«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О посте

3 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем нашу передачу «Страсти и борьба с ними». У нас идет небольшой цикл о посте, мы разбираем статью святителя Игнатия, которая так и называется: «О посте». Перед началом разговора хочу продолжить нашу традицию и предложить вам для чтения очередную книгу. Это книга Рафаила (Карелина): «Наша вера – православная». Книга интересная, небольшая по объему, но очень важная для современных христиан.

В этой книге отец Рафаил рассматривает две очень важные темы. Первое – он раскрывает, что такое православие (в глубоком понимании). Я многократно говорил: в приходской жизни мы встречаем среди людей, вновь приходящих в церковь, тех, в чьих сердцах и головах настоящий религиозный винегрет. Человек из Интернета, каких-то блогов берет информацию (или люди друг другу передают), которая совершенно далека от действительности.

Поэтому нам нужно изучать вероучение и нравственное учение Православной Церкви. Получается, отец Рафаил в своих статьях раскрывает важные понятия духовной жизни. Вторая часть показывает те болезни, которые есть в современном обществе; их, приходя в церковь, приносят с собой. Вторая часть книги называется «Об искажениях в православии». Мы много сейчас слышим о такой теме, как модернизм, например. Что это такое? Автор все это видит, проживает, через сердце пропускает, может нам это рассказать. Одна из статей: «Православие и модернизм».

Также важная тема: «Без Церкви нет спасения». Мы много лет боремся с этой проблемой: человек говорит, что Церковь – это что-то не особо нужное, «Бог в душе, я сам разберусь». «О лжи “всеспасения”» – тоже одна из болячек наших современных православных людей, когда в вероучение человека вкрадывается ложная идея, отвергнутая отцами Вселенских Соборов, о том, что все спасутся. Что необязательно принадлежать к Православной Церкви, не важно, как ты веришь. Эта тема тоже разбирается, и это очень важно. Хочу, чтобы вы, братья и сестры, прочитали книгу. Она очень важная и актуальная.

А сейчас давайте приступим к разбору статьи святителя Игнатия. Итак, у нас с вами пятая передача о посте. В предыдущей программе мы разбирали  слова святителя Игнатия о том, как он сравнивает сердце человека с землей, огородом, полем. Он говорит, что если не обрабатывать землю, то, естественно, на этой земле вырастут разные терния, и приводит такой пример: если человек постится, но не молится, не обращается молитвенно к Господу, не занимается этим важным трудом, то очень легко в сердце человека рождаются разные страсти. Пост без молитвы – это просто диета.

«Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками (расход сил, труда, воли, душевных сил человека, работа ума. – А.К.), но оставит ее незасеянною, то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевелов душевных страстей: высокоумия, тщеславия, превозношения».

Давайте будем дальше по тексту смотреть. Очень важно, чтобы вы тоже смотрели по тексту.

«Что такое страсть объядения и пьянства?»

Святитель Игнатий говорит о чревоугодии.

«Потерявшее правильность, естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которые излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их».

Казалось бы, вещи многим знакомые. Если человек будет объедаться, лакомиться, питаться только вкусняшками, он придет не только в физическое расстройство, а еще и в душевное. Святитель Игнатий говорит, в чем сущность этой страсти чревоугодия. У нас есть потребность вкушать пищу, это установлено Богом в раю, и в этом ничего отрицательного и негативного нет, это естественный закон жизни. Мы нуждаемся в воде, человек состоит из большого процента воды, человек должен пить чистую воду, а не газировку. Это естественно: вкушать пищу и пить чистую воду. Чревоугодие – интересная страсть. Она настраивает человека потерять эту правильность естественного желания пищи и пития.

«...требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их...»

Если мы исторически посмотрим, чем питались наши предки, мы удивимся. Они питались гораздо скромнее нас. Наша современная цивилизация предлагает огромное разнообразие пищи, причем все это выглядит вкусно, прекрасно пахнет, приятно услаждает наш вкус, но это ли нужно, чтобы поддерживать жизнь человека? Наоборот, сейчас появляются исследования, и ответственные врачи бьют тревогу: то, что нам предлагает пищевая индустрия, – это работа на чьи-то карманы, это не для того, чтобы накормить человека, сделать его здоровым и сильным.

А почему возникает такая потребность? Потому, что это игра на страсти чревоугодия. Нам приятнее питаться сладким, рафинированным, чем обратиться к естественной, простой пище. Зато такие и будут результаты: выращиваем страсть, потом не можем остановиться. Я пытаюсь на приходе нашим дорогим прихожанам говорить о том, что тот же самый пост должен состоять не из сладких пряников, которые мы запиваем сладким кофе… Надо попытаться удержать себя, побороться с чревоугодием. Это рождает возмущение, и человек подходит и говорит: «У меня пищевые привычки. Мы же не можем их так быстро ломать». Конечно, не можем, потому что мы пленники этой страсти чревоугодия. Если мы понимаем, в чем суть проблемы, то надо ее ломать. Это все равно что алкоголик  скажет: «У меня пищевые привычки. Я привык бутылку водки выпивать раз в сутки. Извините, я буду отвыкать постепенно». Как постепенно? Надо рвать – по-другому невозможно.

Если ты попал в окружение, ты будешь медленными шагами выходить из окружения? Надо выходить быстро, с боем – только так. Так вот, страсть чревоугодия на том и построена, что мы неправильно любим себя – начинаем себя подпитывать, по большому счету травить.

И как важно было бы, братья и сестры, посмотреть на наш пост, нашу кухню, ведь речь идет о пище, хотя пост состоит из духовной части, молитвы, милостыни, походов на богослужение. Но мы сейчас берем то, что очень  многих интересует, – что есть и что пить, к сожалению.

Но это не означает, что надо на одной гречке поститься. Нет. Понятно, что надо готовить разные блюда, но брать простую основу: овощи, простые наши традиционные рецепты. Не бегать за какими-то хоть и постными продуктами, но дорогими или вредными.

Что касается количества – это тоже важно. Действительно, если мы посмотрим, сколько человеку нужно для жизни, то это небольшое количество пищи. Но когда мы едим много и привыкли к этому, желудок растягивается. Он же не металлическая коробка, он состоит из мышц. Мышцы имеют свойство растягиваться. Чувство сытости приходит, когда достигнуто определенное растяжение желудка.

Если мы привыкли вмещать в себя больше, чем нужно, то желудок растянут. А если человек привыкает жить воздержанно, следит за тем, что ест, как  это делает (если человек спешит, он быстрее набьет свой желудок, его желудок позже отреагирует на чувство сытости), не спешит, тщательно пережевывает пищу, делает это с молитвой, внимательно, с благодарностью Богу, то даже небольшое количество пищи принесет большую пользу.

В пост можно применить такое упражнение. Если вы привыкли к какому-то объему пищи, то можно взять тарелку и посмотреть, какой объем пищи вы принимаете. Нужно положить все рядом, но не в одну тарелку; и не смешивать. И посмотреть: если у вас есть чувство сытости, но еще хочется что-то положить, то на этом надо останавливаться. Это важный принцип. Попробуйте так делать. Пройдет буквально несколько дней, неделя – и желудок сократится до того объема, который вы себе назначили, и это будет ваша норма, больше вам не потребуется.

В пост можно сделать еще такое упражнение: чего-то положить меньше. Взять на один кусочек хлеба меньше, лишнюю ложку не положить – это тоже будет очень хорошее средство, чтобы побороться с чревоугодием. Большое количество пищи не означает, что она идет на пользу; излишнее питание действует противоположно.

Нам нужна пища, чтобы поддерживать наши силы, чтобы мы трудились, были бодрыми, боеспособными во всех смыслах этого слова. Если человек переел, еле пыхтит, пошел спать, на него давит уныние, то о чем речь? Разве это боеспособное, бодрое состояние? Нет, конечно. Значит, что-то с человеком не так, он должен внимательно на это посмотреть.

«Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею».

Конкретный совет святителя Игнатия. Он советует выправляться простой трапезой. Это элементарно, нам только включить фантазию, поискать… Наши приходские разговоры меня отчасти умиляют тем, что человек говорит: «А что делать теперь? Я привык к этому… Мир закрылся». Почему? Давайте просто проявим творчество. Вот простая, здоровая пища: овощи, которых у нас в достатке.  Салатик с тем, этим – замечательно.

Просто это не удовлетворяет нашим вкусовым предпочтениям, когда мы привыкли  питаться сладким. Но мы должны понимать: когда мы питаемся печеньем и постимся кусочком батона, намазанным медом, это не пост, а тонкое угождение чревоугодию. Формально мы выполнили пост, а с точки зрения страсти подпитываем ее, потому что это вкусненько.

Но если мы отрезвимся, то поймем, что так нас лукавый травит. Перейдем на простую трапезу, воздержание от пресыщения и наслаждения пищей… Но даже простой пищей можно неправильно наслаждаться. Я говорил о молитве, благодарении, внимании к себе, чтобы процесс пищи не превращался в тонкое чревоугодие. Есть такой термин «гортанобесие» – когда человек принимает пищу, чтобы насладиться ее вкусом.

С другой стороны, простая пища, приготовленная с молитвой, благодарением, – это вкусно. Если мы будем внимательны к себе, будем посвящать время молитве, благодарить Господа за то, что Он любит нас, питает ни за что, то тогда и не будет наслаждения. Важно обращать на это внимание.

«Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение...»

Святитель Игнатий показывает нам поэтапность: переходим на простую пищу и боремся с тем, чтобы не переедать, сохраняем внимание, чтобы употребление пищи не перешло в наслаждение.

«...этим и изощряется желание пищи, и получает правильность».

Перевожу на наш простой язык. Когда человек борется с объемом приема пищи, когда он внимателен и не дает себе наслаждаться пищей, обращает внимание на молитву, благодарение Господа, то этим и исправляется эта страсть. Изощряется – то есть исправляется. Желание приема пищи получает правильность.

«Когда же желание сделается правильным, тогда оно удовлетворяется простою пищею».

Если человек не привык сразу к тому, чтобы применять простую кухню, хотя, мне кажется, это надо делать сразу (мы питаемся гораздо разнообразнее, чем люди в XIX веке), то надо соблюдать объем…

«Напротив того, желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и наслаждением, притупляется».

Когда человек не терпит чувства голода, когда пресыщается, постоянно стремится наслаждаться, то естественное желание получить от пищи силы для духовных, физических трудов, для жизни притупляется. Страсть не удовлетворяется, надо больше... И так можно дойти до безумия.

«Для возбуждения его (наслаждения пищей. – А.К.) мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам».

Если человек не следит за собой, не борется с чревоугодием, то наступает граница, когда даже разнообразные блюда не удовлетворяют, человек начинает  дальше искать чего-то и прибегает «к разнообразным вкусным яствам и напиткам».

«Желание сперва представляется удовлетворенным (мы говорили, что страсть действует так: сначала удовлетворяет, а потом этого уже недостаточно. – А.К.); потом делается прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною».

Очень важно, братья и сестры, обратить на себя внимание. Давайте не будем говорить про богачей. Как они живут, я вообще без понятия. Какая у них кухня – это сейчас неинтересно. Давайте про нас поговорим. Я часто слышу такие жалобы: «Я не могу без мяса. Мне надоели овощи». Тут надо в себе разбираться. В чем дело? Или ты не умеешь их готовить, или так избаловал себя страстью, что она обращается в болезненную, как говорит святитель Игнатий.

Человеку нужно непременно что-то разнообразное. То, что он приготовил утром (например, овощное рагу), вечером уже есть не может. А почему? Оно испортилось? Что с ним стало?..

«Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание подвига нашего пост».

Видите, как важно… Есть такая фраза: «Постимся постом приятным». Как мы, современные люди, воспринимаем это слово «приятно»? Понятно, что в русском языке слово «приятно» означает что-то доставляющее удовольствие. В церковнославянском языке оно имеет другое значение.

Если мы с вами отнесемся к посту как ко времени, когда должны принимать в пищу что-то вкусное, сладкое, удовлетворяющее наши вкусовые рецепторы, то мы тут заблудимся. Ведь церковнославянское значение слова «приятно» означает: «добровольно принятое». Давайте сразу переведем: «Постимся постом, добровольно принятым». Там есть продолжение: «благоугодным Господеви».

А если мы оторвем эту фразу и будем чипсами с газировкой поститься, то это совсем не пост. «Постимся постом, добровольно принятым». То есть каждый должен взять на себя посильный пост, особенно хорошо, если мы настроимся читать святителя Игнатия, настроимся не удовлетворять своим вкусам и капризам, а перейдем на простую пищу, будем смотреть за объемом. Еще очень важен режим  – дальше святитель Игнатий об этом говорит.

С этой точки зрения посмотреть на тот телесный пост, который мы берем, – очень и очень важно: чтобы мы не травились, не получали вред от того, что мы якобы постимся, а получали духовную пользу. А для этого нужно посмотреть, чтобы пост у нас был добровольно принятый.

Если ты думаешь, что Церковь живет (условно) в Средневековье, заставляет тебя поститься, а ты жертва такого произвола, то зачем и кому такой пост нужен? Он никому не нужен; и вам не приносит никакого добра и плодов, а Господу и тем более. Как говорится, невольник – не богомольник.

Изучая святителя Игнатия, мы должны понимать, что пост нужен, но он нужен посильный и должен быть взят для того, чтобы трудиться, а не плыть по течению. Тебя заставили, а ты такой страдалец... И вот сейчас закончится пост, ты наешься... Пост не для этого. Это духовный труд с тем значением, о котором мы говорили в прошлой передаче: когда ты подвигаешь себя, заставляешь...

Подытожим: простая пища, не переедаем и стараемся не наслаждаться во время приема пищи, а обращать внимание на молитву и благодарение Господа. Я надеюсь, что эти советы вам пригодятся, братья и сестры. Если что-то непонятно или кто-то не согласен, хочет поделиться своими впечатлениями, приглашаю написать письмо на электронный адрес нашей передачи: kanev@tv-soyuz.ru

Я получаю  письма, рассматриваю их. И поскольку вопросы часто повторяются, будем, изучая святоотеческие тексты, так или иначе их разбирать. Спасибо вам, братья и сестры. Желаю вам, чтобы ваш пост был основан на правильной духовной основе, чтобы вы преследовали правильную цель, чтобы пост у вас был действительно «приятный», то есть добровольно принятый, как солдат берет добровольно обязательство защищать Родину. Наша земля – это земля нашего сердца, наша душа, поэтому давайте будем за нее бороться. Помоги вам всем Господь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​