«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О посте

17 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В рамках нашей программы продолжается цикл передач, посвященных посту. Цикл выходит во время Великого поста. Предстоит последняя (седьмая) неделя, и нам нужно закончить статью святителя Игнатия «О посте», которую мы разбираем.

Очень кратко расскажу об одной книге. Ее автор – архимандрит Лазарь (Абашидзе). Думаю, церковным людям знакомо это имя. Это наш современник, подвижник Грузинской Православной Церкви. Он скончался в 2018 году, но оставил богатое духовное наследие, очень глубокое, к которому мы с вами должны приобщаться.

Книга, которую я хотел вам сегодня показать, называется «Грех Адамов». Труд  основательный, но очень важный и полезный. Почему необходимо изучать этот труд? Отец Лазарь собрал в этом труде очень важные знания, информацию об основах веры. Если мы не поймем, в чем суть греха Адама, тогда непонятно, для чего нужен Господь, зачем нужна крестная смерть и Его Воскресение. Грех Адама – один из базовых вопросов. Отец Лазарь в этом труде разбирает вопросы, которые, к сожалению, начинают смущать современных христиан: зачем нужно было древо познания добра и зла? зачем Бог его посадил в раю? почему Адам пал? почему мы являемся наследниками первородного греха? что такое первородный грех?

Даже у весьма уважаемых людей современной Церкви есть богословские ошибки, например, когда эти люди начинают умничать (по-другому не сказать, потому что это не основано на святоотеческом церковном учении) и рассуждать о том, что младенцам не надо креститься, потому что они не согрешили. Так вот, отец Лазарь, основываясь на святоотеческом опыте, как раз и обосновывает, зачем нужно крещение, что это такое, что оно дает. (Если Бог даст, мы частично эти вопросы тоже рассмотрим, когда будем изучать вопросы оглашения.) Поэтому, братья и сестры, рекомендую эту замечательную книгу, которая расставляет все по своим местам в вопросах грехопадения Адама, первородного греха, необходимости крещения, необходимости для спасения быть членом Православной Церкви.

Теперь давайте обратимся к труду святителя Игнатия. Передача небольшая, а текст до конца его статьи остается объемный, поэтому я постараюсь меньше комментировать. Очень хочется закончить эту тему и в пасхальную неделю поговорить о Пасхе и нашем поведении в эти дни.

В предыдущей (шестой) передаче «О посте» мы говорили, что надо быть крайне внимательным к употреблению алкогольных напитков. Закончили на том, что святитель Игнатий цитирует преподобного Пимена Великого: «Монах отнюдь не должен употреблять вина. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие».

Дальше святитель Игнатий пишет: «Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности». Мы можем сказать, что это вообще ужасно: мало того что пища должна быть простая, да еще и не употреблять приправы.

Здесь говорится о воздержнике, то есть о человеке, который находится в серьезном подвиге. Мы, новоначальные, давайте возьмем такую меру, что не будем в каждое блюдо непременно добавлять различные приправы, будем делать это крайне умеренно. Давайте начнем с этого. К таким пряностям в наше время относятся, например, кетчуп, майонез (который в мое студенческое время был чуть ли не основным блюдом). Мы должны осмыслить и понять, почему мы сдабриваем этим пищу. Мы делаем это не потому, что это полезно, а потому, что нам это приятно. Это относится к услаждению чрева, поэтому это надо минимизировать, а может быть, и вообще свести на нет. Тем более если это не вы сами приготовили, неизвестно, какая химия в этих приятностях.

«Самая естественная пища – та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании пища из царства растительного (имеются в виду овощи, фрукты, травы. – Здесь и далее примеч. А.К.). Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в пищу. Уже после потопа разрешено употребление мяса».

Почему так получилось? Человек становится более греховным, более искажается и болеет человеческое тело, человеческая природа, поэтому Господь позволяет вкушать мясо для того, чтобы у человека были какие-то силы вследствие такого духовного разложения.

«Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг (вещества, которые попадают через кровь в мозг) наименее действуют на него; наконец она самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке». Не знаю, стоит ли здесь что-то комментировать. Понятно, что для человека более полезно (не только постом, но вообще в плане жизнедеятельности), когда у него на столе присутствует больше овощей, чем современной нашей пищи.  

Хотим ли мы быть здоровыми телесно? Тут речь даже не о каких-то высоких духовных состояниях, а вообще о здоровье. Казалось бы, речь здесь идет только о теле, чтобы оно не болело. Но мы же с вами духовно-телесные существа, и если тело болеет, то и душа будет себя плохо чувствовать: станешь больной, отравленный и немощный и не сможешь делать ничего хорошего. Поэтому это важный вопрос.

