо понимать, что это за человек. А то получается, что мы, современные христиане, придумали вдруг, что святитель Игнатий – скучный, жестокий... Это совсем не так. Скучный и жестокий человек не будет заботиться о духовном просвещении своих близких людей.

Если вам интересно, братья и сестры, давайте я буду периодически рекомендовать вам книги, которые помогают нам в решении наших вопросов. Я думаю, что это будет нелишне.

Итак, по поводу трудности чтения святителя Игнатия я Вам ответил. Надо просто постепенно подойти к этому и изучать.

Приступим к другому вопросу. Пишет сестра. Она описывает свою жизнь, которая, наверное, похожа на жизнь очень многих наших граждан, называющих себя православными. «Небольшая предыстория, – пишет сестра. – Вовсе необязательно, но пишу на случай, если будет не вполне понятно, откуда все это выросло (имеются в виду духовные проблемы). Почти сорок из пятидесяти лет (сестра) вела жизнь страстную и губительную для души и тела. В тридцать лет, на пике физических и психических страданий, крестилась в Церкви, но Господь не сподобил кому-то меня обучить толком нашей вере».

Вот это беда, о которой я, братья и сестры, постоянно говорю и буду говорить; это очень страшно. Ладно в позднее советское время или в девяностых человек не имел возможности огласиться. А сейчас-то почему мы не можем подходить к крещению уже подготовленными? А подготовка подразумевает знание веры. Ведь если человек не получил знаний веры, он по ним жить не будет. Это же понятно как азбучная истина (как дважды два – четыре): не знаешь – не будешь жить. А откуда человек узнает, если пришел, денежку заплатил, его крестили, и все: он ушел. Ушел фактически насовсем! Это редкий-редкий случай, если Господь какими-то скорбями снова приведет его к Себе, как эту нашу сестру.

Вот она крестилась. «В службах ничего не понимала...» Ну откуда человек будет понимать, если он не обучен? Конечно, не будет ничего понимать. О молитве он ничего не знает, о богослужении ничего не знает. Пришел, постоял и ушел. Вот, собственно, и все. Беда просто.

 «И быстро перестала приходить из-за суеты». Понятно! В одной из предыдущих передач мы как-то говорили, что суета – это орудие сатаны. Ему нужно, чтобы мы суетились, заботились, чтобы забота и суета были важнее, чем духовная жизнь, чем подготовка к таинствам, молитва, чтение. Нужно для того, чтобы мы были такими издерганными, неправильно ставили цель в своей жизни и, соответственно, просуетились все время, отведенное нам на земле, и умерли, а потом оказались в аду. Вот такая у него цель с помощью этой суеты.

И понятно, что сестра, не зная, для чего ходить в церковь, зачем это нужно, быстро «перестала приходить в храм из-за суеты, а также из-за стыда называть грехи». Понятно! Если человека не обучили (священники, катехизаторы) правильному участию в таинствах и не объяснили, для чего это нужно делать, такой человек, естественно, столкнется с мирскими понятиями. А мы же как хотим? Мы хотим перед всеми быть хорошими. Кто из нас хочет быть плохим? И такой человек, приходя на исповедь, начинает стесняться и вообще не называть грехи. И понятно, что достаточно одной такой лукавой исповеди, чтобы потом человек от Церкви отпал, потому что не прощаются те грехи, которые человек не называет.

«Сразу после крещения Бог Своим Промыслом вытащил меня из многих бед». Вот все равно чудо произошло. Человек обратил внимание, что что-то изменилось с ним, Господь какие-то беды выправил, избавил от них человека.

«Но уже через год я впала в худшие грехи, ровно по притче про чистую горницу и беса, который возвращается с семью худшими». Я напомню, это притча из Евангелия. Господь рассказывает о том, что бес оставил душу человека и, вернувшись через некоторое время, говорит: «Вот душа, как горница, чистая. Приду еще и семь худших с собой возьму». Это как раз притча о христианине, который решил посвятить себя Богу, начал борьбу с грехами, а потом оставил. И по притче получается, что состояние его будет хуже в семь раз; это же не просто притча, это нам евангельское указание в духовной жизни.

И смотрите, что получается: лукавый не прощает даже легких, простых попыток человека вести духовную борьбу. Даже когда неподготовленный человек в таинстве Крещения поучаствовал... А что происходит в таинстве Крещения? Мы как-то разбирали это, давайте еще раз повторим. Перед тем как погрузиться в святую купель, человек отвечает на вопросы священника. Он поворачивается на запад, и священник ему говорит: «Отрекаешься ли от сатаны?» Человек говорит: «Да, отрекаюсь». Священник предлагает в качестве такого отвержения, отвращения: «Дунь и плюнь на него». Но гордецы не прощают такие вещи. Естественно, человек, который потом предает Христа (не живет так, как советует Христос), остается один на один с лукавым, не прощающим человека и начинающим его бить. И бить как раз тем, что толкает человека в грехи даже худшие.

Смотрите, человек уже искренне кается и говорит про худшие беды, чем у него были до крещения. А потом мы спрашиваем: «А что это у нас мир такой несовершенный? Почему у нас в России столько проблем?» А как у нас что-то изменится, если восемьдесят процентов населения сходило на крещение, ничего не получило и живет как попало. И потом мы удивляемся, что у нас что-то не так. Это очень страшная беда.

«Пара лет прошла от лукавого (видите, как мучился человек?) Потом милостью Божией тяжело и смертельно опасно обострились хронические заболевания». Смотрите, как получается. Часто люди, не знакомые с внутренней жизнью Церкви, говорят: «У вас собрались только больные, хромые, слепые, немощные, убогие». Да, у нас вот такие собираются, потому что здоровые, счастливые, веселые о спасении не думают, к сожалению. И Господь именно так приводит к Себе: через болезни. Человек жил весело, беззаботно, грешил как попало, а у него обострились тяжелые болезни, и это стало толчком, чтобы человек уже осознанно пришел к вере.

«И что-то изменилось во мне (когда женщина увидела, что у нее тяжелая болезнь). Впервые в жизни с чем-то, хотя бы внешне, вероятно, не так уж и глубоко, но смирилась». Она пишет правильно. Болезни, как и внешние скорби, страдания, нужны, чтобы гордыня смирилась в человеке, потому что гордость – это основа всех наших бед, всех страстей. И когда человек в силах, когда он бодрый и веселый, гордыня просто хлещет из него. И Христос там не нужен, спасение не нужно. А когда начинаются скорби, страдания, мучения, тогда человек и смиряется. А смиряется, значит – становится ближе к Христу.

«Господь был милостив еще раз. Мне, тяжелобольной, послал моего настоящего мужа в помощь. Жизнь моя постепенно переменилась». Это, конечно, удивительный дар, когда Бог милует грешников. «Примерно три года мы жили порознь (проблемы она не описывает, но, видимо, непросто было). Понимала рассудком, что не стою мизинца этого человека, он же на меня смотрел как на сокровище. Это меняло мою жизнь».

Дорогие мои, хотел бы немножко отвлечься и коснуться вопроса семейной жизни. Очень часто (я уже говорил об этой проблеме в одной из передач) христиане и люди, приходящие в церковь и жалующиеся на свою семейную жизнь, начинают говорить: «Вот у нас нет общих интересов с мужем (с женой)». Но ведь семья – не клуб по интересам. Мы же любим наших жен (мужей) не за то, что у нас общее увлечение футбольным клубом, охотой, рыбалкой или чем-то еще. Просто ты любишь этого человека ни за что. И такая обычная (не какая-то высокодуховная, а обычная человеческая) любовь между мужчиной и женщиной, между мужем и женой способна исправлять человека. Когда человек жертвенно терпит какие-то неурядицы, происходящие с близким человеком. Дорогие мои, любовь – это не совместный досуг, не кружок по вышиванию; семейная жизнь – это не развлечение. Любить надо! А любить – это терпеть, прощать... Это очень глубокие переживания, но они помогают другому человеку измениться.

И смотрите, что происходит. Сестра пишет: «Это меняло мою жизнь. Уже десять лет я замужем (так получилось, что она вышла замуж за иностранца и живет за пределами России). Через три года я затосковала по Родине». Это тоже скорбь, когда человек сначала, может быть, в поисках лучшей, счастливой жизни уезжает куда-то на сторону, за границу, но все равно русскому человеку тяжело жить не в России. Это мы здесь живем, привыкаем, ругаем то правителей, то Церковь, то всем недовольны. Но это состояние человека, который привык ко всей этой обстановке. Когда человек где-то там, за рубежом, там, может быть, и лучше жить в плане материального положения, а человеку все равно не хватает Родины.

Итак, сестра пишет про своего мужа. Как я отметил, это уникальный случай, потому что человек из неправильной веры приходит в правильную. Казалось бы, такой процесс должен быть постоянно, но это не так, потому что лукавый тут тоже часто вмешивается и руководит этим процессом, чтобы люди находились в ересях, заблуждениях, в расколах. На моей практике, например, было совсем немного таких случаев, когда люди из протестантских сект или еретической католической церкви, заблудившейся еще тысячу лет назад, пришли в православие. Это были единичные случаи, но они очень показательные, значимые и всегда происходили потому, что человек начинал искать истину. А много ли таких людей? Они живут в основном по течению...

Сестра пишет, что сейчас они живут вместе с мужем и что проблемы, конечно, есть. Но мы должны понимать, дорогие братья и сестры, что это и есть путь семейного человека. Когда мы видим, что у нас есть собственные недостатки, трезво видим недостатки своего близкого человека и живем так, чтобы не клуб по развлечениям устраивать, а видеть в этом инструмент для спасения. Наш близкий человек – это, грубо говоря, тренажер, когда мы обходим острые углы, чтобы не задевать какие-то больные темы, когда мы учимся слушаться (особенно сестры учатся слушаться мужа).

Сестра вот пишет: «Стала переиначивать наши нравы». Но надо очень аккуратно нравы переиначивать. С помощью насилия не получится все быстро изменить. Это действительно очень большой, жертвенный труд, но он очень нужен. Вот мы говорим о борьбе с гордыней, и как раз один из способов борьбы с гордыней – начать слушаться. Сестрам в этом плане легче слушаться мужа, советоваться, спрашивать, не надеяться на себя, на свой ум, свой опыт. Тем более что человек уже взрослый, опытный. И тем более наш жизненный опыт должен показывать, что мы уже много ошибались, действуя по своему уму, по тем прошлым понятиям, по своим неправильным стремлениям.

Как сейчас это менять? Начать учиться слушаться, прекрасно понимая, что только так можно побороться с гордыней. Потому что столько даров Господь дал сестре: и к вере привел, и мужа дал, муж вышел из еретической католической церкви и пришел в истинную Православную Церковь (замечательно!), оба воцерковленные. Это надо ценить. У очень немногих сестер есть такие условия. Очень часто бывает непонимание внутри семьи, что кто-то в храм пошел. Первая реакция – это ревность, недовольство, что человек начал меняться. Бывает так, что люди приходят и жалуются, что дома чуть ли не гонения идут на веру из-за того, что человек к Церкви обратился. И хула, и грехи священников вспоминают – все что угодно. Поэтому это очень непросто.

Пожелаем нашей сестре трудиться дальше. Письмо замечательное и действительно поучительное: как Господь с помощью скорбей приводит к Себе людей. Мы же обычно боимся этих скорбей, нам они неприятны. Но порой бывает, что это единственное средство, чтобы привести человека к спасению.

Давайте, дорогие братья и сестры, будем к себе внимательны, как сестра, очень внимательно проанализировавшая свою жизнь. К ее вопросу мы приступим в следующей передаче, а сейчас я пожелаю вам трудиться, не оставлять труд духовной жизни. И если есть какие-то вопросы, недоумения, что-то непонятно, прошу вас писать на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru.

Помоги вам всем Господь, дорогие братья и сестры!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы