«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Пресвятая Богородица

23 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем цикл огласительных бесед и обсуждаем важные вопросы православного вероучения для того, чтобы их знать, не ошибаться и чтобы подойти к теме борьбы со страстями. Без знания веры все остальное становится неважным. Если мы не выучили правила дорожного движения, то бесполезно изучать, как действует мотор. Зачем изучать механику автомобиля, если не знаешь, как правильно ездить по улицам? Поэтому сначала основы веры, потом правила жизни.

Сегодня двадцать вторая беседа из цикла. Мы поговорим о Пресвятой Богородице. Это очень важная тема. Прошлая наша встреча называлась «План спасения». Я попытался вам рассказать, что вся история человечества (и духовная, отраженная в Библии, и человеческая) идет не просто так, а потому, что Господь так желает и ведет человечество к тому, чтобы оно спаслось (если это придет людям на ум и они этого захотят).

Сегодняшняя тема – это продолжение предыдущего разговора о плане спасения. Давайте поговорим о православном учении о Пресвятой Богородице.

Я бы хотел посоветовать вам обратиться к статье святителя Игнатия (Брянчанинова) «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери». В Полном собрании его сочинений, которое есть у меня, эта статья находится в четвертом томе. В том же томе и его «Аскетическая проповедь».

В статье о Божией Матери святитель Игнатий собрал очень важные сведения о православном вероучении о Пресвятой Богородице. Он приводит цитаты из сочинений святых отцов и Священного Писания.

У святителя Игнатия все написано хорошо, духовно. Я советую вам обратиться к его тексту, потому что мы сегодня обозначим эту тему только грубыми мазками.

Мы говорили о Предвечном Совете Пресвятой Троицы, о том, что Господь не сразу пришел в мир. Мир должен был созреть, нужна была соответствующая обстановка. Что толку, если бы Христос пришел с евангельской проповедью в дикое племя, у которого самая замечательная цель – это съесть друг друга. Никто бы ничего не понял.

Господь подготавливает среду для того, чтобы появиться в ней. Я обозначил это тезисом: Бог решил воплотиться. Об этом мы поговорим в следующей передаче: о таинстве воплощения, об учении Святой Церкви о Спасителе. Это основа основ христианства.

Господь захотел спасать человечество не издалека. Если человек тонет в озере или реке, то не нужно бегать по берегу и говорить ему: «Греби правой рукой, дыши ровно». Что нужно делать? Нужно бросаться в воду и  вытаскивать оттуда утопающего, иначе он захлебнется и пойдет ко дну.

Господь, создавая свободное существо – человека, заранее решил, что если Адам предаст Бога, то Бог не предаст Адама, Он придет к нему и спасет его. Каким образом? Бог решил воплотиться. Какие проблемы возникают в связи с этим? Бог всегда делает все по-настоящему, по-честному. Бесплотный Бог решил стать Человеком. Как Ему это сделать? Чтобы Христос родился на земле, был Человеком, нужно, чтобы у Него была мать.

Что мы знаем о Пресвятой Богородице? Из Священного Писания мы знаем о Ней немного. В основном сведения о Ней сохранились в Предании и вероучении Церкви.

Беспорочное зачатие необходимо.

Мы с вами говорили о первородном грехе. Как он передается? Он передается от поколения к поколению, от родителей к детям. Богу надо было принять человеческую плоть, соединить ее с Божественной, но не стать наследником греха. Каким образом это можно сделать? Нужно чудесное появление Бога здесь, на земле. Поэтому Господь появляется непорочно. Он избирает для этого Пресвятую Богородицу Марию.

Еще раз повторюсь. Почему необходимо непорочное зачатие? Если Господь просто рождается от хорошей, доброй женщины, то Он от нас ничем не отличается: мы грешники, и Он был бы грешник. Мы грешим и говорим, как царь Давид: «Во грехах родила меня мать моя». Так и Бог бы от нас ничем не отличался.

Невозможно, чтобы Бог имел в Себе грех. Нужно было, чтобы Он воплотился, но воплотился непорочно. Бог не просто воплощается, Он еще спрашивает разрешения у Девы Марии: «Можно, чтобы через Тебя совершилось это чудо? Будешь ли Ты Матерью Бога?» И Она со смирением говорит: «Да, Я раба Господня». И тогда Дух Святой сходит на Марию, и из Ее крови начинает ткаться тело Спасителя. Бог приобретает человеческую плоть. Истинный Бог становится истинным Человеком.

Поэтому непорочное зачатие – это не средневековая веселая сказка. Безбожники над этим смеются, но мы с вами должны твердо знать, что воплощение Бога было необходимо. Не может любой человек  быть спасателем, он должен обучаться. Как спасателю необходимо уметь плавать, иметь навыки первой помощи, знать, как откачивать людей, так и Бог должен был воплотиться. Но в то же время Он это делает непорочно.

Чтобы мы с вами понимали, что это план, в Священном Писании есть пророчество о Пресвятой Богородице. Мы о нем вспоминали, когда говорили о наказании Адама и Евы. С одной стороны, Господь наказывает Адама и Еву, с другой стороны, говорит, что семя Девы сотрет главу змия. Дева не может носить в себе семя. Мужчина носит семя, а женщина – принимающая сторона.

Это пророчество о будущем, о том, что Господь изберет такую уникальную Деву, способную стать Матерью Бога. Никогда больше не будет такой Девы, такого случая, такого мирового события, чтобы Бог стал Человеком. Он изберет эту Деву, и Она, родив Спасителя, сотрет главу змия.

Кто такой змий? Это сатана, который будет поражен рожденным от Девы Спасителем. Не от молодой, замужней женщины, а от непорочной Девы.

Также были более конкретные пророчества. У пророка Исайи говорится: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что означает «с нами Бог». Это более конкретное пророчество, а не иносказательное. Оно о том, что Бог спланировал именно такое появление на земле.

Давайте поговорим о Пресвятой Богородице. У нас есть несколько праздников, посвященных Ее рождению. Если взять даты календаря нового стиля, то 21 сентября мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Предание нам сообщает, что Она родилась от особых родителей, когда им было уже много лет. Это были пожилые люди, праведники, которые прожили очень благочестивую жизнь.

В той иудейской среде было зазорным не иметь детей. Считалось, что если в семье нет детей, то род проклят. Люди помнили о пророчестве, что в иудейской среде родится Спаситель мира. А раз в чьей-то семье детей нет, значит, в их роду Спасителя не будет и они Богом отвержены.

Родители Пресвятой Богородицы не то чтобы обижались, что к ним так относились люди, но они искренне считали, что так хочет Бог. Они посвятили свою жизнь подготовке к этому рождению. Они не знали, что у них дитя родится, когда им будет уже много лет. Это важно. Святитель Игнатий говорит, что важны даже те условия, в которых зачинается человек. Одно дело, когда родители юные – у них играют, бурлят страсти. В ребенка закладываются эти бурления страстей и продолжают бурлить дальше. Ребенок это все впитывает.

Другое дело, когда праведники проживают благочестивую жизнь и рождают ребеночка уже на закате своих дней, уже с другим настроением. Нам очень важно отмечать, что Пресвятая Богородица не просто была случайно избрана, Она рождается в роде праведников, в роде царя Давида. Давиду Господь обещал, что у его потомков родится Спаситель. Этот род потом обеднел, стал нищим, но тем не менее в нем сохранилась память, что он царский.

И в этом царском, но обедневшем роде рождается Пресвятая Богородица. Самое главное, что это был род праведников. Можно быть потомком царей, но грешником. Это род праведников, род царей.

Воспитание Пресвятой Девы

У нас есть праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, когда мы вспоминаем, как родители Пресвятой Девы отдают Ее отроковицей на воспитание в храм. Это необычное дело, и надо его правильно понимать.

Обычно как бывает? Мы рождаем ребенка, и он становится нашей собственностью. А здесь совсем другое. Люди понимали, что это дар Божий и что дар Божий надо отдать. И вот они отдают Пресвятую Богородицу на воспитание в Иерусалимский храм, при котором не Она одна воспитывалась. Тогда была распространенная практика, что девиц отдавали на воспитание в храм, и они при храме жили, трудились, рукодельничали, молились. Этим занималась Пресвятая Богородица. Воспитание – это очень важно, потому что без воспитания мало что можно взрастить в человеке.

Еще хочу отметить такой важный момент. Рождение Пресвятой Девы было таким же, как у всех нас. Одна из еретических богословских идей в Католической Церкви – что Пресвятая Богородица родилась не как мы. Это очень опасная еретическая, ложная идея. Почему она ложная? Бог решил воплотиться, и Он берет плоть Адама – уже поверженного, грешного. Но берет ее без греха, через непорочное зачатие. А если мы предполагаем, что Пресвятая Дева непорочно появилась, значит, Она нам уже не родственница, Она не несет человеческих немощей, не знает их. Получается, Она вообще не от мира сего. Если бы было так, то и Христос, воплотившись от Нее, взяв Ее плоть, был бы с нами не близок. Вот в чем эта богословская ошибка.

Поэтому православное учение о Пресвятой Богородице говорит, что Она была зачата и рождена как обычно, как это бывает у людей, 9 месяцев ее мама под сердцем носила. В том числе произошло наследование первородного греха.

Эту тему нам непривычно применять по отношению к Пресвятой Богородице, но это так. Родившись от наших мам и пап, мы наследники первородного греха. Только условия разные, в которых он проявляется.

Это был род праведников, и у Девы была личная праведность, Ее личный собственный выбор. Не так, как у нас часто бывает. Ребенок в храм идти не хочет, мы его тащим, а он нам потом мстит за то, что мы его лишили отдыха и развлечений.

А здесь личное настроение Пресвятой Девы, Ее личный выбор приводят к тому, что, с одной стороны, Она является наследницей первородного греха Адама, а с другой, этот грех не дает таких плодов, как у нас, когда мы впадаем в смертные, тяжкие грехи, мучаемся от этого, страдаем.

Первородный грех тоже в Богородице проявлялся, но в другом качестве. В чем это можно отчасти увидеть? В Евангелии мы можем увидеть следующий момент. Когда Господь только выходит на проповедь, братья Его (это были сыновья Иосифа, у Пресвятой Богородицы никто, кроме Спасителя, не рождался) в Него не поверили, не увидели в Нем Спасителя (они считали Его младшим братом, младшим родственником). Когда люди стали говорить про Спасителя, что Он бесноватый, то братья Его обиделись и начали отрывать Господа от проповеди, говоря: вот Мать Твоя, прекращай проповедовать, иди к Матери. А Господь сказал: «Кто Мне братья и мать? Те, кто исполняет волю Божию».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в этом отчасти проявляется немощь первородного греха, когда Пресвятая Богородица не до конца поняла предназначение Своего Сына. Это мы с вами должны понимать, что Пресвятая Богородица так же, как обычный человек, имеет то же самое наследство от Адама, но личная праведность как бы нейтрализует проявление этих грехов. Это происходит благодаря воспитанию, происхождению от праведников, личной праведности.

И вот наступает время, когда Христу пора прийти в мир.

Два сошествия Святого Духа на Пресвятую Богородицу.

Это Благовещение – когда Архангел Гавриил приходит к Пресвятой Богородице и спрашивает: «Будешь ли, захочешь ли, сможешь ли?» Представляете, какой Бог у нас? Она соглашается, и Дух Святой сходит на Нее, как в Евангелии говорится: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя.

Что происходит? Очищение от действий первородного греха. От этого плена первородного греха, в котором находится все человечество. Да, оно потом будет немного проявляться, но самое главное, что Пресвятая Богородица уже очищена. Этот, по нашим меркам, чистый сосуд Господь еще больше очищает. Сила Всевышнего – это происходит момент непорочного зачатия. Дух Святой сходит на Пресвятую Богородицу, и из Ее крови, без участия мужчины (земного отца), начинает появляться Спаситель.

Второе Сошествие Святого Духа происходит в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сходит на апостолов. Пресвятая Богородица после распятия и воскресения Спасителя пребывала вместе с апостолами, и Дух Святой тоже сходит на Нее.

Есть два действия. Если в первом случае – очищение, то здесь происходит совершенство, когда Она уже совершенно очищена и освящена Святым Духом. Я советую вам обратиться к статье святителя Игнатия. Он цитирует Дионисия Ареопагита, который Ее видел вживую. И он описывает благодатное состояние души просто от созерцания Пресвятой Девы. Он писал апостолу Павлу: «Если бы ты меня не научил, что Спаситель – это Христос, я бы подумал, что Она Бог».

Такое действие благодати было от Пресвятой Богородицы. Почему мы называем Марию Богородицей? Потому, что от Нее Бог воплотился, Бог родился.

Какие еще есть святые названия, относящиеся к Пресвятой Богородице Марии? Например, Приснодева. Приснодева – значит всегда Дева. До непорочного зачатия была Девой, после него оставалась Девой и после Рождества Спасителя остается Девой.

Рождение Спасителя должно быть особым, это не простой человек, грешник, смертный. Здесь не надо смущаться, мы должны знать и понимать, насколько наш Бог велик, для Него все возможно. Тот, Кто весь мир создал, такие чудесные явления тоже может сделать совершенно просто. Приснодева – всегда Дева. Такие слова мы относим к Пресвятой Богородице.

Что же произошло после Успения Пресвятой Богородицы? Совершенство проявлялось в Ней во всем: в премудрости, в чудесах многочисленных исцелений, о которых сохранилось предание. Но Она же человек, и Бог Христос наш, уничтожив ад, не уничтожает смерть как переход. Мы говорим: «Смертию смерть поправ» (смерть духовную поправ, плен ада поправ), но смерть осталась как переход.

Поэтому наступает время, когда Пресвятой Богородице надо из этого мира перейти на небеса. Каким образом это происходит? У нас есть праздник Успения Пресвятой Богородицы. Мы вспоминаем, что Спаситель Своей Матери объявляет о наступлении земного перехода, который называется успением. Это не кончина, не трагедия, а успение. Человек уснул в этом мире, а проснулся в мире лучшем, совершенном.

По учению Церкви, на третий день Пресвятая Богородица после Своей святой кончины была воскрешена в Своем теле и взята на небеса.

Я рассказал очень кратко о православном учении о Пресвятой Богородице. Почитайте статью святителя Игнатия.

Почему мы говорим: Царица Небесная? Потому, что Ее положение выше херувимов и серафимов. Это человек, который настолько уникален, свят, велик, приближен к Спасителю (как любая мать-императрица к сыну-императору), что мы к Ней обращаемся: Царица Небесная.

Мы Ее называем: Ходатаица. Господь дал Ей такую силу и власть быть Ходатаицей перед Отцом Небесным за людей. Поэтому столько  в православном мире храмов, посвященных Пресвятой Богородице, столько Ее чудесных икон. Забота Пресвятой Богородицы не ограничена какой-то страной, временем, она безгранична. Матерь Божия получила возможность на земле (и тем более оказавшись у Отца Небесного) быть Заступницей и Ходатаицей за всех.

Дорогие братья и сестры, заканчивая нашу беседу, мы должны понимать, что все, чему Церковь учит о Пресвятой Богородице, – это все тот же план по спасению человечества, когда Бог решил спасти людей, и одно из необходимейших условий этого – чтобы Христос стал Человеком.

Спасибо вам, братья и сестры, за внимание к нашей передаче, за отзывы, вопросы. Очень важно, чтобы понимать, усвоена или не усвоена тема, чтобы добавить что-то, повторить. Благодарю всех наших активных зрителей за реакцию, обратную связь с нами. Это очень важно. Желаю вам Божией помощи. До новых встреч на телеканале «Союз».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​