«По этим причинам, при употреблении ее (речь о растительной пище: овощах, фруктах, травах), с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума...» Это важно. Речь идет не только о здоровье ради здоровья, но, оказывается, это еще очень хорошо влияет на чистоту ума. Еще раз напомню, что через ум лукавый пытается нас победить, чтобы мы, приняв греховный помысел, не отслеживали, греховный он или нет, принимали его и потом грешили. Это очень важно. Если кто-то из нас, православных христиан, действительно задумается по-настоящему бороться с грехами, не просто это декларировать, говорить, а именно по-настоящему этим заниматься, должен обратить на эти слова святителя Игнатия серьезное внимание.

Как бывает на войне? Порой даже небольшое подразделение, взвод солдат, играет в схватке решающую роль. Когда истощились силы и противник истощился, появляется рота солдат, которая помогает переломить ход битвы. На войне все важно: рельеф местности, погода, как это военачальник использует.

Если мы применим практику физической войны к духовной войне, то, наверно, согласимся, что помогает всё. Даже вещи на первый взгляд незначительные (как незначительное количество личного состава во взводе) помогают победить. Поэтому если мы, миряне, захотим заниматься в нашей бытовой, обыденной жизни Иисусовой молитвой, покаянной практикой, аскетикой, мы должны это помнить и каждого союзника (то, что нам помогает, что делает нас сильнее) к себе привлечь. Святитель Игнатий нам советует, что если мы хотим быть трезвыми, боеспособными, то надо применять эту практику.

«...а с ними и его власть над всем человеком...» То есть власть ума над всем человеком. Разве это не цель поста и вообще жизни христианина? Чтобы тобой руководили не инстинкты, не страсти, а именно ум руководил. Очень важно беречь способность ума быть трезвым и боеспособным.

«...При употреблении ее слабее действуют страсти...» Мы хотим, чтобы в нас слабее действовали страсти? Уверен, что каждый христианин, который сейчас сидит по другую сторону экрана, скажет: «Конечно, я хочу меньше осуждать. Хочу меньше гневаться. Хочу, чтобы блудные помыслы меня не беспокоили. Хочу не гордиться, не печалиться, не унывать». Страсти действуют слабее, потому что это средство сильное. Это пишет не теоретик, а опытный человек. Давайте обратим на это внимание.

Да, пост закончится. Но мы же руководим собой. Да, появится на столе непостная еда, но можно оставить большую часть рациона из растительной пищи. Кто нам в этом мешает? Готовь ее вкусно и благодари за это Бога. Это ведь от нас зависит. А мы начинаем капризничать. Тогда надо определиться: или мы ведем христианский образ жизни и боремся со страстями, или просто изображаем христианство. Тут надо определиться и быть с собой честным.

«...И человек более способен заниматься подвигами благочестия». Человек становится более способным заниматься духовными трудами. Что за подвиги благочестия в нашем случае? Не думайте, что это уход в пустыню. Это молитва, пост, который нас не оставляет, когда заканчивается (ведь остаются среда, пятница). Умеренное воздержание в праздники. Это и чтение, и общение с ближними. Это и исполнение заповедей (не просто говорить о них, а конкретно исполнять). Например, потерпеть своих ближних. Сейчас все сидят на карантине, и это замечательное время испытания, когда мы не теоретически говорим, что должны любить друг друга. Например, ты сидишь со своим ребенком и понимаешь, что еле его терпишь. Или понимаешь, что жену сложно терпеть (или еще кого-нибудь). Где брать силы? Силы, оказывается, можно получить, если человек правильно постится и наблюдает за собой.

Дальше святитель Игнатий в своей статье разбирает, какие продукты и как влияют на сердце и ум человека. Он разбирает рыбные блюда, которые, в отличие от овощных, растительной пищи, дают свое действие на работу мозга.

«Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями...» Такой факт мы тоже должны знать, поэтому если у нас есть возможность выбора между нашей речной рыбкой и огромной дорогой семгой, понятно, что надо выбирать нашу.

«Эти действия несравненно сильные от употребления мясной пищи...» Подвижник нам открывает, почему монахи (и в миру такие христиане есть) отказываются от мяса. Они делают это не по идеологической причине (что они, например, веганы или вегетарианцы, им жаль животных), а именно потому, что им жалко себя в первую очередь.

Как влияет мясо на мозг, ум и тело человека? «...крайне утучняет плоть...» Утучняет – это не значит делает его толстым, тяжелым, жирным, объемным. Утучнять – это делать его неспособным для борьбы, вялым, расслабленным. «…доставляя особенную дебелость, горячит кровь ...»  Когда в кровь поступает много таких веществ, человек становится легковозбудимым, перестает за собой следить, впадает в разные эмоциональные крайности, легко злится, легко впадает в тщеславие, у него хлещут эмоции, он становится нервным.

«...Пары и газы ее (этой пищи) очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами». Церковь разрешает нам употребление мяса в непостное время именно потому, что мирские люди больше работают, больше заняты.

«Но и для них постоянное употребление ее вредно. Как! воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее? На это мы отвечаем словами апостола: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Поэтому мы можем употреблять мясную пищу, но понимать, как она влияет на нашу духовную жизнь.

«Мы уклоняемся от употребления мяса не потому, что считаем его нечистым, но потому, что оно производит особенную дебелость во всем нашем составе, препятствует духовному преуспеянию».

Как это применить на практике? Скоро заканчивается пост, что же делать? По сложившейся традиции мы думаем, что теперь всего приготовим, себе не откажем. И тут надо быть особенно внимательными. В следующей передаче мы поговорим, как выходить из поста. Мы должны настроиться на то, что пусть мясная пища присутствует, если этого хочется, но не надо ее обожествлять и идеализировать; мол, если мяса нет, то и обед не обед. Давайте сделаем так, чтобы больший процент в нашей тарелке занимала растительная пища, а мясная являлась добавкой. Тогда мы продолжим вести правильный, боеспособный образ жизни.

«Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяса, не допустила постоянного употребления… но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяса, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения».

Для этого есть церковный календарь постов. У нас четыре поста: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский. Год разбит на такие большие периоды. Для чего они нужны? В приходском общении порой можно услышать горькие мысли: «Сплошные посты: то нельзя, это нельзя...» Это не потому, что Церкви жалко, что мы мяса поедим, – не в этом дело. У Церкви другие задачи. Если мы хотим на земле пожить весело, беззаботно, вкусно, то к Церкви это не имеет никакого отношения. Церковь – это богочеловеческий организм, где люди готовятся к вечной жизни. Если ты к вечной жизни готовишься, то должен понимать, что должны быть периоды духовной тренировки, духовного и телесного очищения. Для этого даются посты. То есть цель – тренировать нас как духовных солдат. «Церковь... разделила времена мясоядения временами воздержания от мяса, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения». То есть мы воздерживаемся для того, чтобы получить духовную пользу, духовный опыт воздержания.

«Такой плод постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их». Мы можем сказать, что никакого тут особого опыта и нет. Есть; такой опыт есть у некоторых христиан, которые поставили правильные цели и их достигают. Бывает даже такое сожаление, когда некоторые христиане говорят: «Только вошел в пост, а он заканчивается. Даже не хочется бросать, хочется продолжить. Но вроде как традиция: на Пасху, Рождество Христово надо на стол что-то приготовить». Душа и тело как бы говорят нам: «Хозяин, не трави меня дальше, продолжи этот важный опыт». А мы говорим: «Нет, традиция». И начинаем есть, пить, заниматься разными развлечениями. А в конце Светлой седмицы говорим: «Ощущения праздника Пасхи нет». А мы его потеряли. Почему потеряли? Потому, что опыт воздержания, который получили, не продлили.

«Для иночествующих запрещено употребление мяса, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений». То есть когда заканчивается пост, монахи употребляют только молочную пищу и яйца.

«В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы (это по монашескому уставу, нас это не касается). Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу. Растительная пища почти исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия, по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне».

Что говорит святитель Игнатий? Многие подвижники благочестия отказывались от употребления мясной пищи именно потому, что при воздержании от правильного и умеренного поста они начинали чувствовать в себе действие, благодать Святого Духа и, конечно, уже не разменивались на вкусняшки и продолжали употреблять простую растительную пищу. Святитель Игнатий отмечает важное ее качество: «...по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Это для нас очень важно.

«Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы (очень важный духовный совет),  потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».

О чем здесь говорится? О том, что пост должен быть посильный.

«"Если удержишь чрево, сказал святой Василий Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти". Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние  (мы говорили в одной из наших передач о посте, насколько пост должен быть связан с молитвой), а под именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения».

Мы с вами помним о смерти, о том, что будет ад или рай, но, оказывается, уже сейчас, постясь, получая опыт правильного поста, христианин может получить залог вечного блаженства или залог вечной смерти, если он не борется с грехами.

Спасибо вам за терпение, за то, что вместе с телеканалом «Союз» провели Великий пост, вместе с нами читали статью святителя Игнатия, которая заканчивается словом «Аминь», то есть «истинно так». Истинно то, чем с нами поделился святитель Игнатий; в своем труде он нам передает крупинки драгоценного опыта. Надеюсь, то, что мы с вами делаем, будет кому-то полезно. Значит, будем считать, что наша задача выполнена.

Если есть какие-то замечания, недоумения, если хотите что-то рассмотреть, прошу писать на наш электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru  Спаси вас Господь, братья и сестры.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать